Конспект урока музыки на тему «Звучит романс» (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Звучит романс» (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
09.02.2020
Конспект урока музыки на тему «Звучит романс» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 5 урока 3 четверти.
3 кл_Урок 3.5.doc

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть

 

Урок 5. Звучит романс

Цели и задачи:

- рассказать детям об эпохе романса, охарактеризовать направления развития русской музыкальной культуры;

- продолжить «интонационное исследование» городской лирики, познакомиться поближе с жанром городского романса (обрисовать связанную с ним проблематику, привести музыкальные примеры), уметь анализировать черты жанра;

- обсудить интонационное взаимодействие сельского и городского бытового музицирования, выявить новые черты, появившиеся в крестьянском романсе в 19 веке;

- совершенствовать вокальные способности обучающихся при исполнении лирических песен и романсов: учить передавать задушевные, искренние интонации в пении.

 

Музыкальный материал:

Романс М. Яковлева на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет».

Романс «Утро туманное». Музыка Виктора Абазы, стихи И. Тургенева.

Романс «Нет, не любил он...». Муз. А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева.

«Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова.

«Среди долины ровныя». Муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова.

 

ХОД УРОКА

I.                   ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1.      Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!..

2. Ритмическая игра

3. Проверка домашнего задания

Обучающиеся демонстрируют свои «сочинения» романсов.

2. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент  русской народной песни «Лучина» в исп. Ф. Шаляпина.

- Что за мелодия прозвучала? Назовите прозвучавший народный песенный жанр.

- Народная песня «Лучина», жанр лирической, протяжной песни.

- Охарактеризуйте музыку.

- Задушевная, лирическая мелодия. Настроение грусти и печали. Темп очень медленный, лад минорный, динамика тихая, звуковедение протяжное, широкое, распевное, плавное.

- Что значит «лирическая» песня? Что такое лирика?

- Стихи, песни, размышления о любви, жизни, выражающие душевные переживания человека. По характеру – задумчивые. Иногда хочется плакать.

- Совершенно верно, ребята, лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».

 Лирика род музыки и литературы, выражающий личные переживания человека. Как жанр лирика (от греч. лира — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни)  зародилась именно в песне, выражающей настроение певца. Это - обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека.

- Какой вокальный жанр академической музыки лучше всего может передать чувства человека, его душевные переживания?

- Романс.

- Что такое романс?

- Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Исполнение романса «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ст. А.С. Пушкина.

- А как возник этот жанр, как он зародился?

- Произошло смешение протяжных народных песен с городской лирикой.

- Сравните «Лучину» и «Буря мглою небо кроет» - откуда и куда проникли эти песни, как распространились?

- Народная песня «Лучина» - из деревни в город: певец Ф. Шаляпин услышал ее, находясь в деревне, от мельника.

Музыка романса «Зимний вечер» была написана к стихам А. Пушкина, романс был привезен из города в деревню, полюбился народу и прижился: его запели в народе.

- Что значит «переосмысление» музыки?

- Ее «второе рождение»: музыка звучит немного иначе – так, как чувствует ее и понимает исполнитель.

- Рассмотрите картины на ст. 59 учебника. Соотнесите народную песню «Лучина» и романс «Зимний вечер» с картинами художников. Как звучат эти картины? Какую музыку к ним вы выберете? Почему?

Рассматривание картин: В. Панов. Иллюстрация к драме М. Лермонтова «Маскарад»; Е. Моисеенко. Портрет матери.

Рассуждения учащихся.

3. Постановка проблемы. Целеполагание

Сегодня мы продолжим музыкальные «романсовые» исследования. Прослушаем, сравним и проанализируем песни подлинного народного происхождения, но испытавшие сильное влияние городской лирики и старинные романсы, представляющие собой уже собственно городскую лирику. Разучим некоторые песни и романсы и поучимся передавать задушевные, искренние интонации в пении.

 

II.                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.      Жанр романса

- Жанр романса родился в 19 веке. Для характеристики эпохи, в которую происходило становление русского классического романса, я приведу несколько высказываний музыковеда Б. Асафьева.

Итак, Б.В. Асафьев: «...Здесь сплетаются сложные влияния: с одной стороны, великорусская и украинская песня соперничают друг с другом, с другой — через нарождающуюся оперу, особенно французскую комическую, всё сильнее и сильнее проникают иноземные мелодические течения, и происходит постепенное всасывание европейского мелоса и поглощение его российской песенной культурой».

 «...Дело в том, что тогда живая деревенская песня звучала ещё в столице на каждом шагу. Поэтому, конечно, о её целости заботились меньше, чем о том, чтобы рационально культивировать её с помощью западноевропейских приёмов обработки. Песня с сопровождением была тогда любимым жанром в Германии. (…) Нередко было, что и сочинённая в городе песня шла в народ...».

