Конспект урока обществознания в 7 классе на тему «Слагаемые профессио¬нального успеха»
Оценка 4.7

Конспект урока обществознания в 7 классе на тему «Слагаемые профессио¬нального успеха»

Оценка 4.7
docx
20.05.2023
Конспект урока обществознания в 7 классе на тему «Слагаемые профессио¬нального успеха»
Конспект урока на тему Слагаемые профессио¬нального успеха. Обществознание, 7 класс.docx

Болотчева Екатерина Викторовна

учитель истории и обществознания

ГБОУ школы-интерната № 67

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

Обществознание

7 класс

Тема: Слагаемые профессио­нального успеха

Цели:

Ø  познакомить учащихся с основными условиями каче­ственного труда, понятием «высококвалифицированный труд»; подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты тру­да, ценности труда мастеров прошлого и настоящего;

Ø  продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;

Ø  воспитывать у учащихся стрем­ление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необ­ходимости образования для возможности получения престижной профессии.

Оборудование: ММУ, Презентация «Слагаемые профессионального успеха»  карточки-задания с дополнительным материалом.

Ход урока

I.   Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

 «Экономика и ее основные участники»

Фронтальный опрос

1.      Каковы признаки натурального хозяйства? (Замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность произ­водства, рутинная техника и медленные темпы развития.)

2. Какие экономические продукты создает производитель? (Производитель создает и продает товары и услуги.)

3. Что является главной целью предпринимателя? (Главной целью предпринимателя является получение прибыли.)

4. Какие показатели необходимо знать, чтобы найти прибыль предприятия? (Необходимо знать расходы, затраты про­изводства и выручку, доходы предприятия. Разница между ними составит прибыль.)

5. Чем руководствуется потребитель, совершая покупки в ма­газине? (Делая покупки, потребитель руководствуется эмо­циональными и рациональными мотивами.)

6.   Каковы признаки рационального решения? (Признаками рационального решения покупателя являются качество, экономия.)

7.   Какие подсказки делает потребитель производителю своими покупками? (Своими приобретениями потребитель под­сказывает производителю что, сколько и какого качества
производить.)

Индивидуальная работа по карточкам

проводится одновременно с фронтальным опросом

Решение теста

-   Выберите только один правильный ответ.

1. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:

а) натуральное хозяйство;

б) товарное хозяйство;

в) производительность труда;

г) качество труда.

2. Натуральное хозяйство существует или существовало:

1)  только в экономически развитых странах;

2) в современных странах Латинской Америки, Азии, Африки,

 

а) верно только 1;               б)верно только  2;

в) оба верны;                     г) нет верного ответа.

3. Основным элементом экономики является:

а) судопроизводство;            б) гуманитарная помощь;

в) потребление;                 г) общение.

4. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме дея­тельности:

а) услуга;                              б) товар;

в) реклама;                         г) ремесло.

5. Потребителем является:

1) тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей;

2) тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах,
а) верно только 1;               б) верно только 2;

в) оба верны;                        г) нет верного ответа.

6. Для какой профессии необходимо иметь особые способности?
а) инженер;                         б) бухгалтер;

в) художник;                        г) банковский служащий.

III. Изучение новой темы

План

1.               Дело мастера боится.

2.             Из чего складывается мастерство работника.

3. Труд и зарплата.

4.     Количество и качество труда.

Задача для учащихся: выяснить, почему труд мастера вызыва­ет заслуженное уважение; каждый ли может стать профессионалом в своем деле. выяснить, как зависит размер зарплаты от условий труда, выполняемого работником

1. Рассказ учителя о мастерах прошлого

Давайте вспомним обиходные вещи XVII в. Вы их наверняка видели в музеях и книгах: резную и расписную деревянную посуду, ткани, женские украшения, прялки, мебель, книги, обувь, детские зыбки, сани, игрушки, чернильницы, вальки, пряничные доски... Ведь все это по характеру та­кое же сказочное и бесконечно отрадное, как русские церкви и русская иконопись.

В одном только Великом Устюге, помимо камнездателей и живо­писцев, в те времена трудились еще и великолепные ценные мастера -гончары, изготовлявшие кроме всего прочего рельефные многоцветные поливные изразцы, которые по сей день числятся среди самых лучших в России. Были мастера финифтяного дела, и устюжская финифть (эмаль) отличалась большим художественным своеобразием: белой эма­лью с орнаментом синего, зеленого и других цветов здесь покрывали изделия из красной меди, а поверх украшали их еще серебряными или золотыми накладками - спекали эмаль с накладками... Нигде на Руси не было такого красивого, как здесь, просечного железа, то есть укра­шенного узорами способом просечки. Этим железом оковывались лар­цы, шкатулки, сундучки, укладки-подголовники, и популярностью они пользовались столь огромной, что в большом количестве вывозились и за границу... А чуть позже Великий Устюг был славен и так называе­мым морозом по жести - фантастическими радужно-перламутровыми узорами, которые наносились на железо каким-то хитрым секретным способом. Такой жестью обивались разные деревянные изделия, и купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними! Здесь же, в Великом Устюге, родилась знаменитая, процветающая и по­ныне северная чернь - украшение серебряных изделий по-особому за­черненными гравированными рисунками. Лучше этой черни в России не бывало... И лучшая прорезная береста отсюда. Только ее называют шемогодской - по названию пригородного села и волости, где в основ­ном жили мастера-берестянщики... И было еще устюжское золотое ши­тье... Устюжская филигрань... Резьба по дереву, в том числе и очень интересная деревянная скульптура... Были великолепные чеканщики, кузнецы...

