Конспект урока музыки на тему ««Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма» (7 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему ««Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма» (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
Междисциплинарный 4
7 кл
01.03.2021
Конспект урока музыки на тему ««Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма» (7 класс)
Аналитическое занятие по романсу М. Глинки «Я здесь, Инезилья…». Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 8 урока 3 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание соразмерности, органичности, логичности трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства. Личностные: — укрепление личностного, ценностного, заинтересованного отношения к русской вокальной музыке на примере романса М. Глинки. Предметные: — знание строения трёхчастной формы; — укрепление навыков анализа музыкально-выразительных средств и формы музыкального произведения на примере романса М. Глинки.
Урок 8_Трёхчастная форма.docx

7 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8 (24). «Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание соразмерности, органичности, логичности трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства.

Личностные:

— укрепление личностного, ценностного, заинтересованного отношения к русской вокальной музыке на примере романса М. Глинки.

Предметные:

— знание строения трёхчастной формы;

— укрепление навыков анализа музыкально-выразительных средств и формы музыкального произведения на примере романса М. Глинки.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по романсу М. Глинки «Я здесь, Инезилья…».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: К. Шпицвег. «Серенада»; Дж. Б. Бургесс. «Испанская красавица».

Поэзия: А. Пушкин. «Я здесь, Инезилья…».

Музыка: М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...».

Песенный материал: А. Гречанинов, стихи народные. «Призыв весны».

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение стихотворения А. Пушкина. Прослушивание романса М. Глинки. Сравнительный анализ стихотворения и его музыкального воплощения. Сравнительный анализ крайних и среднего разделов романса. Определение особенностей строения трёхчастной формы. Просмотр и обсуждение репродукций картин, выявление их образной связи с романсом Глинки. Разучивание и исполнение хора А. Гречанинова. Определение формы хора.

Формы педагогического контроля: Контроль совершенствования навыков анализа музыкального произведения на примере романса М. Глинки. Контроль понимания нотных примеров. Контроль совершенствования вокально-хоровых навыков. Контроль понимания особенностей строения трёхчастной формы. Контроль умения назвать произведения разных жанров в творчестве М. Глинки. Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

 

 

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

?

·         Перечислите известные вам музыкальные формы.

·         Объясните, почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем непохожи друг на друга?

·         Как думаете, чем будут отличаться друг от друга двух- и трёхчастная формы?

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодняшний урок мы посвятим трёхчастной музыкальной форме.

На примере романса М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я здесь, Инезилья...» мы определим особенности строения трёхчастной формы, проведём сравнительный анализ крайних и среднего разделов романса. Мы рассмотрим также репродукции картин и постараемся выявить их связь с романсом Глинки, постараемся понять органичность трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства.

Тема урока -  «Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трёхчастная форма

3.      Работа по теме урока

1)      Трёхчастная форма

Трёхчастная форма — одна из самых распространённых, логичных, стройных форм в музыке. Это форма, на которой основано великое множество и самостоятельных произведений, и отдельных фрагментов в более крупных сочинениях.

Трёхчастная форма более пропорциональна, более уравновешена, чем двухчастная. Первая и третья части сходны не только по своему музыкальному содержанию, но и по величине. Тем самым проявление репризности здесь имеет больше общего с симметричностью в изобразительном искусстве: ведь там левый и правый элементы общей композиции, как правило, равновелики и близки по своим размерам.

Уравновешенность, пропорциональность трёхчастной формы способствуют тому, что отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений (сюит, сонат и т.п.) пишутся в ней значительно чаще, чем в двухчастной. Кроме того, эти сочинения иногда достигают весьма больших размеров, так как и период, и его развитие могут быть очень развёрнуты.

2)      Образные предпосылки трёхчастности

Рассмотрим теперь романс Глинки – «Я здесь, Инезилья…», написанный на стихи Пушкина, которого композитор любил и высоко ценил. На стихи Пушкина Глинка написал многие свои романсы, в том числе один из лучших – «Я помню чудное мгновенье…», а также оперу «Руслан и Людмила». Естественно предположить, что творчество великого поэта, занимающее столь важное место в произведениях Глинки, трактуется им с особым вниманием и тщательностью, что мельчайшие поэтические оттенки и нюансы получают достойное музыкальное воплощение:

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.

Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу.
Проснется ли старый,
Мечом уложу.

Шелковые петли
К окошку привесь...
Что медлишь?.. Уж нет ли
Соперника здесь?..

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.

Стихотворение Пушкина рисует нам известную картину ночной серенады: влюблённый поёт под окнами своей возлюбленной свою призывную песню.

