Конспект урока окружающего мира по теме "Значение кровеносной системы", 4 класс
Оценка 5

Конспект урока окружающего мира по теме "Значение кровеносной системы", 4 класс

Оценка 5
docx
08.06.2020
Конспект урока окружающего мира по теме "Значение кровеносной системы", 4 класс
Урок окружающего мира Значение кровеносной системы 4 класс.docx

Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы"

 

              Этапы  урока

время

1

Психологический настрой на деятельность.

1 мин.

2

Актуализация знаний.

8 мин.

3

Объяснение нового материала

12 мин.

4

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

2 мин.

5

Групповая работа по усвоению нового учебного материала.

15 мин.

6

Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.

4 мин.

7

Подведение итогов, комментирование дифференцированного домашнего задания. РЕФЛЕКСИЯ.

3 мин.

8

Всего

45 мин

Ход урока 

І. Психологический настрой на деятельность.

Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Поздороваемся. У вас новый учитель. Зовут меня Надежда Васильевна Тимашева, я приехала из города Кувандыка, работаю в гимназии №1. Сегодня у меня новые ученики. Надеюсь, что мы с вами подружимся и узнаем много интересного. Дежурный доложите об отсутствующих. Ребята, вас приветствуют мои ученики из города Кувандыка.

(Слайд 1)

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач урока.

 ( Слайд 2)

- Что это за голубоватые прожилки на наших руках?

(Вены)

Что вы знаете о крови?

(Жидкость красного цвета, большая потеря крови ведёт к болезни или смерти человека). 

- В нашем областном центре   (Как он называется?) есть областная станция переливания, где находится банк крови. Каждый человек, достигший 18 лет,  может стать донором крови, т.е. безвозмездно сдавать кровь и помогать людям

-Что бы вы хотели ещё о ней узнать? 

(Учитель фиксирует ответы детей кратко  с выводом на экран через проектор)

-Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ.

Задачи урока: (Слайд 3)

1. Выяснить значение крови.

2. Изучить состав и свойства крови.

- Послушайте диалог отца и сына

Сын рассказывает отцу: "Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали "короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю ей: "Докажи!” - а она: "Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?”

       Отец: "Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.

III. Изучение нового материала. 

1. Беседа по теме:

- Приходилось ли вам порезаться или пораниться? 

- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

- Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая)  

- Почему? (в ней растворены соли)

- Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора)

- Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце). (Слайд 4)

- Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды.

- Можно ли услышать работу сердца?

 2. Практическая работа

 1. Положите палец левой руки на запястье правой. 

- Что вы почувствовали? (слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс). Проверим частоту вашего пульса. (Засекаю время) Запишите свои показания. (Запись в тетради) За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса 60-70 ударов в мин., у ребёнка-90 уд/мин.

 2. Как вы думаете, что будет с вашим пульсом, если мы пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. 

(Под музыку дети приседают или бегут на месте, в течение 30 сек.)

Физминутка

Отмечают снова пульс и объясняют, почему произошли изменения.

 - С каким из высказываний вы согласны? (Слайд 5)

          1. При беге, движении и работе начинают работать некоторые мышцы – им нужен воздух- сердце с кровью начинает его подавать.

2. При движении начинают работать одни и те же мышцы, им нужно больше питания - сердце с кровью начинает его подавать.

3. При беге, движении и работе начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - сердце начинает подавать их больше с кровью.

-Таким образом, кровь имеет огромное значение для человека.

Почему?

3. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки на стр. 33 и сделайте вывод, вставив нужные слова в предложение: (Слайд 6)

Кровь разносит…..                ,

поддерживает постоянную….. в теле,

снабжает организм…                         ,

выводит…                вещества,

….. от вредных бактерий.

         ПРОВЕРКА Слайд …

         (Кровь разносит полезные вещества,

поддерживает постоянную температуру   тела,

снабжает организм кислородом,

выводит вредные          вещества,

защищает от вредных бактерий.)  

 

 4. Работа с клеткой крови.

С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение.

-А приходилось ли вам делать анализ крови? Для чего? (Больны или нет, узнает врач и чем). Для этого нужно хорошо знать её состав. Предлагаю вам выступить в роли исследователей крови. Создадим мини-проект схему «Состав крови».

