Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы"
Ход урока І. Психологический настрой на деятельность. - Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Поздороваемся. У вас новый учитель. Зовут меня Надежда Васильевна Тимашева, я приехала из города Кувандыка, работаю в гимназии №1. Сегодня у меня новые ученики. Надеюсь, что мы с вами подружимся и узнаем много интересного. Дежурный доложите об отсутствующих. Ребята, вас приветствуют мои ученики из города Кувандыка. (Слайд 1) II. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач урока. ( Слайд 2) - Что это за голубоватые прожилки на наших руках? (Вены) - Что вы знаете о крови? (Жидкость красного цвета, большая потеря крови ведёт к болезни или смерти человека). - В нашем областном центре (Как он называется?) есть областная станция переливания, где находится банк крови. Каждый человек, достигший 18 лет, может стать донором крови, т.е. безвозмездно сдавать кровь и помогать людям -Что бы вы хотели ещё о ней узнать? (Учитель фиксирует ответы детей кратко с выводом на экран через проектор) -Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ. Задачи урока: (Слайд 3) 1. Выяснить значение крови. 2. Изучить состав и свойства крови. - Послушайте диалог отца и сына Сын рассказывает отцу: "Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали "короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю ей: "Докажи!” - а она: "Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?” Отец: "Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”. III. Изучение нового материала. 1. Беседа по теме: - Приходилось ли вам порезаться или пораниться? - Что вы при этом чувствовали и наблюдали? - Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая) - Почему? (в ней растворены соли) - Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора) - Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце). (Слайд 4) - Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды. - Можно ли услышать работу сердца? 2. Практическая работа 1. Положите палец левой руки на запястье правой. - Что вы почувствовали? (слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс). Проверим частоту вашего пульса. (Засекаю время) Запишите свои показания. (Запись в тетради) За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса 60-70 ударов в мин., у ребёнка-90 уд/мин. 2. Как вы думаете, что будет с вашим пульсом, если мы пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. (Под музыку дети приседают или бегут на месте, в течение 30 сек.) Физминутка Отмечают снова пульс и объясняют, почему произошли изменения. - С каким из высказываний вы согласны? (Слайд 5) 1. При беге, движении и работе начинают работать некоторые мышцы – им нужен воздух- сердце с кровью начинает его подавать. 2. При движении начинают работать одни и те же мышцы, им нужно больше питания - сердце с кровью начинает его подавать. 3. При беге, движении и работе начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - сердце начинает подавать их больше с кровью. -Таким образом, кровь имеет огромное значение для человека. Почему? 3. Работа в парах. - Рассмотрите рисунки на стр. 33 и сделайте вывод, вставив нужные слова в предложение: (Слайд 6) Кровь разносит….. , поддерживает постоянную….. в теле, снабжает организм… , выводит… вещества, ….. от вредных бактерий. ПРОВЕРКА Слайд … (Кровь разносит полезные вещества, поддерживает постоянную температуру тела, снабжает организм кислородом, выводит вредные вещества, защищает от вредных бактерий.)
4. Работа с клеткой крови. С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение. -А приходилось ли вам делать анализ крови? Для чего? (Больны или нет, узнает врач и чем). Для этого нужно хорошо знать её состав. Предлагаю вам выступить в роли исследователей крови. Создадим мини-проект схему «Состав крови». -Посмотрим на каплю крови под микроскопом. (Слайд …)
- Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находится много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 5 минут.
- Откройте учебники на стр. 34-35
5. Работа в группах с учебником. 1 группа - ищет материал о плазме 2 группа - об эритроцитах 3 группа - о лейкоцитах 4 группа - о тромбоцитах Листы планирования (получает каждая группа) 1-ая группа 1. Прочитайте в учебнике на стр.34 -35 2. Вставьте нужные слова в тезис: Основу крови составляет… Она состоит из…. Она обеззараживает … В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Говорят, что «появился…………..». 2-ая группа 1. Прочитайте в учебнике на стр. 34. 2. Вставьте нужные слова в тезис: Красные кровяные тельца – это….. Они переносят в потоке крови ко всем тканям (клеткам) …….. , а от тканей к лёгким …… Эритроциты образуются в ……. , живут…….. -Учитель: Каждый день у человека сменяется около 10 млн. эритроцитов.
3-я группа 1. Прочитайте в учебнике на стр.34 -35. 2. Дополните предложение: Белые кровяные клетки – это……. Эти клетки борются с…………. 4-ая группа 1. Прочитайте в учебнике на стр.35. 2. Дополните предложение: Кровяные пластинки, содержащиеся в крови – это… Они помогают крови... (при порезах и ранах). Защита. Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Слайд 6) - Во время защиты будьте внимательны т.к. эти вопросы будут включены в тест в конце урока III. Первичное понимание Заполнение схемы - Итак, мы познакомились с составом крови. Каков же он? - Сколько литров крови у человека? Важно ли поддерживать соотношение между различными клетками крови постоянным? Почему? ( Любое заболевание вызывает изменение состава крови) - Данную схему оформите красиво и поместите в уголке, н-р «Окружающий мир», можно так же и памятку выпустить, «Как остановить кровь». IV. Закрепление. Тест.
1.Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается: А) нервами; Б) кровью. 2. Красной делают кровь: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) плазма. 3. Борются с инфекциями, ядами, микробами: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) тромбоциты. 4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах: А) лейкоциты; Б) эритроциты; В) тромбоциты. 5. У взрослого человека крови: А) 4,5 – 5 л; Б) 2,5 -3л; В) 6,5 – 7л. ВЗАИМОПРОВЕРКА Ключ к тесту 1. б 2. б 3. а 4. в 5. а Критерии оценки: «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки «2» - более 3 ошибок IV. Рефлексия. - Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас? - Где могут пригодиться эти сведения вам? -На какие вопросы, поставленные вами в начале урока, вы можете ответит V. Домашнее задание. Стр.32-36, прочитать, как останавливать кровопотерю при порезах, носовом кровотечении. Дополнительный материал Кровь-это не однородная жидкость. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость- плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге. Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, Нои плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. Третья группа - тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок. Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.