Окружающий мир 2 класс
Тема урока: «Реки и озёра»
Цели и задачи:
Оборудование: проектор, карта полушарий, схема реки, аудиозапись «Звуки реки», кроссворд, контурные карты материков для работы в группах, текст о реке для каждого учащегося, маркеры.
Ход урока
I. Стадия вызова
1. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Ни минутки не теряем,
Новые знания вместе открываем.
Дети разделены на группы (5 групп по 4-5 человека).
Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (кит.пословица)
- Как понимаете пословицу?
- Надеюсь. Что сегодня на уроке вы пополните свою сокровищницу новыми знаниями..
2. Вспоминаем то, что знаем.
У каждой группы кроссворд. Слайд 2.
-
Решите кроссворд:
1. Какая часть света объединяет два материка?
2. Воображаемые линии, которые тянутся от Северного полюса к Южному полюсу.
3. Самая длинная параллель.
4.Самый большой океан.
5. Как называется участок суши, окруженный со всех сторон водой.
6. Самый большой материк называется …
7. Небесные тела, которые светятся сами.
8. Самая большая пустыня в мире.
9. Материк, который омывают воды Индийского и Тихого океанов.
3. Работа над новой темой.
- Посмотрите внимательно на кроссворд. Кто может назвать тему нашего урока? Слайд 3.
- Что вы представили, слушая, звуки природы?
Прием «Корзина идей».
- Что вы знаете о реке. Поделитесь своими знаниями.
II. Смысловая стадия
1. Работа с новым текстом.
А сейчас вы познакомитесь с текстом «Реки». Учитель раздаёт текст каждому ученику.
Задание: а) внимательно прочитайте;
б) сделайте пометки ( у каждого ученика лежит карточка с
условными знаками: V - я это знал(а),
+ - новое для меня,
─ - думал(а) иначе,
?- непонятно, нужно разобраться)
Жизнь реки.
Пресные воды рек и озер составляют очень малую часть всех общих водных запасов планеты. Но речная вода все время течет. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» — сказал некогда древнегреческий ученый и философ Гераклит. Действительно, за год вода в реках меняется в среднем 30 раз. Откуда реки получают свою «вечнотекущую» воду?
Часто реки начинаются там, где подземные воды выходят на поверхность,— на склоне горы или холма, в овраге, в болотистой низине.
Река Урал, например, начинается родничками, бегущими с гор, Волга вытекает из болота. Горные реки нередко начинаются у нижнего края ледников. Обычно даже большие реки образуются из небольших ручьев. Исключение составляют реки, вытекающие из озер, — Нева, Ангара, и др. Место, где река берет своё начало, называется истоком. Картинки: реки, ручья, русло, исток)
Течет река по углублению, которое называется русло. Река течет, извивается лентой по полям, лесам и по пути сливается с другими реками. Реки, которые вливаются в главную реку, более крупную, называются притоками. У реки есть правый и левый берег и притоки бывают левые и правые.
Интересно, а как узнать где правый берег, а где левый? Если встать лицом по направлению течения реки, то справа будет правый берег, слева – левый берег.
Питание рек может быть разное: дождевое, снеговое, ледниковое или подземное, но всегда первоисточником его служат атмосферные осадки.
Куда реки несут свои воды?
Большинство рек течет вниз со склонов к более плоской земле, располагающейся ниже, а там становятся шире, поворачивают и движутся медленнее, но все равно текут, благодаря силе земного притяжения. Потом реки впадают в океан, море или озеро.
Место, где река впадает в океан, море, озеро или другую реку называется устьем. На своем пути река с помощью притоков собирает выпадающие атмосферные осадки нередко с огромной территории, которую называют водосборным бассейном.
Реки всегда играли важную роль в человеческой истории. До того как люди построили дороги, они использовали реки для того, чтобы переправляться из одного места в другое. Вокруг рек вырастали поселения, города и даже возникали великие цивилизации; реки давали воду, необходимую для выращивания скота, для сельского хозяйства и других видов деятельности человека.
2. Проверка содержания прочитанного:
Учитель:
- Что нового вы узнали из текста о реке?
- О чём вы думали по-другому?
- Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста?
3. Составление кластера:
а) каждая группа получает лист (формат АЗ), на котором написано ключевое слово.
б) командир выделяет часть текста, с которой будет работать вся группа маркером.
в) на доске учитель прикрепляет название кластера:
|
г) работа в группах -5-7 мин.
д) выходят по одному представителю от группы, учащиеся объясняют выбор
опорных понятий и слов.
- Покажите части реки на слайде. Слайд 4.
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Почему вода в реке не кончается? Слайд 5.
- Почему реки текут не только во время дождя? Слайд 6.
4.Работа в группах.
Каждая группа работает с картой одного из материков. Находит самые крупные реки 1-3, ищут исток, устье, записывают название реки. После работы представитель каждой группы выходит и показывает важнейшие реки материка.
Работа детей у карты сопровождается показом рек на слайдах. Слайды 7- 15.
- какие крупные реки протекают в нашем крае, Ханты-Мансийском округе Югра? Слайд 16.
4. Знакомство с особенностями озер.
- Чем озеро отличается от реки? Выскажите своё мнение.
- Прочитайте текст на с.109 в учебнике. Сделайте пометки на полях ( V - я это я знал, + - новое для меня, ─ - думал(а) иначе, ?- непонятно, нужно разобраться).
- Что интересного узнали об озерах? Слайд 17.
- Почему в некоторых озерах вода соленая?
Работа в группах.
- Найдите важнейшие озера в Европе, Азии и Африке.
- Покажите на карте. Слайды 18,19,20.
III. Стадия рефлексии.
а) ответьте на предложенные вам вопросы.
Как называется ложе, по которому течёт река?
В каком направлении течёт река: к устью или к истоку?
Куда течёт ручей?
Как определить, где у реки правый берег, а где левый?
Как отличить озеро от реки в природе и на карте?
Откуда берётся вода в реке?
Какие бывают озёра и какая в них вода?
Могут ли ручьи и реки изменять земную поверхность?
- Проверьте ваши ответы. Слайд 21 - 23.
б) подведение итогов:
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Что особенно запомнилось?
в) Синквейн. Слайд 24.
Пример. Реки
Глубокие, быстрые.
Текут, шумят, разрушают.
Реки дают жизнь.
Богатство.
г) оценки за работу на уроке
д) домашнее задание
Выполнить задание в «Рабочей тетради» №1,5,6 с.33-34.
По желанию на выбор:
1. Найти интересную информацию о реках и озерах нашей планеты или нашей страны.
2. Сочинить сказку о реке или озере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.