«...Песня в городе, в обрамлении городского инструментализма есть новое образование, новый слой, новый жанр, подобно тому, как в папском Риме памятники, выстроенные из материала разрушенных античных памятников, суть новые художественные явления».

Вот так, по мнению учёного, начиная с первых десятилетий 19 века, образовывался новый романсный стиль, в котором прослеживаются два направления: одно из них создаёт бытовой романс с элегической, мечтательной или буйно-весёлой окраской мелодии (под влиянием бытовой цыганской песни) и другое направление - художественно выразительный романс более индивидуального характера, образующийся под иностранным воздействием и в котором народные песенные элементы поглощаются мелодией в западноевропейском стиле. Такой романс был почти неотличим от песен с сопровождением. Так был сделан решающий шаг в становлении русского классического романса: песенного романса или романсного характера песни с инструментальным сопровождением. Этот период связывают с именами русских композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова и др.

Один из таких классических песенных романсов «Утро туманное» Виктора Абазы мы сегодня разучим.

Романс был написан на стихи И.С. Тургенева «В дороге». Стихотворение посвящено воспоминаниям о былом, о прошедшем времени, идеализируемом лирическим героем, спокойным и умиротворённым, который находится в дороге. Герой-путешественник погружается в воспоминания о прошлой любви, переживает. Расставание, прощание с возлюбленной – такова тема романса. Но произведение вовсе не несёт в себе отпечаток безнадёжной тоски, т.к. музыка и последняя строка - «глядя задумчиво в небо широкое» - передают ощущение просветлённости и, видимо, размышлений о встрече с другой, будущей любовью.

Прослушайте романс, охарактеризуйте музыку.

1)      Слушание романса «Утро туманное» (муз. В. Абазы, сл. И. Тургенева)

- Подберите музыкально-выразительные средства, характеризующие музыку романса.

- Минорный лад, темп неторопливый, звуковедение плавное, протяжное.

- Характер мелодии – спокойный, грустный, задумчивый, лирический, умиротворённый.

- Настроение – грустно-мечтательное.

- К городской лирике или к народной протяжной песне вы отнесете этот старинный романс?

- Старинный романс «Утро туманное» представляет собой городскую лирику.  

2) Разучивание романса.

 

2.      Большой разговор о лирической музыке

1) Наш семейный музыкальный быт

- Ребята, скажите, а поют ли у вас дома народные песни, старинные романсы? Попробуйте назвать произведения, которые исполняются в вашей семье.

Ответы учащихся (учащиеся обычно называют всё что угодно, и лишь очень редко нужные произведения).

- Да, к сожалению, приходится констатировать факт, что «песни бабушек и дедушек» постепенно уступили в быту место развлекательным жанрам отечественной и зарубежной массовой культуры. А если иногда и поются «песни прошлого», то, как правило, лишь за столом в праздники. Другими словами – «иные времена — иные песни».

И, не смотря на то, что и романс, и народная песня – явления самоценные, их вытеснила другая массовая культура, подчас  не самого высокого уровня.

Я прочту вам сейчас слова советского историка и музыковеда Ю.В. Келдыша. Как вы их понимаете:

«Это отражается на судьбе специфических видов „бытовой“ музыки. Стиль бытового романса испытывает очевидный процесс деградации. (...) …в дальнейшем „бытовой“ романс всё более теряет те черты неподдельной душевной теплоты и правдивости выражения, которые определяли его жизненную ценность, и приобретает налёт салонной наигранности, деланности чувства или лёгкой щекочущей развлекательности...».

Размышления учащихся.

Я специально остановилась на этих словах Ю.В. Келдыша. Такие жанры бытового музицирования, как «жестокий романс» («Он говорил мне...») или «разбойничья песня» (куда попал и «Стенька Разин»), — всё это продукты мещанского (обывательского, неутонченного) музыкального сознания. Хотя они и нравятся многим, но это — всё же дурной вкус! Прослушайте фрагменты этих песенных романсов и попытайтесь ответить: почему?

2) Прослушивание музыкальных фрагментов:

А) Романс «Нет, не любил он...», муз. итальянского композитора А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева

Б) «Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова

(Для сведения: «Из-за острова на стрежень» — русская песня на слова Дмитрия Садовникова, считающаяся народной. Относится к городскому романсу. Песня посвящена личности атамана Степана Разина и обыгрывает сюжет из истории возглавлявшегося им восстания. Самым известным исполнителем песни был Ф. Шаляпин.)

3) Мелодико-содержательный анализ песен

Размышления детей.

4) Рассуждаем об изменении роли лирической песни

- В качестве ответа на поставленный вопрос я приведу другие слова Юрия Всеволодовича Келдыша: «...Все эти стилевые особенности новой городской песни-романса проистекают из свойственной ей тяги к индивидуализации выражения, заострению личного начала в противоположность „собирательной“ обобщённости чувств, господствовавшей в старой крестьянской песне».

