Болотчева Екатерина Викторовна
учитель истории и обществознания
ГБОУ школы-интерната № 67
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Обществознание
7 класс
Тема: Слагаемые профессионального успеха
Цели:
Ø познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, понятием «высококвалифицированный труд»; подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда, ценности труда мастеров прошлого и настоящего;
Ø продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
Ø воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
Оборудование: ММУ, Презентация «Слагаемые профессионального успеха» карточки-задания с дополнительным материалом.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Экономика и ее основные участники»
Фронтальный опрос
1. Каковы признаки натурального хозяйства? (Замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинная техника и медленные темпы развития.)
2. Какие экономические продукты создает производитель? (Производитель создает и продает товары и услуги.)
3. Что является главной целью предпринимателя? (Главной целью предпринимателя является получение прибыли.)
4. Какие показатели необходимо знать, чтобы найти прибыль предприятия? (Необходимо знать расходы, затраты производства и выручку, доходы предприятия. Разница между ними составит прибыль.)
5. Чем руководствуется потребитель, совершая покупки в магазине? (Делая покупки, потребитель руководствуется эмоциональными и рациональными мотивами.)
6. Каковы признаки рационального решения? (Признаками рационального решения покупателя являются качество, экономия.)
7. Какие подсказки делает потребитель производителю своими покупками? (Своими приобретениями потребитель подсказывает производителю что, сколько и какого качества
производить.)
Индивидуальная работа по карточкам
проводится одновременно с фронтальным опросом
Решение теста
- Выберите только один правильный ответ.
1. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:
а) натуральное хозяйство;
б) товарное хозяйство;
в) производительность труда;
г) качество труда.
2. Натуральное хозяйство существует или существовало:
1) только в экономически развитых странах;
2) в современных странах Латинской Америки, Азии, Африки,
а) верно только 1; б)верно только 2;
в) оба верны; г) нет верного ответа.
3. Основным элементом экономики является:
а) судопроизводство; б) гуманитарная помощь;
в) потребление; г) общение.
4. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
а) услуга; б) товар;
в) реклама; г) ремесло.
5. Потребителем является:
1) тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей;
2) тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах,
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) оба верны; г) нет верного ответа.
6. Для какой профессии необходимо иметь особые способности?
а) инженер; б) бухгалтер;
в) художник; г) банковский служащий.
III. Изучение новой темы
План
1. Дело мастера боится.
2. Из чего складывается мастерство работника.
3. Труд и зарплата.
4. Количество и качество труда.
Задача для учащихся: выяснить, почему труд мастера вызывает заслуженное уважение; каждый ли может стать профессионалом в своем деле. выяснить, как зависит размер зарплаты от условий труда, выполняемого работником
1. Рассказ учителя о мастерах прошлого
Давайте вспомним обиходные вещи XVII в. Вы их наверняка видели в музеях и книгах: резную и расписную деревянную посуду, ткани, женские украшения, прялки, мебель, книги, обувь, детские зыбки, сани, игрушки, чернильницы, вальки, пряничные доски... Ведь все это по характеру такое же сказочное и бесконечно отрадное, как русские церкви и русская иконопись.
В одном только Великом Устюге, помимо камнездателей и живописцев, в те времена трудились еще и великолепные ценные мастера -гончары, изготовлявшие кроме всего прочего рельефные многоцветные поливные изразцы, которые по сей день числятся среди самых лучших в России. Были мастера финифтяного дела, и устюжская финифть (эмаль) отличалась большим художественным своеобразием: белой эмалью с орнаментом синего, зеленого и других цветов здесь покрывали изделия из красной меди, а поверх украшали их еще серебряными или золотыми накладками - спекали эмаль с накладками... Нигде на Руси не было такого красивого, как здесь, просечного железа, то есть украшенного узорами способом просечки. Этим железом оковывались ларцы, шкатулки, сундучки, укладки-подголовники, и популярностью они пользовались столь огромной, что в большом количестве вывозились и за границу... А чуть позже Великий Устюг был славен и так называемым морозом по жести - фантастическими радужно-перламутровыми узорами, которые наносились на железо каким-то хитрым секретным способом. Такой жестью обивались разные деревянные изделия, и купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними! Здесь же, в Великом Устюге, родилась знаменитая, процветающая и поныне северная чернь - украшение серебряных изделий по-особому зачерненными гравированными рисунками. Лучше этой черни в России не бывало... И лучшая прорезная береста отсюда. Только ее называют шемогодской - по названию пригородного села и волости, где в основном жили мастера-берестянщики... И было еще устюжское золотое шитье... Устюжская филигрань... Резьба по дереву, в том числе и очень интересная деревянная скульптура... Были великолепные чеканщики, кузнецы...