А между тем жилых домов в Великом Устюге в XVII в. насчитывалась всего одна тысяча. Всего одна тысяча! И большинство жителей, как вы помните, занимались торговлей и связанными с ней делами: землепроход-ством, извозом, освоением новых рынков, хранением товаров, их обработ­кой. Известно также, что только за период с 1660-го по 1670 г. в Москву, в Оружейную палату, на живописные работы «про царский обиход» из Ус­тюга вызывались более 25 художников, и среди них такой именитый, как Федор Евтихиев Зубов. Он стал царским жалованным иконописцем, то есть получал от государя постоянное жалованье (от 6 до 12 руб. в год), работал вместе с Симоном Ушаковым и, кроме икон и монументальной фресковой живописи, занимался еще книжной иллюстрацией, расписы­вал царскую мебель, повозки - тогда это было в порядке вещей. Кстати,

сыновья Федора Зубова - Алексей и Иван - стали в Петровские времена самыми крупными русскими граверами.

И еще, как вы помните, в Устюге были великолепные камнездатели. И на­верняка не три, не пять: пять или десять разве бы столько понастроили!

Но что же тогда получается?

Получается, что в Великом Устюге в общей сложности жили тогда не более 400-500 мастеров, и чуть ли не каждый из них был подлинным виртуозом в своем депе, был талантлив.

И подобное наблюдается не только здесь, но и в Москве, в Ярославле, в Ростове, Нижнем Новгороде, Вологде - по всей Руси.

Беседа по вопросам

-     Соответствует ли название темы «Золотые руки работника» рассказу? (Мастера создавали предметы, спрос на кото­рые подтверждает их величайшее мастерство: «купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними!».)

-     Чем прославились ремесленники Великого Устюга? (Здесь работали мастера - камнездатели и живописцы, гончары и мастера финифтяного дела, берестянщики, кузнецы, че­канщики, мастера филиграни и золотого шитья, граверы.)

2. Рассказ учителя об особенностях труда и зарплаты людей разных профессий  (с помощью Презентации)

2 слайд

Существует притча, где говорится о трех вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и морским прибоем. Но роднит с этим совершенством природной стихии труд мастера. Понаблюдайте за ним, и вас зачарует отточенность движений спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста, направленность на конечный результат.

 

3 слайд

Издавна существует в народе выражение: «Мастер — золотые руки».  И действительно, только посмотрите на работы настоящих мастеров своего дело. Перед вами изделия лаковой миниатюры Палеха. Это промысел возник ещё в 17 веке и продолжает нас радовать сегодня, благодаря тому, что секреты передавались их поколения в поколения от мастеров их ученикам.

4 слайд

Или эти изделия, расписанные хохломской росписью. Они так же известны были ещё в 17 веке, а в 19 стали – торговой маркой русских сувениров.

5 слайд

Невозможно оторвать глаз от волшебства вологодских кружевниц. С помощью иголочек, коклюшек и  ниток ,они создают сказочные узоры, словно мороз, прикоснулся к стеклу, и оставил свой след.

6слайд

 

Проблемная задача- Из чего складывается мастерство?

В ходе беседы получаем ответ:  знания, которые человек приобретает в специальных учебных заведениях (привести примеры)

Умения (а что значит УМЕТЬ?)

Навыки (как вы понимаете выражение «сделать с закрытыми глазами»?)

И знания и умении я навыки вырабатываются только в процессе деятельности, в процессе труда.

Значит ТРУД –это необходимое условие формирования мастерства .Но и это ещё не всё.

Для того, чтобы стать настоящим мастером, нужно свою работу ЛЮБИТЬ, вкладывать в неё душу.      

7 слайд

Уровень мастерства работника называется КВАЛИФИКАЦИЕЙ.

Словарная работа: Квалификация-  специальные знания, умения и навыки, приобретённые в практической деятельности работника.

 

8слайд

Каким бывает труд работника?

Труд бывает разным – тяжёлым и лёгким, сложным и простым, физическим, умственным…

Среди работников различают различные уровни квалификации .Есть труд высококвалифицированный, как правило, связанный со сложной техникой, со степенью риска,  с тяжёлыми условиями труда. А есть низко квалифицированный, не требующий особой подготовки, умственного напряжения.

