Усачева. Музыка, 1 класс
III четверть
Урок 3. Исследование проблемы «Формы бытования музыки» (продолжение)
Тема: Виртуальная экскурсия в оперу
Цели и задачи:
- формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения;
- создать условия поиска форм бытования музыки;
- продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»;
- создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;
- моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;
- формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи;
- формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;
- создать условия для того, чтобы учащиеся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 50—55.
2. Электронные информационные материалы:
Виртуальная экскурсия по Большому театру / ЭФУ, с. 52.
Виртуальная экскурсия по Мариинскому театру / ЭФУ, с. 52.
3. Музыкальный материал:
В.А. Моцарт. Ария Царицы Ночи, Дуэт Папагено и Папагены, хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» / ЭФУ, с. 57; фонохрестоматия.
С.С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка» / фонохрестоматия.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Мотивация. Целеполагание
Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, отгадайте загадку:
Как монолог музыкальный зовётся,
Когда он на сцене артистом поётся? (Ария.)
Этот законченный эпизод
Играет оркестр. Один поёт. (Ария)
А теперь музыкальная загадка – отгадайте, что за музыка звучит?
Звучит фрагмент арии «Сasta Diva» из оперы «Норма» В. Беллини.
- Это ария.
- Итак, на предыдущем уроке мы, слушая арию «Сasta Diva», попали в оперу. А что значит «попасть в оперу»? Что такое опера?
Ответы детей.
- Сегодня мы на примере оперы продолжим знакомиться со сложными музыкальными формами.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Введение в тему
1) Ария Царицы ночи
В опере всегда много разных по характеру героев. Один из них - Царица ночи.
- Как думаете, какими звучаниями можно нарисовать её портрет, её образ? Будем размышлять.
- Царица может быть важная, в красивом наряде, может, украшенном звездами.
- А какой музыкальный инструмент может передать мерцание звезд?
Дети выбирают треугольники, верхний регистр синтезатора и т.д.
- Послушаем арию Царицы ночи. (Название оперы Моцарта «Волшебная флейта» учитель пока умалчивает.) Какой мы представим Царицу?
Учитель создает условия для восприятия музыки. Напоминает о том, как слушают музыку в театре.
А. Слушание фрагмента арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».
- В арии царица Ночи словно сердится, звуки громкие, высокие, властные.
- Действительно, в этой арии Царица ночи властная, неистовая. Горы сотрясаются и раздвигаются, когда появляется сама Царица ночи. Ария Царицы устрашающая.
Посмотрите, как выглядит этот фрагмент на сцене.
Б. Просмотр видеофрагмента
- А вот мелодия наполнена обилием разных украшений. Почему? Что передают эти яркие, высокие переливчатые интонации?
- Может, звездное небо, сияние месяца, украшения в короне и платье?
- Сравните образ Царицы на сцене и в картине художника. Что общего и в чём различие?
В. Рассматривание иллюстраций (Сцена из оперы «Волшебная флейта». Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи»).
- На сцене Царица - гневная, звучания - резкие. На картине Царица - таинственная, загадочная. Звучания - тихие, плавные, мягкие…
- А подумайте, вспомните, какие песни могут звучать в ночи, в вечерние часы. Назовите жанры, названия, интонации.
- Вечером могут звучать колыбельные песни.
- Как вы думаете, можно на двух нотках создать колыбельную песню?
Г. Сочинение и исполнение колыбельной:
Учитель создаёт условия для создания, исполнения колыбельных песен. Ученики на фортепиано подбирают две ноты. Одну - выше, другую – ниже. Затем запевают под эти звуки: «Баю, баю, засыпаю».
- Какой получилась у вас колыбельная?
- Тихая, мягкая, ласковая, неторопливая, добрая.
- А музыка арии в опере - неистовая, властная, с обилием разных украшений. Но чтобы понять, почему ария такая, уж совершенно непохожа на всё, что до сих пор вы слушали, надо знать содержание оперы: что было вначале, как развиваются события, чем всё закончится...
2) Развитие темы
Давайте-ка вспомним дуэт Папагено и Папагены и хор «Откуда приятный и нежный тот звон»:
А. Прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Моцарта: «Дуэт Папагено и Папагены», хор «Откуда приятный и нежный тот звон»
- Кто вспомнит, в какой опере звучали эти музыкальные фрагменты?
- Эти музыкальные фрагменты – из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
- Совершенно верно. Давайте споем этот знакомый вам Хор колокольчиков.
Б. Исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» Моцарта
- Смотрите-ка, оказывается, что вы уже давно побывали в опере, арию из которой - Царицы ночи - сегодня услышали.
«Волшебная флейта» – это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, стойкости над малодушием, дружбы над враждой. В этой опере Моцарт показал, что счастье не дается само собой, оно обретается в результате жизнестойкости и верности, преданности и терпения, любви и веры в добрые силы. Силы добра и зла в опере «Волшебная флейта» олицетворяют волшебные символические персонажи – мудрый волшебник Зарастро (носитель «знака солнца») и коварная Царица ночи. Между солнечным царством и царством ночи мечется Тамино – человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.
