Тема урока: «Русские народные песни. Песни в народном стиле»
Цель урока: закрепить разнообразие жанров народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить с авторской песней в народном стиле на примере песни «Красно солнышко» - муз. П. Аедоницкого, сл. И. Шаферана; закрепить знания о народной песне и разнообразии ее жанров.
2. Развивающая:
развивать
познавательную деятельность, формировать умение анализировать музыкальное
произведение, пользоваться музыкальной терминологией. Раскрывать творческий
потенциал учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать
эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки, чувства патриотизма и уважения к своей Родине.
Музыкальный материал:
· Песня для входа в класс «Ах, вы сени, мои сени» - музыка и слова народные;
Виды деятельности учащихся:
· просмотр презентации;
· беседа;
· выполнение творческого задания;
· отгадывание жанров русских народных песен;
· слушание музыкального материала;
· анализ прослушанного фрагмента музыкального произведения;
· пение.
Формы работы учащихся: коллективные (пение, слушание, анализ музыкального произведения), групповые (творческое задание, загадки о жанрах народных песен).
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Русские народные песни. Песни в народном стиле»,
раздаточный материал для работы в группах, баян.
Ход урока
I. Организационный
момент.
Класс разделен на 6 групп по 4 человека. Ученики входят под музыку «Ах, вы сени, мои сени».
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, дети,
- Здравствуйте, учитель.
- Очень рада видеть вас,
Дружный 5 класс.
Учитель: Давайте настроимся на рабочий лад и постараемся провести этот урок плодотворно.
Учитель: Ребята, вспомните, когда вы заходили в класс, какая музыка
звучала?
Ученик: Звучала русская народная музыка.
Учитель: Правильно. Назовите самый распространённый жанр русской музыки?
Ученик: Самый распространённый жанр русской музыки - это песня.
Учитель: Как вы
думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке?
Ученик: Я думаю, потому что песня сопровождает человека с самого
рождения и до смерти.
Учитель: Скажите, какие песни называют русскими народными и почему?
Ученик: Русские народные песни – это песни, которые сочинил русский народ.
II. Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать песни, которые будут звучать как народные песни?
Ученик: Я думаю, что могут. Если композиторы будут использовать интонации близкие к народным и особенности, которые присущи только народным песням.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученик: О песнях.
Учитель: Правильно, о каких песнях?
Ученик: О современных песнях, которые будут напоминать русские народные песни.
Учитель: Правильно, и не только о них. О каких песнях я спрашивала в начале урока?
Ученик: О русских народных песнях.
Учитель: Правильно.
(Слайд 2) Тема сегодняшнего урока: «Русские народные песни. Песни в народном стиле».
III. Повторение пройденного материала.
Учитель: Вспомните, каким образом песни, которые были сложены много лет и даже веков назад дошли до нас?
Ученик: Люди передавали песни из уст в уста из поколения в поколение.
Учитель: Правильно. Люди передавали, таким образом, не только песни, но все что знали и умели – это и музыкальное, и устное, и декоративно-прикладное творчество. А о чем же люди слагали песни?
Ученик: Песни слагали о жизни. А жизнь охватывала много разных тем.
Учитель. Правильно. Тематика русских народных песен многообразна.
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Герои русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.
Учитель: Какие
жанры народных песен вы знаете?
Ученики: (перечисляют жанры)
IV. Творческое задание.
Учитель: У вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». В нём находятся карточки-слоги. Соберите слоги в слова и у вас получатся жанры народных песен. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.
1. Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные,
трудовые, плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, плачи, частушка.
В завершении предложить участнику из группы,
которая первая справилась с заданием, прочитать получившиеся слова. Остальные
учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
V. Загадки о жанрах народной музыки.
Сейчас я буду зачитывать характеристики, а вы должны понять, о каком жанре народной музыки идет речь.
1. (Слайд 3, 4) Хороводные.
Древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом,
взявшись за руки.
2. (Слайд 5, 6) Трудовые. Помогали в труде, описывают определённые действия.
3. (Слайд 7,8) Плясовые.
Плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.
4. (Слайд 9,10) Солдатские.
Песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.
5. (Слайд 11,12) Лирические.
Песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям
(матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям
природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д.
6. (Слайд 13, 14) Колыбельные. Их назначение: укачать, убаюкать ребенка.
