Конспект урока музыки на тему «Романса трепетные звуки» (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Романса трепетные звуки» (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
5 кл
30.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Романса трепетные звуки» (5 класс)
Урок-представление жанра романса. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса; — обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе. Личностные: — формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса. Предметные: — выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры; — осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса; — выявление сходства и различия между жанрами песни и романса; — художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.
Урок 12.docx

5 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3 (12). Романса трепетные звуки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса;

—  обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.

Личностные:

—  формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса.

Предметные:

—  выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;

— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;

—  выявление сходства и различия между жанрами песни и романса;

— художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.

Форма проведения занятия: Урок-представление жанра романса.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь. «Февральская лазурь».

Поэзия: Н. Кукольник. «Жаворонок».

Музыка: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (№ 15 аудиоприложения). Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок».

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ жанров песни и романса: выявление общего и различного. Восприятие и анализ живописных пейзажей. Выявление связей между живописными, литературными и музыкальными образами. Прослушивание и пение романса М. Глинки. Выявление связи и различия вокальной и фортепианной партии романса. Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: звукоподражание.

Формы педагогического контроля: Контроль вдумчивого, заинтересованного прослушивания музыки. Контроль активности участия учащихся в сравнительном анализе произведений. Проверка качества пения (индивидуально и малыми группами). Контроль нравственно-этического усвоения учащимися предложенного содержания.

 

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Ответьте на вопросы:

·         К какому вокальному жанру относятся следующие музыкальные произведения: «С чего начинается Родина?» В. Баснера, «Вечерний звон» на стихи И. Козлова», «Похвала знатока» Г. Малера?

·         Назовите ещё произведения прошлых уроков, относящиеся к этому вокальному жанру.

·         Почему «Песню без слов» Ф. Мендельсона тоже называют песней?

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей. (А. Фет)

Вокальный жанр песни, хоть и является небольшим музыкальным сочинением, всё же это - целый мир: в нём рассказывается о жизни, о людях, об их добрых чувствах и об их переживаниях, песня отражает природу и быт людей, рассказывает об их праздниках и буднях, выражает характер и обычаи народа.

Огромный мир музыкальных образов воплотил в себе и один из самых тонких, поэтических жанров – романс. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

 Сегодня мы будем говорить о романсе.

Мы постараемся выявить взаимосвязи между музыкой и поэзией в жанре романса, обсудим общие темы и образы в русских пейзажах и романсах о природе, поищем сходство и различие между песней и романсом, поучимся выразительно исполнять романс русского композитора М.И. Глинки «Жаворонок».

3.      Работа по теме урока

1)      Романс. Возникновение и тематика жанра

Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Но романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

Возник романс в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

В Испании и Италии этот термин с XV в. обозначал стихотворение на родном (романском) языке и вокальную пьесу на такое стихотворение: изначально в средние века в Испании всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский язык), а не на латинском - официальном языке католической церкви, называли романом. И потому стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений, стали называть романсами.

До середины XVI в. романсы исполнялись по большей части при дворе; в музыкальном отношении это были либо трёх- или четырёхголосные пьесы для хора, либо песни для голоса в сопровождении лютни.

С начала XVIII в. во Франции и в Германии романсами называли рассказы и сказки причудливого или сентиментального, т.е. «романтического», содержания.

В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании стиля романтизма в искусстве. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, никогда не смогли бы выразить крупномасштабные жанры – такие, как симфония, концерт, кантата, оратория, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

Простые же лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. Потому у романтиков жанровое наименование «романс» относится именно к небольшим характерным пьесам.

Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф. Шуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ.

Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Все эти образы составляют важную часть и вокальной музыки русских композиторов: с начала XIX в. такие песни-романсы, предназначенные для домашнего исполнения, широко распространились и в России.

