Класс: 9
Предмет: Информатика
Тема: Управление и кибернетика»
Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления.
Задачи:
Образовательные:
· Дать представление о применении компьютера для автоматизации процессов управления;
· Ввести понятие алгоритма управления;
· Познакомить со способами описания алгоритмов.
Развивающие:
· развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведение итогов, актуализации знаний);
· развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения при решении задач;
Воспитательные:
· воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям при решении целого ряда задач;
· воспитание в учениках уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер
Ход урока:
I. Организационный момент.
2. Мотивизация
П. Изложение нового программного материала.
Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика.
Не случайно появление этого научного термина совпало с созданием первых электронно вычислительных машин (ЭВМ). Винер предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализ самого процесса управления.
Что же такое управление?
Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Давайте запишем это определение. Пример: человек и телевизор. Человек – управляющий, телевизор управляемый.
Т.е. образуется следующая система управления:
Управляемый объект Управляющий объект
управление
Выполним следующее упражнение:
Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу):
Школа - класс, стая волков - вожак, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светофор, человек – телевизор.
Управляющий объект |
Управляемый объект |
А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?
Назовите некоторые команды управления.
С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.
Рассмотрим алгоритм управления:
Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения простой цели достаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд.
Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма.
Примером алгоритма является кулинарный рецепт, но только в том случае если каждое действие прописано четко, исполнитель это повар.
С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемым объектами рассматривается как информационный процесс этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципом.
Упражнение: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:
Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.
Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?
А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).
П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.
1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».
2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.
3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.
III. Заключительная часть.
Закрепление пройденного материала. Рефлексия.
Подведем итоги урока:
Что такое кибернетика?
Что изучает кибернетика?
Что такое управление?
Домашнее задание: параграф 1, Вопросы и задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.