Нельзя считать, что  физический и ручной труд всегда простой. Работа мастера, создающего не на что непохожий шкаф, без применения специальной техники, но в то же время используется только ему присущий стиль или  особенная резьба по дереву, особая обработка  поверхности. делает такую работу  высококвалифицированной. Так же и часто бывает, что автоматизированная работа на станке, очень проста и примитивна по своей сложности.

9 слайд

Проблемная задача- Зачем человек работает?

Человек работает, чтобы заработать деньги, с помощью которых он удовлетворит свои потребности, приобретёт необходимые ему блага. То есть другими словами  в процессе работы человек зарабатывает деньги. Деньки, которые дают человеку за выполненную им работу называют ЗАРПЛАТОЙ.

10слайд

 Словарная работа:

Зарплата- трудовое денежное вознаграждение.

 

11 слайд

Зарплата бывает разная. Зависит она и от того сколько времени потратил работник, и от того насколько качественно и быстро он выполнил её. Как же правильно оценить труд и дать человеку справедливую зарплату.

Экономисты придумали  такую систему расчёта заработка:

1.      Повременная

          ( за отработанное время) почасовая

2.      Сдельная 

(от объёма и количества продукции)

 

12 слайд

Проблемная задача: Отчего зависит размер заработной платы?

1.     Сложность труда и уровень квалификации работников.

2.    Условия труда.

3.    Социальная значимость труда.

4.   Степень риска при занятиях данным трудом.

5.    Уникальность труда.

6.    Качество и количество труда.

 

13 слайд

Что же такое «количество и качество»?

 По объёму произведённого продукта и затрачиваемого на труд времени можно судить о КОЛИЧЕСТВЕ труда работника . По качеству произведённой продукции и оказанных услуг можно судить о КАЧЕСТВЕ труда. Рассмотрим на примерах

Рассмотрим на примерах.

Представьте ,что на стройке приняли на стажировку ученика, выпускника строительного техникума. Его прикрепили к работнику,  который уже 30 лет отработал на строительных площадках. Они работали рядом , делали одно и тоже. Но наставник в итоге за смену сделал вот такой объём работы( 15 свай) , а ученик пока только такой (9 свай).То есть за одно и то же время , они выполнили  разное количество работы. Как вы думаете, почему?

14 слайд

Квалифицированный работник делает не только больший объём работы, но и так же он делает свою работу более качественно, чем начинающий. И именно качество в итоге будет влиять на наш выбор товара. Вряд  ли мы захоти купить сапоги, которые расклеятся на второй день.

15 слайд

Отсюда делаем вывод: Кто же  такой,  настоящий мастер своего дела?

Мастер- это квалифицированный работник, который трудится быстро и качественно.

 

 

3.Выполнение практической работы

-      Соотнесите, какие из перечисленных профессий относятся к высококвалифицированному труду, а какие к малоквали­фицированному? Дополните список своими примерами: врач, инженер, дворник, грузчик, системный администра­тор, официант.

 (Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор. Малоквалифициро­ванный - дворник, грузчик, официант.)

-      Сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд. (Вывод. В со­временном обществе растет спрос на высококвалифициро­ванный труд, поскольку растет уровень компьютеризации производства, появляются новые отрасли и новые специаль­ности, развивается робототехника и автоматизация.)

IV. Закрепление изученного на уроке

-      Кого можно назвать мастером своею дела?

-      Что такое производительность груда?

- Как человек становится профессионалом в своем деле?

-     Почему существует различие в квалификации труда?

-     Приведите пример умственного и физического труда.

-     Какие профессии теряют актуальность в современном об­ществе? Почему?

V. Подведение итогов урока

-   Почему труд мастера вызывает заслуженное уважение?

-   Каждый ли может стать профессионалом в своем деле?

-     Почему заработная плата - это трудовое денежное возна­граждение?

-     Чем определяется размер зарплаты шахтера, учителя, ста­левара, балерины, ученого?

-     Почему раньше мастера подписывали свои изделия?

-     Какие качества требуются от современного работника?

-     За что люди уважают настоящих мастеров?

-     Какие системы оплаты труда описаны ниже?

 

А. За свой труд рабочий завода получает заработную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идет домой уверенный в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно сделанном задании. (Повременная оплата труда.)

Б. Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, так как из-за аварии на ли­нии электропередачи не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1% от каждого собранного компьютера. (Сдельная оплата труда.)

 


Домашнее задание

1. Прочитать § 13

2.   Подготовить устный ответ на вопросы:

 

-     Почему возникло выражение «дело мастера боится»?

-     Какие качества работника ценятся в современном обществе?

 


 

Болотчева Екатерина Викторовна учитель истории и обществознания

Болотчева Екатерина Викторовна учитель истории и обществознания

Основным элементом экономики является: а) судопроизводство; б) гуманитарная помощь; в) потребление; г) общение

Основным элементом экономики является: а) судопроизводство; б) гуманитарная помощь; в) потребление; г) общение

И подобное наблюдается не только здесь, но и в

И подобное наблюдается не только здесь, но и в

Каким бывает труд работника?

Каким бывает труд работника?

Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор

Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023