Конспект урока музыки в 5 классе "Русские народные песни. Песни в народном стиле."
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 5 классе "Русские народные песни. Песни в народном стиле."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
11.06.2021
Конспект урока музыки в 5 классе "Русские народные песни. Песни в народном стиле."
Конспект урока музыки в 5 классе "Русские народные песни. Песни в народном стиле. Цель урока: закрепить разнообразие жанров народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Конспект урока музыки в 5 классе Русские народные песни. Песни в народном стиле.docx

Тема урока: «Русские народные песни. Песни в народном стиле»

 

Цель урока: закрепить разнообразие жанров народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Задачи урока:

1.     Образовательная: познакомить с авторской песней в народном стиле на примере песни «Красно солнышко» - муз. П. Аедоницкого, сл. И. Шаферана; закрепить знания о народной песне и разнообразии ее жанров.

 
2. Развивающая: развивать познавательную деятельность, формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной терминологией. Раскрывать творческий потенциал учащихся.

 

3.     Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки, чувства патриотизма и уважения к своей Родине.

 Музыкальный материал:

·        Песня для входа в класс «Ах, вы сени, мои сени» - музыка и слова народные;

  • Песня «Красно солнышко» - музыка П. К. Аедоницкого, слова И. Д. Шаферана.

 

Виды деятельности учащихся:

·                                 просмотр презентации;

·                                 беседа;

·                                 выполнение творческого задания;

·                                 отгадывание жанров русских народных песен;

·                                 слушание музыкального материала;

·                                 анализ прослушанного фрагмента музыкального произведения;

·                                 пение.

 

Формы работы учащихся: коллективные (пение, слушание, анализ музыкального произведения), групповые (творческое задание, загадки о жанрах народных песен).

 

Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Русские народные песни. Песни в народном стиле»,

раздаточный материал для работы в группах, баян.

 

 

 

Ход урока


IОрганизационный момент.


Класс разделен на 6 групп по 4 человека. Ученики входят под музыку «Ах, вы сени, мои сени».
Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, дети,

- Здравствуйте, учитель.

- Очень рада видеть вас,

   Дружный 5 класс.

 

Учитель: Давайте настроимся на рабочий лад и постараемся провести этот урок плодотворно.


Учитель: Ребята, вспомните, когда вы заходили в класс, какая  музыка звучала? 

Ученик: Звучала русская народная музыка.

 

Учитель: Правильно. Назовите самый распространённый жанр русской музыки?

Ученик: Самый распространённый жанр русской музыки - это песня.

 

Учитель: Как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке?
Ученик: Я думаю, потому что песня сопровождает человека с самого рождения и до смерти.


Учитель: Скажите, какие песни называют русскими народными и почему?

Ученик: Русские народные песни – это песни, которые сочинил русский народ.

 

II. Определение темы урока.

Учитель: Как вы думаете, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать песни, которые будут звучать как народные песни? 

Ученик: Я думаю, что могут. Если композиторы будут использовать интонации близкие к народным и особенности, которые присущи только народным песням.

 

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученик: О песнях.

Учитель: Правильно, о каких песнях?

Ученик: О современных песнях, которые будут напоминать русские народные песни.

 

Учитель: Правильно, и не только о них.  О каких песнях я спрашивала в начале урока?

Ученик: О русских народных песнях.

 

Учитель: Правильно.

(Слайд 2) Тема сегодняшнего урока: «Русские народные песни. Песни в народном стиле».

 

III. Повторение пройденного материала.

Учитель: Вспомните, каким образом песни, которые были сложены много лет и даже веков назад дошли до нас?

Ученик: Люди передавали песни из уст в уста из поколения в поколение.

 

Учитель: Правильно. Люди передавали, таким образом, не только песни, но все что знали и умели – это и музыкальное, и устное, и декоративно-прикладное творчество. А о чем же люди слагали песни?

Ученик: Песни слагали о жизни.  А жизнь охватывала много разных тем.

 

Учитель. Правильно. Тематика русских народных песен многообразна. 

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Герои русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.

 

Учитель:  Какие жанры народных песен вы знаете?
Ученики: (перечисляют жанры)

IV. Творческое задание.

Учитель: У вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». В нём находятся карточки-слоги. Соберите слоги в слова и у вас получатся жанры народных песен. Кто первый справится с заданием, поднимает руку. 


1. Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные, трудовые, плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, плачи, частушка.

В завершении предложить участнику из группы, которая первая справилась с заданием, прочитать получившиеся слова. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

V. Загадки о жанрах народной музыки.

Сейчас я буду зачитывать характеристики, а вы должны понять, о каком жанре народной музыки идет речь.


1. (Слайд 3, 4) Хороводные. Древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

 2. (Слайд 5, 6) Трудовые. Помогали в труде, описывают определённые действия.


3. (Слайд 7,8) Плясовые. Плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.


4. (Слайд 9,10) Солдатские. Песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.


5. (Слайд 11,12) Лирические.  Песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д.


6. (Слайд 13, 14)
Колыбельные. Их назначение: укачать, убаюкать ребенка.

