5 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3 (12). Романса трепетные звуки
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса;
— обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.
Личностные:
— формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса.
Предметные:
— выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;
— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;
— выявление сходства и различия между жанрами песни и романса;
— художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.
Форма проведения занятия: Урок-представление жанра романса.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь. «Февральская лазурь».
Поэзия: Н. Кукольник. «Жаворонок».
Музыка: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (№ 15 аудиоприложения). Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок».
Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ жанров песни и романса: выявление общего и различного. Восприятие и анализ живописных пейзажей. Выявление связей между живописными, литературными и музыкальными образами. Прослушивание и пение романса М. Глинки. Выявление связи и различия вокальной и фортепианной партии романса. Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: звукоподражание.
Формы педагогического контроля: Контроль вдумчивого, заинтересованного прослушивания музыки. Контроль активности участия учащихся в сравнительном анализе произведений. Проверка качества пения (индивидуально и малыми группами). Контроль нравственно-этического усвоения учащимися предложенного содержания.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы:
· К какому вокальному жанру относятся следующие музыкальные произведения: «С чего начинается Родина?» В. Баснера, «Вечерний звон» на стихи И. Козлова», «Похвала знатока» Г. Малера?
· Назовите ещё произведения прошлых уроков, относящиеся к этому вокальному жанру.
· Почему «Песню без слов» Ф. Мендельсона тоже называют песней?
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей. (А. Фет)
Вокальный жанр песни, хоть и является небольшим музыкальным сочинением, всё же это - целый мир: в нём рассказывается о жизни, о людях, об их добрых чувствах и об их переживаниях, песня отражает природу и быт людей, рассказывает об их праздниках и буднях, выражает характер и обычаи народа.
Огромный мир музыкальных образов воплотил в себе и один из самых тонких, поэтических жанров – романс. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Сегодня мы будем говорить о романсе.
Мы постараемся выявить взаимосвязи между музыкой и поэзией в жанре романса, обсудим общие темы и образы в русских пейзажах и романсах о природе, поищем сходство и различие между песней и романсом, поучимся выразительно исполнять романс русского композитора М.И. Глинки «Жаворонок».
3. Работа по теме урока
1) Романс. Возникновение и тематика жанра
Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Но романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
Возник романс в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
В Испании и Италии этот термин с XV в. обозначал стихотворение на родном (романском) языке и вокальную пьесу на такое стихотворение: изначально в средние века в Испании всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский язык), а не на латинском - официальном языке католической церкви, называли романом. И потому стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений, стали называть романсами.
До середины XVI в. романсы исполнялись по большей части при дворе; в музыкальном отношении это были либо трёх- или четырёхголосные пьесы для хора, либо песни для голоса в сопровождении лютни.
С начала XVIII в. во Франции и в Германии романсами называли рассказы и сказки причудливого или сентиментального, т.е. «романтического», содержания.
В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании стиля романтизма в искусстве. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, никогда не смогли бы выразить крупномасштабные жанры – такие, как симфония, концерт, кантата, оратория, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Простые же лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. Потому у романтиков жанровое наименование «романс» относится именно к небольшим характерным пьесам.
Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф. Шуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Все эти образы составляют важную часть и вокальной музыки русских композиторов: с начала XIX в. такие песни-романсы, предназначенные для домашнего исполнения, широко распространились и в России.
Жанровое наименование «романс» носит большинство вокальных пьес русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов: русская поэзия оказала огромное влияние на развитие жанра романса. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями – всё звучит в романсе, всё оказывается близким исканиям музыкантов: романс может воспеть и красоту природы, и поднять высоко нравственные темы, может мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, а может и перевернуть страницы истории, заглянуть в будущее.
Вспомните, например, и назовите, как назывался романс, с которым вы познакомились на одном из уроков музыки в 1 четверти?
- «Я помню чудное мгновение» на стихи А.С. Пушкина.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.
И. Левитан. Цветущие яблони. 1896 г. (Фрагмент)
И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г.
И. Грабарь. Февральская лазурь
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.
2) М. Глинка. Романс «Жаворонок» - Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы необыкновенно поэтичного и задушевного романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
А) Слушание и пение - https://youtu.be/_kMTQQWqduY
Текст:
1. Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий. (2 раза)
2. Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой. (2 раза)
Б) «Жаворонок» - шедевр творчества М. Глинки
Романс «Жаворонок» входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Цикл этот состоит из 12 вокальных миниатюр. Он написан на стихи друга Глинки Нестора Кукольника. Цикл объединяет тема прощания с Родиной.
Эта тема была для композитора автобиографична и соответствовала обстоятельствам его жизни, приближающемуся отъезду за границу.
Иногда тема прощания звучит в цикле жизнерадостно и окрылённо (пример - «Попутная песня»), иногда — элегично и проникновенно, как в «Жаворонке».
Отметим здесь также, что певчая полевая птица жаворонок в русском фольклоре является символом свободы, простора. И этот образ любим многими русскими композиторами: например, жаворонков несколько раз изображал в своих произведениях П. Чайковский.
Итак, образ «Жаворонка» Глинки:
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны.
Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что еще обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти гениально передал М. Глинка в своей мелодии?
Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.
В) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ
Какие чувства, настроения передают авторы своим произведением?
- Настроение светлое, приподнятое, радостное. И, всё же, чувствуется некоторая грусть, - пусть светлая, мечтательная, но она присутствует в музыке и тексте этого романса.
Г) Работа над нотным примером
В нотной записи (нотный пример 17) ученики отмечают изобразительные черты в фортепианной партии: короткие мотивы с форшлагами в верхнем регистре, перемежающиеся паузами, рождают ассоциации с птичьим пением, щебетом, порханием.
Педагог обращает внимание учеников, что звукоизобразительность присутствует только в фортепианном вступлении-проигрыше.
Вступающая вслед за ним вокальная партия певуча и печальна, и фортепианное сопровождение по характеру соответствует ей. Использование и низкого, и среднего, и верхнего регистров у фортепиано создаёт ощущение пространства — широких просторов, далей, высокого неба над головой.
Д) Разучивание, исполнение романса «Жаворонок»
Как вы уже поняли, форма романса — куплетная (по строению - два куплета).
При разучивании важно стремиться к певучему пению, плавному звукоизвлечению.
4. Рефлексия
Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.
Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.
Что вы узнали о романсе?
5. Итог урока
Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку.
Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.
Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.
Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.
6. Вопросы и задания
1) Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?
2) Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?
3) Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Романс.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.