Конспект урока музыки на тему «Виртуальная экскурсия в оперу» (1 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Виртуальная экскурсия в оперу» (1 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
07.02.2020
Конспект урока музыки на тему «Виртуальная экскурсия в оперу» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 3 четверти «Исследование проблемы «Формы бытования музыки» (продолжение)».
1 кл_Урок 3.3.doc

Усачева. Музыка, 1 класс

III четверть

 

Урок 3. Исследование проблемы «Формы бытования музыки» (продолжение)

Тема: Виртуальная экскурсия в оперу

 

Цели и задачи:

- формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения;

- создать условия поиска форм бытования музыки;

- продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»;

- создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;

- моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;

- формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи;

- формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;

- создать условия для того, чтобы учащиеся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.

 

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 50—55.

2. Электронные информационные материалы:

Виртуальная экскурсия по Большому театру / ЭФУ, с. 52.

Виртуальная экскурсия по Мариинскому театру / ЭФУ, с. 52.

3. Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. Ария Царицы Ночи, Дуэт Папагено и Папагены, хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» / ЭФУ, с. 57; фонохрестоматия.

С.С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка» / фонохрестоматия.

 

 

 

ХОД УРОКА

I.                   ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.      Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2.      Мотивация. Целеполагание

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом  поётся? (Ария.)

 

Этот законченный эпизод

Играет оркестр. Один поёт. (Ария)

А теперь музыкальная загадка – отгадайте, что за музыка звучит?

Звучит фрагмент арии «Сasta Diva» из оперы «Норма» В. Беллини.

- Это ария.

- Итак, на предыдущем уроке мы, слушая арию «Сasta Diva», попали в оперу. А что значит «попасть в оперу»? Что такое опера?

Ответы детей.

- Сегодня мы на примере оперы продолжим знакомиться со сложными музыкальными формами.

 

II.                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.      Введение в тему

1)      Ария Царицы ночи

В опере всегда много разных по характеру героев. Один из них - Царица ночи.

- Как думаете, какими звучаниями можно нарисовать её портрет, её образ? Будем размышлять.

- Царица может быть важная, в красивом наряде, может, украшенном звездами.

- А какой музыкальный инструмент может передать мерцание звезд?

Дети выбирают треугольники, верхний регистр синтезатора и т.д.

- Послушаем арию Царицы ночи. (Название оперы Моцарта «Волшебная флейта» учитель пока умалчивает.) Какой мы представим Царицу?

Учитель создает условия для восприятия музыки. Напоминает о том, как слушают музыку в театре.

А. Слушание фрагмента арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

- В арии царица Ночи словно сердится, звуки громкие, высокие, властные.

- Действительно, в этой арии Царица ночи властная, неистовая. Горы сотрясаются и раздвигаются, когда появляется сама Царица ночи. Ария Царицы устрашающая.

Посмотрите, как выглядит этот фрагмент на сцене.

Б. Просмотр видеофрагмента

- А вот мелодия наполнена обилием разных украшений. Почему? Что передают эти яркие, высокие переливчатые интонации?

- Может, звездное небо, сияние месяца, украшения в короне и платье?

- Сравните образ Царицы на сцене и в картине художника. Что общего и в чём различие?

В. Рассматривание иллюстраций (Сцена из оперы «Волшебная флейта». Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи»).

- На сцене Царица - гневная, звучания - резкие. На картине Царица - таинственная, загадочная. Звучания - тихие, плавные, мягкие…

- А подумайте, вспомните, какие песни могут звучать в ночи, в вечерние часы. Назовите жанры, названия, интонации.

- Вечером могут звучать колыбельные песни.

- Как вы думаете, можно на двух нотках создать колыбельную песню?

Г. Сочинение и исполнение колыбельной:

Учитель создаёт условия для создания, исполнения колыбельных песен. Ученики на фортепиано подбирают две ноты. Одну - выше, другую – ниже. Затем запевают под эти звуки: «Баю, баю, засыпаю».

- Какой получилась у вас колыбельная?

- Тихая, мягкая, ласковая, неторопливая, добрая.

- А музыка арии в опере - неистовая, властная, с обилием разных украшений. Но чтобы понять, почему ария такая, уж совершенно непохожа на всё, что до сих пор вы слушали, надо знать содержание оперы: что было вначале, как развиваются события, чем всё закончится...

2) Развитие темы

Давайте-ка вспомним дуэт Папагено и Папагены и хор «Откуда приятный и нежный тот звон»:

А. Прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Моцарта: «Дуэт Папагено и Папагены», хор «Откуда приятный и нежный тот звон»

- Кто вспомнит, в какой опере звучали эти музыкальные фрагменты?

- Эти музыкальные фрагменты – из оперы Моцарта «Волшебная флейта».

 - Совершенно верно. Давайте споем этот знакомый вам Хор колокольчиков.

Б. Исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» Моцарта

- Смотрите-ка, оказывается, что вы уже давно побывали в опере, арию из которой - Царицы ночи - сегодня услышали.

«Волшебная флейта» – это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, стойкости над малодушием, дружбы над враждой. В этой опере Моцарт показал, что счастье не дается само собой, оно обретается в результате жизнестойкости и верности, преданности и терпения, любви и веры в добрые силы. Силы добра и зла в опере «Волшебная флейта» олицетворяют волшебные символические персонажи – мудрый волшебник Зарастро (носитель «знака солнца») и коварная Царица ночи. Между солнечным царством и царством ночи мечется Тамино – человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.