Эти слова музыковеда-историка довольно ясно говорят о том, что из нашей жизни постепенно уходит песенный жанр, корни которого находятся в народной протяжной песне. А ведь это грозит потерей связей с народным искусством, утратой национальных корней!

И, действительно, с течением времени в городской лирике стали всё реже звучать песни о природе, а песни о труде приобрели совсем иной характер. Трудно, например, представить, чтобы в наше время повсеместно зазвучали песни «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем» или рекрутские песни... «Из-за острова на стрежень», например, поют иногда просто как «воспоминание о прошлом». В основном в городе прижилась любовная лирика, т.е. содержание городской лирики сузилось, сосредоточилось на одной сфере человеческих чувств.

А теперь подумайте и скажите, какие изменения мы наблюдаем также в мелодическом языке городских песен?

Возможный вариант ответа: Она стала больше похожа на песню.

- Казалось бы, парадокс, - чем же городская лирическая или народная песня были до этого, разве не песнями?.. Но если вдуматься, то вы абсолютно правы: с позиции современного представления о песне мелодии песен стали более чёткой формы, народная песня утратила свои самые главные качества: импровизационность, вариативность, временную свободу. Общее настроение народной песни, выражавшееся в индивидуальных переживаниях, переросло в стройную форму хорового пения, где общее настроение изначально подчиняет себе поющих, обязывает подстраиваться под заданный строй песни.

Лирическая песня стала застольной, поётся за компанию, - потому исполнители не имеют возможности выразить свою индивидуальность, нюансы настроения. Таким образом, народная традиция в условиях городского быта стала терять своё внутреннее эмоциональное наполнение, подменяясь каким-то усреднённым всеобщим переживанием. Значит ли это, что мы окончательно утрачиваем традицию? В значительной мере, да. Но она ещё улавливается в песнях, которые сохранили глубокие народные корни.

 

3.      Разучиваем, поем

Примером одной из таких песен, имеющих подлинно народное происхождение, но испытавших сильное влияние городской лирики, является песня «Среди долины ровныя». Прослушайте ее и поразмышляйте, что в ней сохранилось от народной протяжной песни и  что появилось под влиянием городской культуры.

1) Слушание  «Среди долины ровныя» (муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова).

- Песенный характер передает чувства и состояние одинокого героя, сравнивание героя с дубом – как в народной протяжной песне. Под воздействием городской лирики заданы определенный, ровный ритм и не затянутый темп.

- Верно, ребята, эта авторская песня-романс стилизована под фольклор. Развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог свойственны именно народным лирическим песням.

Простота же напева, мелодичность, отсутствие варьирования мелодии и определенный, четкий музыкальный размер указывают на воздействие городской лирики. Песня просто потрясает простотой и печалью. Она ясна и величественна во всем — в понимании трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой ее, подобный одинокому могучему дубу, переносит свое одиночество и тоску, эта песня о неразделенной любви...

Но почему тогда таким всплеском звучат в ней финальные слова: «Возьмите же все почести, все золото назад! Мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд»? Это истинно русская песня, хотя бы потому, что автор ее не отделяет своей любви от любви к родной земле, это песня о Родине и о том особенном, щемящем душу чувстве, что и составляет, пожалуй, основу русского патриотизма.

2) Разучивание песни «Среди долины ровныя» - учебник, ст. 137.

 

III.             ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.      Рефлексия (Лист самооценки)

 Учащиеся заполняют «Лист самооценки»:

Узнал что-то новое   Я         Научился

Расстроился              Я        Получил радость

Удивился                  Я        Ничего не понял

 Домашнее задание. Выразительно исполнять разученные романсы и лирические песни.  

2.      Итог урока

Сравнивая городские лирические песни с народными мы с вами вновь вернулись к понятию «лирика». Лирика — это содержание души, непосредственность переживания чувства, выраженная в искусстве.

Народная лирическая песня возникла вследствие потребности высказать сокровенные личные чувства и переживания. И содержание лирических песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1)     Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;

2)     Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895; 

3)     Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;

4)     Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016;

5)     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7-%D0%B7%D0%B0_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C

6)     https://www.liveinternet.ru/journal_post.php?fjid=5352642&fpid=333409400&action=q_add

 


Скачано с www.znanio.ru

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс 3 четверть

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс 3 четверть

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Рассматривание картин: В. Панов

Рассматривание картин: В. Панов

Романс был написан на стихи И

Романс был написан на стихи И

Размышления учащихся. Я специально остановилась на этих словах

Размышления учащихся. Я специально остановилась на этих словах

Общее настроение народной песни, выражавшееся в индивидуальных переживаниях, переросло в стройную форму хорового пения, где общее настроение изначально подчиняет себе поющих, обязывает подстраиваться под заданный…

Общее настроение народной песни, выражавшееся в индивидуальных переживаниях, переросло в стройную форму хорового пения, где общее настроение изначально подчиняет себе поющих, обязывает подстраиваться под заданный…

Расстроился Я

Расстроился Я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020