А между тем жилых домов в Великом Устюге в XVII в. насчитывалась всего одна тысяча. Всего одна тысяча! И большинство жителей, как вы помните, занимались торговлей и связанными с ней делами: землепроход-ством, извозом, освоением новых рынков, хранением товаров, их обработкой. Известно также, что только за период с 1660-го по 1670 г. в Москву, в Оружейную палату, на живописные работы «про царский обиход» из Устюга вызывались более 25 художников, и среди них такой именитый, как Федор Евтихиев Зубов. Он стал царским жалованным иконописцем, то есть получал от государя постоянное жалованье (от 6 до 12 руб. в год), работал вместе с Симоном Ушаковым и, кроме икон и монументальной фресковой живописи, занимался еще книжной иллюстрацией, расписывал царскую мебель, повозки - тогда это было в порядке вещей. Кстати,
сыновья Федора Зубова - Алексей и Иван - стали в Петровские времена самыми крупными русскими граверами.
И еще, как вы помните, в Устюге были великолепные камнездатели. И наверняка не три, не пять: пять или десять разве бы столько понастроили!
Но что же тогда получается?
Получается, что в Великом Устюге в общей сложности жили тогда не более 400-500 мастеров, и чуть ли не каждый из них был подлинным виртуозом в своем депе, был талантлив.
И подобное наблюдается не только здесь, но и в Москве, в Ярославле, в Ростове, Нижнем Новгороде, Вологде - по всей Руси.
Беседа по вопросам
- Соответствует ли название темы «Золотые руки работника» рассказу? (Мастера создавали предметы, спрос на которые подтверждает их величайшее мастерство: «купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними!».)
- Чем прославились ремесленники Великого Устюга? (Здесь работали мастера - камнездатели и живописцы, гончары и мастера финифтяного дела, берестянщики, кузнецы, чеканщики, мастера филиграни и золотого шитья, граверы.)
2. Рассказ учителя об особенностях труда и зарплаты людей разных профессий (с помощью Презентации)
2 слайд |
Существует притча, где говорится о трех вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и морским прибоем. Но роднит с этим совершенством природной стихии труд мастера. Понаблюдайте за ним, и вас зачарует отточенность движений спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста, направленность на конечный результат.
|
3 слайд |
Издавна существует в народе выражение: «Мастер — золотые руки». И действительно, только посмотрите на работы настоящих мастеров своего дело. Перед вами изделия лаковой миниатюры Палеха. Это промысел возник ещё в 17 веке и продолжает нас радовать сегодня, благодаря тому, что секреты передавались их поколения в поколения от мастеров их ученикам. |
4 слайд |
Или эти изделия, расписанные хохломской росписью. Они так же известны были ещё в 17 веке, а в 19 стали – торговой маркой русских сувениров. |
5 слайд |
Невозможно оторвать глаз от волшебства вологодских кружевниц. С помощью иголочек, коклюшек и ниток ,они создают сказочные узоры, словно мороз, прикоснулся к стеклу, и оставил свой след. |
6слайд
|
Проблемная задача- Из чего складывается мастерство? В ходе беседы получаем ответ: знания, которые человек приобретает в специальных учебных заведениях (привести примеры) Умения (а что значит УМЕТЬ?) Навыки (как вы понимаете выражение «сделать с закрытыми глазами»?) И знания и умении я навыки вырабатываются только в процессе деятельности, в процессе труда. Значит ТРУД –это необходимое условие формирования мастерства .Но и это ещё не всё. Для того, чтобы стать настоящим мастером, нужно свою работу ЛЮБИТЬ, вкладывать в неё душу. |
7 слайд |
Уровень мастерства работника называется КВАЛИФИКАЦИЕЙ. Словарная работа: Квалификация- специальные знания, умения и навыки, приобретённые в практической деятельности работника.