И мы можем сделать вывод: в опере много разных персонажей, каждый из них поёт «про своё» - имеет собственную музыкальную характеристику, всё происходящее в опере связано одним событием, идеей, сюжетом и пр.

Следовательно, опера - это крупная форма существования музыки, которую просто невозможно воспроизвести в условиях домашнего быта.

Конечно, можно прослушать фонограмму и узнать музыку, запомнить её, полюбить. Но! В опере артисты не просто поют, они играют роли, перевоплощаются в других людей (или аллегорические персонажи). Это означает, что мы попали не только в оперу, а и в театр — музыкальный театр! Но что это значит?

2.      Работа с учебником

Возвращаемся к Золушке и открываем разворот учебника (с. 50—51), на котором слева - город, а справа - образ балерины.

- Как думаете, есть ли связь между страницами разворота?

Ответы детей.

- А связываются картины спиралевидным движением: ведь для нас круговые вихри - это символика кружения в  вальсе.

Слушаем вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка» и вместе с героиней проходим путь из городского повседневья в театр.

Слушание фрагмента вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева. Пластическое интонирование («графическая музыка») - учащиеся повторяют рукой каждый виток в динамике того, что звучит.

- Ребята, мы ведь не просто связали вальсом эти картины, мы сделали что-то ещё. А что?

Ответы детей.

- Мы благодаря музыке попали в театр, открыли его для себя. То, что можно сравнить (образно домысливая) с каким-то механистическим вечным движением - круговертью жизни, в условиях, когда музыка ищет тебя (человека), а ты ищешь музыку, происходит чудо. Оставаясь даже на месте, ты начинаешь всё слышать и видеть по-друго­му, во всём тебе начинает являться поэзия, ты как бы начинаешь жить другой жизнью.

Вот это и есть музыкальный театр. В городах театр находится в специальном здании-дворце, куда так мечтала попасть Золушка: «Очень вредно не ездить на бал, особенно если ты этого заслуживаешь!» Мы можем сказать так: «Очень вредно не ходить в театр, особенно если ты заслуживаешь музыки и ищешь её!»

Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления.

Театр – особое искусство.  На сцене театра артисты играют разных персонажей, передавая их образы (характеры, чувства). Языком театра являются: слово, жест, интонация. Подумайте, что означает фраза на языке театра «войти в образ…»? Зачем?

Размышления учащихся.

- А еще такие фразы: «принять образ…», «создать образ…» Чей образ нужно принять, как думаете? А как это – создать образ?

Ответы учащихся.

- В театрах оперы и балета главной является музыка.

В опере (музыкально-драматическом спектакле) оперные артисты не говорят, а поют арии.

Балетное искусство - такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

3.      Виртуальные экскурсии

Отправимся на экскурсию в главные музыкальные театры страны — Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге (ЭФУ, с. 52-55).

4.      Мы - инструменталисты

- Ребята, мы с вами совершили экскурсии в главные музыкальные театры нашей страны. Что в них является самым главным?

- Музыка.

- А что вы можете сказать о профессиях, связанных с музыкальным искусством? О каких профессиях вы узнали из наших экскурсий?

- Артист, танцор, певец, инструменталист, дирижёр.

- Кто такой актёр? 

- Человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

- Совершенно верно, артист, актёр создаёт на сцене образ человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку. Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства. 

А кто такой инструменталист?

- Музыкант, профессионально играющий на музыкальных инструментах.

- А дирижёр?

- Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов.

- Давайте попробуем свои силы в качестве инструменталистов. Я предлагаю вам сочинить музыкальное сопровождение для стихотворения на ксилофоне, ложках, дудке, треугольнике и колокольчиках. Хочу особо подчеркнуть, что исполняя сочинение, вы будете выступать в качестве инструменталистов:

Играй же, как артист,

Про дятла на сосне,

Про каплю на окне.

На чём? — на ксилофоне!

На ложках — про лошадку,

На дудке — про кукушку,

Как будто на опушке

Сидите с ней вдвоём…

Вдруг лёд, снежинки — это

Зазвякал треугольник!

А колокольчик? Этот

Приятный, нежный звон

Откуда? Это дети,

Все наши первоклассники

На сцене, все — артисты,

И в классе все — артисты,

За партой все — артисты

Играют и поют!

 

III.            ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Итог. Рефлексия

- У каждого музыкального произведения есть свой наряд, своя форма. Крупная и малая. Сложная и простая.

Сложная – сложена из многого. Форма зависит от содержания. Какая форма у колыбельной песни?

- Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется.

- В какой музыке много героев, много разных настроений?

- В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть.

- Много интересного мы узнали сегодня о музыкальных формах, о музыкальном театре, о театральных профессиях. Надеюсь, вам было интересно.

2. Домашнее задание. Дома попробуйте нарисовать Царицу ночи.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

http://musike.ru/mozart.html

https://nsportal.ru/  

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki

http://www.fun4child.ru/1458-zagadki-po-muzyke-dlja-shkolnikov.html


Скачано с www.znanio.ru

Усачева. Музыка, 1 класс II I четверть

Усачева. Музыка, 1 класс II I четверть

ХОД УРОКА I.

ХОД УРОКА I.

А. Слушание фрагмента арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»

А. Слушание фрагмента арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»

Совершенно верно. Давайте споем этот знакомый вам

Совершенно верно. Давайте споем этот знакомый вам

Вот это и есть музыкальный театр

Вот это и есть музыкальный театр

Музыкант, профессионально играющий на музыкальных инструментах

Музыкант, профессионально играющий на музыкальных инструментах

Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется

Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020