7. (Слайд 15,16) Плач. Жанр
народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными
певицами-плакальщицами.
Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена
народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например,
когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты
человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача,
почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую
семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись
плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда
исполнялись специальными певицами-плакальщицами.
Учитель: Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком.
8. (Слайд 17, 18) Частушка. Жанр песенного фольклора;
короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся быстрым, учащенным
темпом исполнения.
Учитель: Молодцы!
Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа. Не смотря
на то, что песен так много, и все они такие разные, у них есть общие черты,
отличающие их от многих других песен. Назовите их.
Ученик: Отличительные черты русских народных песен – это многокуплетность, наличие устаревших слов, вместо припева используются повторы последних строчек, распевания, сопровождение исполнения на русских народных инструментах. (Слайд 19)
Учитель: Правильно. И самая главная черта, которая объединяет русские народные песни – это (Слайд 20)… постарайтесь назвать, правильно расставив буквы в слове.
Ученики: (Слайд 21) Певучесть.
VI. Знакомство с новой песней.
Учитель: Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Многие композиторы используют в своих музыкальных произведениях приемы народный музыки, например: распевы, устаревшие слова, народные музыкальные инструменты. Слушая такие песни, возникает ощущение, что они народные. Песни, написанные композиторами, но имеющие сходство с народными, называются песни в народном стиле. Одним из примеров таких песен является всем известная песня композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского «Катюша». Но сегодня я хочу вас познакомить с песней композитора Павла Кузьмича Аедоницкого и поэта Игоря Давыдовича Шаферана «Красно солнышко» (Слайд 23)
Исполнение педагогом песни «Красно солнышко» муз. П. К. Аедоницкого, сл. И. Д. Шаферана.
Учитель: Вам понравилась эта песня? О чем эта песня?
Ученик: О России.
Учитель: С кем олицетворяют Россию в этой песне?
Ученик: С человеком.
Учитель: В народных песнях часто олицетворяли неодушевленные образы с одушевленными. В этом выражалась любовь к своей родине, родимой сторонке.
Учитель: Какие
чувства вызывает у вас эта песня?
Ученик: Любовь к родине, нежность.
Учитель: Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне –
слова или мелодия? Поясните свой ответ.
Ученик: Литература и музыка взаимодействуют друг с другом, важно
значение каждого вида искусства.
Учитель: Что вы можете
сказать о характере этой песни?
Ученик: Плавная, неторопливая, мелодичная, спокойная…
Учитель: Скажите, вы услышали в этой песне слова, которые часто
употреблялись в народе? Какие это слова?
Ученик: Красно солнышко, синь-синева.
Учитель: (Слайд 24) Правильно. Такие слова употребляли в народе в обращении к солнцу, небу, природе в закличках, пословицах, поговорках.
Учитель: Ребята, что еще в этой песне указывает на народный стиль?
Ученик: Русские народные музыкальные инструменты.
Учитель: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни, но перед началом я хочу обратить ваше внимание на народную манеру исполнения. Она выражается в пении на растянутых в улыбке губах. От этого в голосе появляется звонкость, яркость и открытость, что характерно для народного исполнения.
Учитель разучивает 1 куплет и припев, по ходу объясняя выразительные особенности исполнения песни.
Учитель: Предлагаю всем встать и закрепить 1 куплет и припев песни стоя. Во время исполнения помните о правилах дыхания и звуковедения.
Учащиеся стоя исполняют 1 куплет и припев песни
"Красно солнышко" 2 раза подряд.
Учитель: Ребята, в начале урока вы высказали свои
предположения, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать
песни, которые будут звучать как народные песни? Какой вывод теперь вы можете
сделать на примере этой песни?
Учащиеся делают вывод.
Учитель: Чему
учит современного человека русская народная песня?
Ученик: Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми,
мужественными.
VII. Рефлексия
(Слайд 25)
Учитель: Настало время подвести итоги урока. У вас на
столах лежат листочки «Рефлексия». Предлагаю каждому подумать и продолжить
предложение:
- На уроке я узнал…
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
- Моё настроение …
Провести опрос нескольких человек.
VIII. Домашнее
задание (Слайд 26)
Учитель: Ребята, дома я предлагаю вам сочинить частушку о себе, своих
друзьях, о своем классе.
Наш урок подошел к концу, спасибо за внимание.
Дети под музыку «Что может быть лучше России» выходят из класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.