|
8слайд |
Каким бывает труд работника? Труд бывает разным – тяжёлым и лёгким, сложным и простым, физическим, умственным… Среди работников различают различные уровни квалификации .Есть труд высококвалифицированный, как правило, связанный со сложной техникой, со степенью риска, с тяжёлыми условиями труда. А есть низко квалифицированный, не требующий особой подготовки, умственного напряжения. Нельзя считать, что физический и ручной труд всегда простой. Работа мастера, создающего не на что непохожий шкаф, без применения специальной техники, но в то же время используется только ему присущий стиль или особенная резьба по дереву, особая обработка поверхности. делает такую работу высококвалифицированной. Так же и часто бывает, что автоматизированная работа на станке, очень проста и примитивна по своей сложности. |
9 слайд |
Проблемная задача- Зачем человек работает? Человек работает, чтобы заработать деньги, с помощью которых он удовлетворит свои потребности, приобретёт необходимые ему блага. То есть другими словами в процессе работы человек зарабатывает деньги. Деньки, которые дают человеку за выполненную им работу называют ЗАРПЛАТОЙ. |
10слайд |
Словарная работа: Зарплата- трудовое денежное вознаграждение.
|
11 слайд |
Зарплата бывает разная. Зависит она и от того сколько времени потратил работник, и от того насколько качественно и быстро он выполнил её. Как же правильно оценить труд и дать человеку справедливую зарплату. Экономисты придумали такую систему расчёта заработка: 1. Повременная ( за отработанное время) почасовая 2. Сдельная (от объёма и количества продукции)
|
12 слайд |
Проблемная задача: Отчего зависит размер заработной платы? 1. Сложность труда и уровень квалификации работников. 2. Условия труда. 3. Социальная значимость труда. 4. Степень риска при занятиях данным трудом. 5. Уникальность труда. 6. Качество и количество труда.
|
13 слайд |
Что же такое «количество и качество»? По объёму произведённого продукта и затрачиваемого на труд времени можно судить о КОЛИЧЕСТВЕ труда работника . По качеству произведённой продукции и оказанных услуг можно судить о КАЧЕСТВЕ труда. Рассмотрим на примерах Рассмотрим на примерах. Представьте ,что на стройке приняли на стажировку ученика, выпускника строительного техникума. Его прикрепили к работнику, который уже 30 лет отработал на строительных площадках. Они работали рядом , делали одно и тоже. Но наставник в итоге за смену сделал вот такой объём работы( 15 свай) , а ученик пока только такой (9 свай).То есть за одно и то же время , они выполнили разное количество работы. Как вы думаете, почему? |
14 слайд |
Квалифицированный работник делает не только больший объём работы, но и так же он делает свою работу более качественно, чем начинающий. И именно качество в итоге будет влиять на наш выбор товара. Вряд ли мы захоти купить сапоги, которые расклеятся на второй день. |
15 слайд |
Отсюда делаем вывод: Кто же такой, настоящий мастер своего дела? Мастер- это квалифицированный работник, который трудится быстро и качественно.
|
3.Выполнение практической работы
- Соотнесите, какие из перечисленных профессий относятся к высококвалифицированному труду, а какие к малоквалифицированному? Дополните список своими примерами: врач, инженер, дворник, грузчик, системный администратор, официант.
(Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор. Малоквалифицированный - дворник, грузчик, официант.)
- Сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд. (Вывод. В современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд, поскольку растет уровень компьютеризации производства, появляются новые отрасли и новые специальности, развивается робототехника и автоматизация.)
IV. Закрепление изученного на уроке
- Кого можно назвать мастером своею дела?
- Что такое производительность груда?
- Как человек становится профессионалом в своем деле?
- Почему существует различие в квалификации труда?
- Приведите пример умственного и физического труда.
- Какие профессии теряют актуальность в современном обществе? Почему?
V. Подведение итогов урока
- Почему труд мастера вызывает заслуженное уважение?
- Каждый ли может стать профессионалом в своем деле?
- Почему заработная плата - это трудовое денежное вознаграждение?
- Чем определяется размер зарплаты шахтера, учителя, сталевара, балерины, ученого?
- Почему раньше мастера подписывали свои изделия?
- Какие качества требуются от современного работника?
- За что люди уважают настоящих мастеров?
- Какие системы оплаты труда описаны ниже?
А. За свой труд рабочий завода получает заработную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идет домой уверенный в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно сделанном задании. (Повременная оплата труда.)
Б. Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, так как из-за аварии на линии электропередачи не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1% от каждого собранного компьютера. (Сдельная оплата труда.)
Домашнее
задание
1. Прочитать § 13
2. Подготовить устный ответ на вопросы:
- Почему возникло выражение «дело мастера боится»?
- Какие качества работника ценятся в современном обществе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.