И мы можем сделать вывод: в опере много разных персонажей, каждый из них поёт «про своё» - имеет собственную музыкальную характеристику, всё происходящее в опере связано одним событием, идеей, сюжетом и пр.
Следовательно, опера - это крупная форма существования музыки, которую просто невозможно воспроизвести в условиях домашнего быта.
Конечно, можно прослушать фонограмму и узнать музыку, запомнить её, полюбить. Но! В опере артисты не просто поют, они играют роли, перевоплощаются в других людей (или аллегорические персонажи). Это означает, что мы попали не только в оперу, а и в театр — музыкальный театр! Но что это значит?
2. Работа с учебником
Возвращаемся к Золушке и открываем разворот учебника (с. 50—51), на котором слева - город, а справа - образ балерины.
- Как думаете, есть ли связь между страницами разворота?
Ответы детей.
- А связываются картины спиралевидным движением: ведь для нас круговые вихри - это символика кружения в вальсе.
Слушаем вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка» и вместе с героиней проходим путь из городского повседневья в театр.
Слушание фрагмента вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева. Пластическое интонирование («графическая музыка») - учащиеся повторяют рукой каждый виток в динамике того, что звучит.
- Ребята, мы ведь не просто связали вальсом эти картины, мы сделали что-то ещё. А что?
Ответы детей.
- Мы благодаря музыке попали в театр, открыли его для себя. То, что можно сравнить (образно домысливая) с каким-то механистическим вечным движением - круговертью жизни, в условиях, когда музыка ищет тебя (человека), а ты ищешь музыку, происходит чудо. Оставаясь даже на месте, ты начинаешь всё слышать и видеть по-другому, во всём тебе начинает являться поэзия, ты как бы начинаешь жить другой жизнью.
Вот это и есть музыкальный театр. В городах театр находится в специальном здании-дворце, куда так мечтала попасть Золушка: «Очень вредно не ездить на бал, особенно если ты этого заслуживаешь!» Мы можем сказать так: «Очень вредно не ходить в театр, особенно если ты заслуживаешь музыки и ищешь её!»
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления.
Театр – особое искусство. На сцене театра артисты играют разных персонажей, передавая их образы (характеры, чувства). Языком театра являются: слово, жест, интонация. Подумайте, что означает фраза на языке театра «войти в образ…»? Зачем?
Размышления учащихся.
- А еще такие фразы: «принять образ…», «создать образ…» Чей образ нужно принять, как думаете? А как это – создать образ?
Ответы учащихся.
- В театрах оперы и балета главной является музыка.
В опере (музыкально-драматическом спектакле) оперные артисты не говорят, а поют арии.
Балетное искусство - такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
3. Виртуальные экскурсии
Отправимся на экскурсию в главные музыкальные театры страны — Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге (ЭФУ, с. 52-55).
4. Мы - инструменталисты
- Ребята, мы с вами совершили экскурсии в главные музыкальные театры нашей страны. Что в них является самым главным?
- Музыка.
- А что вы можете сказать о профессиях, связанных с музыкальным искусством? О каких профессиях вы узнали из наших экскурсий?
- Артист, танцор, певец, инструменталист, дирижёр.
- Кто такой актёр?
- Человек, который играет в спектакле какую-либо роль.
- Совершенно верно, артист, актёр создаёт на сцене образ человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку. Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства.
А кто такой инструменталист?
- Музыкант, профессионально играющий на музыкальных инструментах.
- А дирижёр?
- Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов.
- Давайте попробуем свои силы в качестве инструменталистов. Я предлагаю вам сочинить музыкальное сопровождение для стихотворения на ксилофоне, ложках, дудке, треугольнике и колокольчиках. Хочу особо подчеркнуть, что исполняя сочинение, вы будете выступать в качестве инструменталистов:
Играй же, как артист,
Про дятла на сосне,
Про каплю на окне.
На чём? — на ксилофоне!
На ложках — про лошадку,
На дудке — про кукушку,
Как будто на опушке
Сидите с ней вдвоём…
Вдруг лёд, снежинки — это
Зазвякал треугольник!
А колокольчик? Этот
Приятный, нежный звон
Откуда? Это дети,
Все наши первоклассники
На сцене, все — артисты,
И в классе все — артисты,
За партой все — артисты
Играют и поют!
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог. Рефлексия
- У каждого музыкального произведения есть свой наряд, своя форма. Крупная и малая. Сложная и простая.
Сложная – сложена из многого. Форма зависит от содержания. Какая форма у колыбельной песни?
- Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется.
- В какой музыке много героев, много разных настроений?
- В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть.
- Много интересного мы узнали сегодня о музыкальных формах, о музыкальном театре, о театральных профессиях. Надеюсь, вам было интересно.
2. Домашнее задание. Дома попробуйте нарисовать Царицу ночи.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
http://musike.ru/mozart.html
https://nsportal.ru/
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki
http://www.fun4child.ru/1458-zagadki-po-muzyke-dlja-shkolnikov.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.