Первые куплеты стихотворения повествуют нам о том, что действие происходит в ночной Севилье, то есть обрисованы время и место, а также облик и характер влюблённого (отважный, с гитарой и шпагой). Затем, в третьем куплете, возникает тема соперника: кавалер опасается, что кто-то может ему помешать, в его вопросы закрадывается недоверие («Что медлишь?»).

Последний куплет повторяет начальный, так что трёхчастность задана уже в форме самого стихотворения.

3)      Трёхчастность в романсе Глинки

Эта структура переносится композитором и в музыку романса. В точном соответствии со стихотворением Пушкина два первых куплета составляют первый раздел, отмеченный приподнятым, оживлённым настроением, которым охвачен влюблённый в ожидании скорого свидания. Его музыкальная речь певуча и выразительна.

А) Слушание и музыкальный анализ

Обратите внимание на нарастание динамики в первом разделе: песня начинается тихо (оттенок p), словно кавалер боится разбудить окружающих, однако постепенно он как будто теряет осторожность (ведь возлюбленная всё не появляется!), и с каждой новой строкой его пение становится более громким – вплоть до ff в последних словах раздела, где уже во весь голос он дважды повторяет: «Я здесь под окном».

Такая остроумная трактовка, помимо содержания стихотворения, уже чисто музыкальными средствами подчёркивает нарастающее нетерпение влюблённого, который обращается к безмолвному окну и не получает никакого ответа.

Вся его страстная и пламенная речь поддерживается аккомпанементом, имитирующим звон гитары, который также отражает нарастающее душевное беспокойство героя и обрывается на самых громких по звучанию, намеренно акцентированных аккордах.

Б) Повторное прослушивание и музыкальный анализ романса Глинки

После высшей точки нетерпения состояние героя меняется, что тотчас сообщает нам смена тональности (до мажор после соль мажора), а также изменение характера всего музыкального движения. На смену певучей мелодии первого раздела приходят отрывистые фразы с большим количеством пауз между репликами. И точно так же, как была выразительна динамика в первом разделе, образуя второй, скрытый образно-эмоциональный план, в середине романса особую роль приобретают указания композитора на характер исполнения.

Первый вопрос «Ты спишь ли?» звучит с пометкой dolce (нежно), на тихой звучности (p), особенно контрастной в сравнении с только что гремевшими аккордами, завершающими первый раздел.

Однако при первом же возникновении мысли о сопернике следует указание con passion (со страстью), соответствующее фразе: «Что медлишь?».

У Пушкина выразительность волнения подчёркивается многоточиями в конце каждой фразы, у Глинки – оттенками, предписаниями относительно характера исполнения, а также – что очень важно – дважды повторенной фразой «Что медлишь?», данной в нарастании также и мелодико-гармонического напряжения.

Ключевая фраза, объясняющая волнение и тревогу героя, - «Уж нет ли соперника здесь?», также дважды повторенная, исполняется declamato, то есть декламируется, почти говорится практически на одной ноте.

Репризе – точному повторению первого раздела – соответствует возвращение основной тональности, характера исполнения и всех дополнительных авторских указаний за одним небольшим исключением. Фраза «исполнен отваги» сопровождается пометкой risoluto (решительно), вероятно напоминающей, что все воинствующие намерения кавалера остаются в силе.

Таковы образные предпосылки трёхчастности в этом замечательном романсе.

В) Работа над нотными примерами

В учебнике даны два нотных примера — начало романса (24) и середина (25). Ученики отмечают, что некоторые музыкально-выразительные средства в этих фрагментах контрастны друг другу. Начинается романс гордой полётной мелодией серенады, а в середине интонации становятся более речевыми, отрывистыми, декламационными. Середина рисует сценку, в которой мы как бы видим поведение героя: он спрашивает девушку, почему она медлит, ревниво осматривается в поисках соперника. В репризе мелодия серенады возобновляется, молодой человек продолжает пение.

Учитель обращает внимание учеников, что композитор очень свободно и вольно относится к форме стихотворения — сильные доли тактов далеко не всегда совпадают с ударениями в тексте, иногда даже противоречат им. Например, в начале романса слово «здесь» дано на слабой доле такта, а первый слог имени «И-нези-лья» — на первой, сильной доле. Далее на сильную долю попадает предлог «под» (окном). Некоторые слоги распеваются на несколько звуков, другие соответствуют одному звуку. Складывается впечатление, что композитор ставит на первый план именно мелодию, а не текст. Так случается в творчестве Глинки часто; известно, что он нередко писал музыку даже раньше, чем получал слова. Например, так было при сочинении оперных сцен. В среднем разделе, напротив, музыкальные фразы точно соответствуют речевым интонациям, зависят от них, берут в них начало.