-Посмотрим на каплю крови под микроскопом. (Слайд …)

 

- Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находится много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 5 минут.

 

- Откройте учебники на стр. 34-35

 

5. Работа в группах с учебником.

1 группа - ищет материал о плазме

2 группа - об эритроцитах

3 группа - о лейкоцитах

4 группа - о тромбоцитах

Листы планирования (получает каждая группа)

1-ая группа

1. Прочитайте в учебнике на стр.34 -35

2. Вставьте нужные слова в тезис:

Основу крови составляет…

Она состоит из….

Она обеззараживает …

В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови  и после болезни.

          Говорят, что «появился…………..».

2-ая группа

1. Прочитайте в учебнике на стр. 34.

2. Вставьте нужные слова в тезис:

Красные кровяные тельца – это…..

Они переносят в потоке крови ко всем  тканям (клеткам) ……..            ,        а от  тканей  к  лёгким ……

Эритроциты образуются в …….                ,

живут……..

-Учитель:  Каждый день у человека сменяется около 10 млн. эритроцитов.

         

 

  3-я группа

1. Прочитайте в учебнике на стр.34 -35.

2. Дополните предложение:

Белые кровяные клетки – это…….

Эти клетки борются с………….

4-ая группа

1. Прочитайте в учебнике на стр.35.

2. Дополните предложение:

Кровяные пластинки, содержащиеся в крови – это…

Они помогают крови...     (при порезах и ранах).

Защита. Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Слайд 6)

- Во время защиты будьте внимательны т.к. эти вопросы  будут включены в тест в конце урока

       III.  Первичное понимание

Заполнение схемы

- Итак, мы познакомились с составом крови. Каков же он?

- Сколько литров крови у человека? Важно ли поддерживать соотношение между различными клетками крови постоянным? Почему?

( Любое заболевание вызывает изменение состава крови)

- Данную схему оформите  красиво и поместите в уголке, н-р «Окружающий мир», можно так же и  памятку выпустить, «Как остановить кровь».

 IV. Закрепление. Тест.

 

 

1.Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами;

Б) кровью.

2. Красной делают кровь:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) плазма.

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) тромбоциты.

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) тромбоциты.

5. У взрослого человека крови:

А) 4,5 – 5 л;

Б) 2,5 -3л;

В) 6,5 – 7л.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Ключ к тесту

1. б

2. б

3. а

4. в

5. а

Критерии оценки:

 «5» - нет ошибок

«4»  - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - более 3 ошибок

IV.  Рефлексия.

- Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

- Где могут пригодиться эти сведения вам?

-На какие вопросы,  поставленные вами в начале урока, вы можете ответит

V. Домашнее задание. Стр.32-36, прочитать, как останавливать кровопотерю при порезах, носовом кровотечении.

Дополнительный материал

Кровь-это не однородная жидкость. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость- плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

         Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, Нои плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки.

         Третья группа - тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра.

         Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.

         Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

 

 

 


 

Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы" №

Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы" №

Учитель фиксирует ответы детей кратко с выводом на экран через проектор) -Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ

Учитель фиксирует ответы детей кратко с выводом на экран через проектор) -Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ

При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды

При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды

ПРОВЕРКА Слайд … (Кровь разносит полезные вещества , поддерживает постоянную температуру тела, снабжает организм кислородом , выводит вредные вещества, защищает от вредных бактерий

ПРОВЕРКА Слайд … (Кровь разносит полезные вещества , поддерживает постоянную температуру тела, снабжает организм кислородом , выводит вредные вещества, защищает от вредных бактерий

Работа в группах с учебником. 1 группа - ищет материал о плазме 2 группа - об эритроцитах 3 группа - о лейкоцитах 4 группа -…

Работа в группах с учебником. 1 группа - ищет материал о плазме 2 группа - об эритроцитах 3 группа - о лейкоцитах 4 группа -…

Прочитайте в учебнике на стр.34 -35

Прочитайте в учебнике на стр.34 -35

Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

Критерии оценки: «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «2» - более 3 ошибок

Критерии оценки: «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «2» - более 3 ошибок

Нои плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды

Нои плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020