Жанровое наименование «романс» носит большинство вокальных пьес русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов: русская поэзия оказала огромное влияние на развитие жанра романса. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями – всё звучит в романсе, всё оказывается близким исканиям музыкантов: романс может воспеть и красоту природы, и поднять высоко нравственные темы, может мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, а может и перевернуть страницы истории, заглянуть в будущее.

Вспомните, например, и назовите, как назывался романс, с которым вы познакомились на одном из уроков музыки в 1 четверти?

- «Я помню чудное мгновение» на стихи А.С. Пушкина.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.

И. Левитан. Цветущие яблони. 1896 г. (Фрагмент)

https://i1.wp.com/www.sochinenje.ru/wp-content/uploads/2018/03/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0-1.jpg?w=960&ssl=1

И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897 г.

https://sochinyalka.ru/wp-content/uploads/2017/04/Kartina-Fevralskaya-lazur--614x1024.jpg

И. Грабарь. Февральская лазурь

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

2) М. Глинка. Романс «Жаворонок» - Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы необыкновенно поэтичного и задушевного романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!

А) Слушание и пение - https://youtu.be/_kMTQQWqduY

Текст:

1.       Между небом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей,

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий. (2 раза)

2.       Ветер песенку несёт,

А кому, не знает…

Та, кому она, поймёт,

От кого – узнает!

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой,

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой. (2 раза)

Б) «Жаворонок» - шедевр творчества М.  Глинки

Романс «Жаворонок» входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Цикл этот состоит из 12 вокальных миниатюр. Он написан на стихи друга Глинки Нестора Кукольника. Цикл объединяет тема прощания с Родиной.

Эта тема была для композитора автобиографична и соответствовала обстоятельствам его жизни, приближающемуся отъезду за границу.

Иногда тема прощания звучит в цикле жизнерадостно и  окрылённо (пример - «Попутная песня»), иногда —  элегично и проникновенно, как в «Жаворонке».

Отметим здесь также, что певчая полевая птица жаворонок в русском фольклоре является символом свободы, простора. И этот образ любим многими русскими композиторами: например, жаворонков несколько раз изображал в своих произведениях П. Чайковский.

Итак, образ «Жаворонка» Глинки:

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны.

Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что еще обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.

В) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ

Какие чувства, настроения передают авторы своим произведением?

- Настроение светлое, приподнятое, радостное. И, всё же,  чувствуется некоторая грусть, - пусть светлая, мечтательная, но она присутствует в музыке и тексте этого романса.

Г) Работа над нотным примером

В нотной записи (нотный пример 17) ученики отмечают изобразительные черты в фортепианной партии: короткие мотивы с форшлагами в верхнем регистре, перемежающиеся паузами, рождают ассоциации с птичьим пением, щебетом, порханием.

Педагог обращает внимание учеников, что звукоизобразительность присутствует только в фортепианном вступлении-проигрыше.

Вступающая вслед за ним вокальная партия певуча и печальна, и фортепианное сопровождение по характеру соответствует ей. Использование и низкого, и среднего, и верхнего регистров у фортепиано создаёт ощущение пространства — широких просторов, далей, высокого неба над головой.

Д) Разучивание, исполнение романса «Жаворонок»

Как вы уже поняли, форма романса — куплетная (по строению - два куплета).

При разучивании важно стремиться к певучему пению, плавному звукоизвлечению.

4. Рефлексия

Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.

Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.

Что вы узнали о романсе?

5. Итог урока

 Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку.

Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.

Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.

6. Вопросы и задания

1)      Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?

2)      Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?

3)      Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Романс.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (12)

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (12)

ХОД УРОКА 1. Организация урока

ХОД УРОКА 1. Организация урока

В Испании и Италии этот термин с

В Испании и Италии этот термин с

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы?

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве в живописи не находим мы те же образы?

И. Левитан. Весна. Большая вода

И. Левитан. Весна. Большая вода

И. Грабарь. Февральская лазурь

И. Грабарь. Февральская лазурь

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве

Итак, образ «Жаворонка» Глинки:

Итак, образ «Жаворонка» Глинки:

Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти

Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020