Есть и черты, объединяющие крайние и средний разделы романса, — это фортепианный аккомпанемент «бас — два аккорда», подражающий бряцанию на гитаре, общий темп, размер, мажорный лад. В целом романс выражает яркие, радостные, лирические эмоции.

4. Разучивание и исполнение хора А. Гречанинова, стихи народные «Призыв весны»

 Прослушайте хор. Постарайтесь определить форму хора А. Гречанинова.

1)      Слушание - https://youtu.be/tackJiM4ybg

2)      Разучивание - https://youtu.be/AFktkexfGZg

Текст песни:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным!

 

Весна, весна, на чём пришла?

На чём пришла, приехала?

На чём пришла, приехала?

На сошечке, на бороночке, на бороночке!

5. Итог

Форма - это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к последовательности звучания (проведения) в нём музыкального материала.

Простой трёхчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период; вторая, т.е. средняя, часть — также период или ряд построений серединно-разработочного характера; третья часть в большинстве случаев является репризой первой части.

Схема трёхчастной формы:

Трёхчастная форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первой части), развить мысль (во 2 части), а затем вернуться к главной мысли и утвердить её (в 3 части). 

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Подумай, можно ли назвать трёхчастную форму более динамичной, чем двухчастную? Почему?

2)      Выучи и спой песню Гречанинова, сл. народные «Призыв весны».

3)      Рассмотри репродукции картин, выяви их образную связь с романсом Глинки. Аргументируй свой ответ.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b2/Carl_Spitzweg_-_Das_St%C3%A4ndchen.jpg/325px-Carl_Spitzweg_-_Das_St%C3%A4ndchen.jpgК. Шпицвег. Серенада  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетом картины «Серенада» немецкого художника первой половины 19 века Карла Шпицвега является жанровая сцена, изображающая бедный пейзаж немецкого городка и жизнь в нём городских обывателей и чудаков. Мы видим поюще-играющую группу музыкантов и стоящего в центре этой группы, изнемогающего от любви к недосягаемой возлюбленной, заказчика серенады. Музыканты изображены художником с явным, но добрым юмором – ведь автор изображает проявление человеческих чувств. В мельчайших подробностях, но со здоровым чувством юмора и добрым отношением к героям своего произведения художник перенёс на свой холст забавный момент уличного эпизода. Герой произведения здесь не теряется в толпе (группе музыкантов), а становится будто героем мини-повести, с как бы ненароком подсмотренным художником сюжетом.

  Дополнительную прелесть картине Шпицвега придаёт добродушная ирония, лишённая сарказма и грубых социальных акцентов. Даже бедность на его картине выглядит не пугающей, не отталкивающей, а как-то спокойно и умиротворённо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дж. Б. Бургесс. Испанская красавица

https://filed14-11.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fs020.radikal.ru%2Fi721%2F1403%2F7b%2F65349e93a4eb.jpg&mw=&mh=&sig=02db018951f7126e314a2f999188d269

Известный английский художник Дж. Бургесс в течение тридцати лет ежегодно ездил в Испанию, часто проводя дни с испанскими крестьянами, живя их жизнью и разделяя их еду. Он очень любил эту страну.

Среди множества его работ особенно выделяются портреты испанских женщин – загадочные, яркие красавицы с гордой осанкой, роскошными чёрными волосами и магнетическим взглядом, приковывающим к себе  внимание мужчин.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 8 (24)

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 8 (24)

ХОД УРОКА 1. Организация урока

ХОД УРОКА 1. Организация урока

Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном

Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном

Такая остроумная трактовка, помимо содержания стихотворения, уже чисто музыкальными средствами подчёркивает нарастающее нетерпение влюблённого, который обращается к безмолвному окну и не получает никакого ответа

Такая остроумная трактовка, помимо содержания стихотворения, уже чисто музыкальными средствами подчёркивает нарастающее нетерпение влюблённого, который обращается к безмолвному окну и не получает никакого ответа

В репризе мелодия серенады возобновляется, молодой человек продолжает пение

В репризе мелодия серенады возобновляется, молодой человек продолжает пение

Текст песни: Весна, весна красная!

Текст песни: Весна, весна красная!

К. Шпицвег. Серенада

К. Шпицвег. Серенада

Дж. Б. Бургесс. Испанская красавица

Дж. Б. Бургесс. Испанская красавица
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021