Конспект урока "Основание системы счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Алгоритмы перевода"
Оценка 4.8

Конспект урока "Основание системы счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Алгоритмы перевода"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл
21.10.2021
Конспект урока "Основание системы счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Алгоритмы перевода"
Основание системы счисления.doc

«Основание системы счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Алгоритмы перевода»

Задача урока: сформировать у учащихся целостное представление о системах счисления.

Цели урока:

образовательная: изучить алгоритмы  переводов из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шеснадцатеричную системы счисления и наоборот.

развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие внимания, восприятия; развитие познавательного ин­тереса к информатике;

воспитательная: повышение информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: лекция.

Оборудование урока: учебник по информатике, доска, мел.

Методическое обеспечение урока: учебник под редакцией Н.Угринович «Информатика и  информационные технологии».

Рекомендации по проведению лекции. Для наилучшего восприятия учащими­ся лекционного материала следует сопровождать лекцию примерами.

План урока.

1. Организационный момент — 5 мин.

2. Актуализация знаний ─ 5 мин.

3.   Лекция — 30 мин.

4.   Подведение итогов урока — 3 мин.

5.   Домашнее задание — 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

Отметка отсутствующих.  

II.Актуализация знаний

Устные вопросы.

1.      Определение системы счисления.

2.      Какие они бывают? (позиционные, непозиционные)

3.      Что такое позиционная система счисления? Пример.

4.      Что такое непозиционная система счисления? Пример.

5.Перечислить цифры входящие в:

·         Двоичную систему счисления;

·         Восьмеричную систему счисления;

·         Десятичную систему счисления;

·         Шестнадцатеричную систему счисления.

6.С какой цифры начинается любая позиционная система счисления?

Вопросы к письменной  самостоятельной работе (10-15 мин.)

1.      Записать общую развёрнутую форму числа в системе счисления с основанием q.

(Aq=an-1qn-1+ an-2qn-2+…+a0q0+a-1q-1+…+a-mq-m)

2.      Записать числа в развёрнутой форме:

1358                                                                          =1*82+3*81+5*80;

19, 8810                                                                        =1*101+9*100+8*10-1+8*10-2;

52, F16                                                                          =5*161+2*160+F*16-1;

106,358                                                                        =1*82+0*81+6*80+3*8-1+5*8-2 ;

3. Записать в римской системе счисления:

3 768                           =MMMDCCLXVIII

2 983                           =MMCMLXXXIII

1 452                           =MCDLII

1 999                           =MIM

4. Вычислите:

CCCLIX+CLXXIV                         =DXXXIII                          (359+174=533)

DCXLIV+ MMCCCLXXXIX         =MMMXXXIII      (644+2 389=3 033)

 II. Лекция

Тема урока: «перевод из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную».

Алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться.

·         Целые числа

Алгоритм

1).Последовательно выполняется деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы.

    2).Записать полученные остатки в обратной последовательности.

·         Правильные десятичные дробные  числа

Алгоритм

1).Последовательно выполняем умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей на основание системы  до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.

 2).Записываем полученные целые части произведения в прямой последовательности.

Перевод из десятичной системы в двоичную систему счисления.

Пример 1.             25410       X2     

  254     2

254     127     2

     0    126      63     2

              1       62     31     2

                          1     30     15    2

                                   1      14      7        2

                                             1      6         3      2

                                                       1       2         1      2

                                                               1        0      0

                                                                           1

Значит, Х2=  1111111010             

Проведем проверку.

1111111010=1*27+1*26+1*25+1*24+1*23+1*22+1*21+0*20=128+64+32+16+8+4+2==25410

 

 

 

 

Пример для разбора с классом.

1910        Х2

 19  2                                                              

 18     9      2                                                   

   1     8      4     2                                         

           1     4     2      2                                  

                  0     2        1    2

                           0        0    0

                                   1

 

 

Значит, Х2=100112

Выполним проверку: 100112=1*24+0*23+0*22+1*21+1*20=   =16+2+1=1910

Пример 2. 0,87510                  Х2                                                                               

           0,875                                                        

                  2                      Значит, Х2=0,1112

           1,750                      Выполним проверку

                2                        0,1112=0*20+1*2-1+1*2-2+1*2-3=                      

           1,500                       =0,5+0,25+0,125=0,87510

              2

           1,000

Пример 3.             3,7510             Х2

                                                                                           

3   2                                                   0,75

2     1     2                                               2

1     0   0                                            1,50

       1                                                      2

                                                         1,00

Значит, Х2=11,112

Выполним проверку.

112=1*21+1*20=2+1=310

0,112=1*2-1+1*2-2=0,5+0,25=0,7510

11,112=3,7510

Пример для разбора с классом.

0, 37510            Х2 

           0,375                            

                  2                                  Значит, Х2=0,0112

           0,750                    Выполним проверку

                2                      0,0112=0*20+0*2-1+1*2-2+1*2-3=

           1,500                    =0,25+0,125=0,37510

              2

           1,000

 

Перевод из десятичной системы в восьмеричную систему счисления.

Пример 1.

             13910        Х8

     139    8                                    Значит, Х8=2138

     136   17   8                              Выполним проверку

       3     16     2    8                       2138=2*82+2*81+2*80=               

                1     0    0                       =128+8+3=13910

                      2

 

Пример 2.                 0,2510            Х8

     0,25                    

         8

       2,00

Значит, Х8=0,28

Выполним проверку.

0,28=0*80+2*8-1=0,2510

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления.

Пример1.        42410         Х16

424        16                                        

        416   26    16                         

            8   16      1    16            

                  10     0    0

                          1

Значит,Х16=1А816

Выполним проверку: 1А816=1*162+10*161+8*160=

=256+160+8=42410

IV. Подведение итогов урока

 На этом уроке вы узнали о переводах из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Давайте еще раз посмотрим на алгоритмы перевода и обобщим полученные знания  на лекции.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

·         Общее правило перевода из любой системы в десятичную систему счисления.(представляем число в развёрнутой форме и выполняем арифметические действия).

·         Для каких чисел были сегодня рассмотрены алгоритмы перевода из десятичной системы  счисления в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления? (для целых и дробных чисел).

 Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, помогали мне в работе. Теперь главное — хорошо подготовиться дома к следующему занятию.

    IV. Домашнее задание

1. Выучить материал лекции.

2. Решить:

1102    =    Х10

ВF16      =      Х10

16     =   Х10                                                                                

6710      =   Х2

8,87510  =  Х2


Основание системы счисления. Двоичная система счисления

Основание системы счисления. Двоичная система счисления

Перечислить цифры входящие в: ·

Перечислить цифры входящие в: ·

Последовательно выполняем умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей на основание системы до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет…

Последовательно выполняем умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей на основание системы до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет…

Пример для разбора с классом. 19 10

Пример для разбора с классом. 19 10

Пример 3 . 3,75 10

Пример 3 . 3,75 10

Перевод из десятичной системы в восьмеричную систему счисления

Перевод из десятичной системы в восьмеричную систему счисления

Перевод из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления

Перевод из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021