Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок
имени Героя Советского Союза И.А. Евтеева»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 4 КЛАССЕ
«У Чёрного моря»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Мухина Ольга Александровна
2022-2023 учебный год
Конспект урока по окружающему миру на тему: «У Черного моря» (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)
Цель урока. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;
развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;
воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
показывать природную зону на карте природных зон;
иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);
устанавливать причины своеобразия природной зоны;
моделировать цепи питания природной зоны;
иметь представление об освоении природной зоны человеком.
Метапредметные:
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
извлекать информацию из карты;
устанавливать причинно-следственные связи;
рассказывать о природной зоне по плану;
готовить сообщения.
Личностные:
осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Формируемые УУД:
познавательные - осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;
коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;
регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
личностные - положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование. Карта природных зон, изображение изучаемых объектов, раздаточный материал, смайлики, видеопроектор, экран, презентация учащихся, Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2022, Рабочая тетрадь.
Ι. Организационный момент.
- Ребята, напомните, какой у нас урок? Значит, сегодня мы снова будем говорить о том интересном, что нас… (окружает)
- Посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь им. И не забудьте, что гостеприимные хозяева всегда угощают гостей самым вкусненьким. А что самое «вкусненькое» у учеников? (знания) А фиксировать свои знания мы будем в оценочном листе, за каждый этап урока вы оцените свою работу, а в конце урока сравним ваши отметки и мою оценку вашей работы.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1. Проверка домашнего задания
Тест:
1. Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
2. У верблюжьей колючки длина корня почти 20 м. (+)
3. Верблюды не едят верблюжью колючку, слишком острые у неё шипы. (-)
4. В январе в пустыне бывает очень глубокий снежный покров. (-)
5. Тушканчик может прыгать на расстояние до 3 м. (+)
6. Длинный хвост тушканчика помогает ему поддерживать равновесие. (+)
7. У животных пустыни очень яркая окраска, так они приспособились к условиям жизни. (-)
8. Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (-)
9. Летом поверхность земли в пустыне нагревается до +70℃. (+)
10. Домашние животные зоны пустынь – овцы и верблюды. (+)
Проверка – ключ на доске.
1. + 6. +
2. + 7. -
3. - 8. -
4. - 9. +
5. + 10. +
2. Постановка учебной проблемы (Работа в парах):
На карточках написаны группы слова. объедините их в группы:
1. Мхи, тюлень, острова (арктические пустыни)
2. Мерзлота, кречет, морошка (тундра)
3. Пихта, лось, болото (зона лесов)
4. Ковыль, суслик, суховей (степь)
5. Джузгун, тушканчик, ушастый еж (пустыня)
- Таким образом, мы вспомнили название природных зон, о которых уже говорили на предыдущих уроках. Как вы думаете все ли природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны, мы изучили?
- У меня тоже есть три слова. Дайте название новой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:
(Черноморское побережье Кавказа)
- Напомните, Кавказ – это что? Побережье – как вы понимаете это слово?
-Как вы думаете, что за тема сегодняшнего урока? (У Черного моря)
-Чем будем заниматься на уроке? (Изучать природную зону)
-Что мы должны о ней узнать? (план изучения зоны)
- К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?
Это значит, что климат должен становиться еще…
Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.
(Высказывания детей. Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).
Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа. Демонстрация иллюстрации Черноморского побережья
- Что такое субтропическая зона? (Ответы детей).
Тропики - это область Земли, окружающая Экватор. Суб переводится с латинского «под»… То есть области рядом с тропиками. Субтропическая зона располагается значительно южнее нашей страны, а в нашей стране это небольшая прибрежная зона Черного моря, которая притягивает к себе людей особым климатом.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. Работа в группах
— Продолжим изучать природную зону группами: метеорологи, экологи,
ботаники, зоологи.
План рассказа для группы метеорологов
1. Какой климат в субтропической зоне.
2. Почему здесь теплые зимы?
План рассказа для группы ботаников
1. Отличительная особенность растений субтропиков.
2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
План рассказа для группы зоологов
1. Обитатели суши.
2. Обитатели моря.
План рассказа для группы экологов
1. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
2. Как отдыхать на берегу моря.
ФИЗМИНУТКА
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Первичное закрепление. Сообщения учащихся
(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)
IV. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
1) — А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря», выполняя задание 7 на с. 63 рабочей тетради. Можно использовать не только учебник, но и опыт тех ребят, которые побывали на море. (Бережно относись к природе, не бросай на побережье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.)
2. Рассказ учащихся о городах Черноморского побережья
2) — Прочитайте задание 5 на с. 62 рабочей тетради. Перед вами карточки с условными знаками.
Придумайте, какие экологические проблемы Черного моря и его берегов выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
(1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. 2. Люди, приезжающие отдыхать, ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? Достигли ее?
— Какие знания мы открыли?
— Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— С каким настроением вы уходите с урока? (покажите смайлик)
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? Проверьте свои листы самооценки.
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 126—134 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 1, 2, 3,4, 8(по желанию) на с. 60 - 63 рабочей тетради.
3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.