 

7. (Слайд 15,16) Плач. Жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными певицами-плакальщицами.
Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.


Учитель: Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком.
8. (Слайд 17, 18) Частушка. Жанр песенного фольклора; короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся быстрым, учащенным темпом исполнения.


Учитель: Молодцы! Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа. Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные,  у них есть общие черты, отличающие их от многих других песен. Назовите их.

 

Ученик: Отличительные черты русских народных песен – это многокуплетность, наличие устаревших слов, вместо припева используются повторы последних строчек, распевания, сопровождение исполнения на русских народных инструментах. (Слайд 19)

 

Учитель: Правильно. И самая главная черта, которая объединяет русские народные песни – это (Слайд 20)… постарайтесь назвать, правильно расставив буквы в слове.

 

Ученики: (Слайд 21) Певучесть.

 

VI. Знакомство с новой песней.

Учитель: Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Многие композиторы используют в своих музыкальных произведениях приемы народный музыки, например: распевы, устаревшие слова, народные музыкальные инструменты. Слушая такие песни, возникает ощущение, что они народные. Песни, написанные композиторами, но имеющие сходство с народными, называются песни в народном стиле. Одним из примеров таких песен является всем известная песня композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского «Катюша». Но сегодня я хочу вас познакомить с песней композитора Павла Кузьмича Аедоницкого и поэта Игоря Давыдовича Шаферана «Красно солнышко» (Слайд 23)

 

Исполнение педагогом песни «Красно солнышко» муз. П. К. Аедоницкого, сл. И. Д. Шаферана.

 

Учитель: Вам понравилась эта песня? О чем эта песня?

Ученик: О России.

Учитель: С кем олицетворяют Россию в этой песне?

Ученик:   С человеком.           

Учитель: В народных песнях часто олицетворяли неодушевленные образы с одушевленными. В этом выражалась любовь к своей родине, родимой сторонке.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня?
Ученик: Любовь к родине, нежность.
Учитель: Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Поясните свой ответ.
Ученик: Литература и музыка взаимодействуют друг с другом, важно значение каждого вида искусства.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этой песни?
Ученик: Плавная, неторопливая, мелодичная, спокойная…
Учитель: Скажите, вы услышали в этой песне слова, которые часто употреблялись в народе? Какие это слова?

Ученик: Красно солнышко, синь-синева.

Учитель:  (Слайд 24) Правильно. Такие слова употребляли в народе  в обращении к солнцу, небу, природе в закличках, пословицах, поговорках.

Учитель: Ребята, что еще в этой песне указывает на народный стиль?

Ученик: Русские народные музыкальные инструменты.

Учитель: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни, но перед началом я хочу обратить ваше внимание на народную манеру исполнения. Она выражается в пении на растянутых в улыбке губах.  От этого в голосе появляется звонкость, яркость и открытость, что характерно для народного исполнения.

Учитель разучивает  1 куплет и припев, по ходу объясняя выразительные особенности исполнения песни.

Учитель: Предлагаю всем встать и закрепить 1 куплет и припев песни стоя. Во время исполнения помните о правилах дыхания и звуковедения.

Учащиеся стоя исполняют 1 куплет и припев песни "Красно солнышко" 2 раза подряд.

 Учитель: Ребята, в начале урока вы высказали свои предположения, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать песни, которые будут звучать как народные песни?  Какой вывод теперь вы можете сделать на примере этой песни?

Учащиеся делают вывод.

Учитель: Чему учит современного человека русская народная песня?
Ученик: Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми, мужественными. 


VII. Рефлексия 

 

(Слайд 25)
Учитель:
Настало время подвести итоги урока. У вас на столах лежат листочки «Рефлексия». Предлагаю каждому подумать и продолжить предложение:

- На уроке я узнал…

- У меня получилось…

- Мне понравилось…

- Моё настроение …

Провести опрос нескольких человек. 

 

VIII. Домашнее задание (Слайд 26)
Учитель:
Ребята, дома я предлагаю вам сочинить частушку о себе, своих друзьях, о своем классе.
Наш урок подошел к концу, спасибо за внимание.

Дети под музыку «Что может быть лучше России» выходят из класса.


Тема урока: «Русские народные песни

Тема урока: «Русские народные песни

Ход урока I . Организационный момент

Ход урока I . Организационный момент

Учитель: Правильно, и не только о них

Учитель: Правильно, и не только о них

Слайд 5, 6) Трудовые. Помогали в труде, описывают определённые действия

Слайд 5, 6) Трудовые. Помогали в труде, описывают определённые действия

Учитель: Правильно. И самая главная черта, которая объединяет русские народные песни – это (Слайд 20)… постарайтесь назвать, правильно расставив буквы в слове

Учитель: Правильно. И самая главная черта, которая объединяет русские народные песни – это (Слайд 20)… постарайтесь назвать, правильно расставив буквы в слове

Учитель: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни, но перед началом я хочу обратить ваше внимание на народную манеру исполнения

Учитель: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни, но перед началом я хочу обратить ваше внимание на народную манеру исполнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021