Конспект урока по детской литературе на тему "Детская поэзия ОБЭРИУ"
Оценка 4.9

Конспект урока по детской литературе на тему "Детская поэзия ОБЭРИУ"

Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
20.02.2020
Конспект урока по детской литературе на тему "Детская поэзия ОБЭРИУ"
Данная тема изучается в курсе детской литературы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование"
Конспект по ОБЭРИУтам.doc

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

 

Тема: «Детская поэзия ОБЭРИУ»

 

Количество часов: 2.

Цель: Сообщение и систематизация новых знаний.

Задачи:

1.      Познакомить с датами существования группы и фактами биографии ее членов.

2.      Дать представление об особенностях поэзии для детей поэтов-ОБЭРИутов.

3.      Учить анализировать, обобщать, развивать связную устную речь, выразительно читать произведения (ПК.3.4).

4.      Развивать навыки работы в малой группе: распределять обязанности, работать в едином темпе, действовать сообща, вносить эффективный вклад в получение общего результата (ОК.2, ОК.6).

5.      Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к поэзии (ОК.1).

 

План урока:

1.      История создания и разгрома группы ОБЭРИутов.

2.      Особенности произведений для детей.

 

Материал:

Презентация к уроку.

Раздаточный – Сборники с произведениями поэтов.

Способы деятельности: организация самостоятельной деятельности на занятии (работа с текстами произведений, нахождение ответа на поставленный вопрос, составление плана ответа).

Вид занятия: работа в малых группах. Главное в этом методе – приобретение знаний через творческий поиск.

Формы обучения: практическое занятие исследовательского характера.

Вид контроля: фронтальный.

 

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые студенты. Тема нашего урока звучит несколько необычно или загадочно.

Прочитайте эпиграф к занятию и запишите его. В конце занятия мы вернемся к нему, так как вы должны будете ответить на вопрос, подходит ли данный эпиграф к нашей теме и обосновать свой ответ.

Перед вами на экране слово ОБЭРИУ. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Как вы думаете, что оно обозначает, или как его можно расшифровать? Для подсказки – это название группы.

Расшифровывается это название довольно просто, но обращает на себя внимание последняя буква «у»: как сами поэты комментировали ее появление, говоря, что включили ее для веселья (почему? - потому что оканчивается на «у»). ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) - группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1930-х годах в Ленинграде. Ядром группы были поэты Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев. Также в группу входили Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин и другие. К обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Малевич, Павел Филонов и ученицы Филонова Татьяна Глебова и Алиса Порет. Обэриуты создали свой манифест, в котором попытались объяснить свой взгляд на искусство. (Попробуйте прокомментировать отрывок из манифеста. Как вы понимаете их позицию?)

30-е годы прошлого столетия были очень тяжелым периодом в истории нашего государства. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров, Заболоцкий, поэзию которых мы и будем сегодня изучать). Это стало возможным благодаря приглашению С.Я.Маршака к работе в детском отделе государственного издательства (ГИЗ), а затем — в журналы «Еж» и «Чиж». ГИЗ располагалось на Невском проспекте в Доме книги, который первоначально назывался Дом Зингера (там продавались швейные машинки этой фирмы). Патриарх детской литературы безошибочно уловил в «заумной» поэзии «обэриутов» качества, способные обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре «обэриуты» действительно стали ведущей силой в детской литературе. Сами себя поэты чаще всего называли «чинарями», т.е. шутами.

Следует отметить, что судьба обэриутов была трагической. Многие участники были репрессированы, погибли в заключении: в период с 1938 по 1946 гг. находится в тюрьме, лагерях и ссылках поэт Н. Заболоцкий; 23 августа 1941 г. в Ленинграде арестовали Д. Хармса, который в начале 1942 г. скончался в тюремной больнице; в первые месяцы войны, во время отступления наших войск из Харькова, был арестован и погиб в заключении писатель А. Введенский. А самый молодой и, по воспоминаниям, очень талантливый Ю.Владимиров утонул, и даже год его смерти не установлен точно.

Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены (если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных училищах – спецхранах крупнейших библиотек).

На экране вы видите интересные факты биографии и фотографии поэтов.

Отдавая дань памяти этим людям, можно увидеть, что и после смерти им не было воздано по заслугам. Нет ни одного памятника не одному из поэтов: только барельеф Хармсу в нашем городе, а ведь он наш земляк, и памятная доска Заболоцкому на доме в г. Кирове.

Однако следует отметить, что в последние десятилетия интерес к литературному наследию обэриутов постоянно возрастает: проводятся всевозможные диспуты, переиздаются книги, снимаются мультфильмы по мотивам их произведений.

Как уже отмечалось, Д.Хармс положил начало целому направлению в мировом искусстве – абсурду. Что же такое абсурд? Перед вами три разных определения этого понятия. Что же является общим для всех определений? Общим для всех них, как мы видим, является слово «нелепость», которое и есть синоним слову «абсурд».

Жанры поэзии, в которых создавались произведения, - это считалки, загадки, перевертыши, небылицы, игровые припевки.

Как вы думает, что объединяет эти жанры?

Помимо многообразия жанров, можно отметить и художественные приемы, использованные поэтами. Давайте вспомним, что они означают. Если не можете вспомнить, то перепишите со слайда.

Ну, а теперь, непосредственно ваша самостоятельная работа. Вы разбились на 4 подгруппы, каждая из которых будет представлять одного поэта. Работать будем следующим образом: чтение вслух произведений по кругу, по одному, обсуждение его достоинств с выделением жанра, художественных приемов, слов или словосочетаний, в которых проявляется абсурд. В конце занятия сделаем общий вывод о характерных особенностях поэзии обэриутов для детей.

Предложенные для анализа и обсуждения произведения вы найдете на слайде.

 

Как вам понравились стихи поэтов? Вижу, что понравились, у вас очень веселое настроение.

Давайте подведем итоги нашего занятия. Так что же общее можно выделить в поэзии для детей у данных поэтов? (Ответы студентов). Итак, обобщая ваши ответы, можно выделить следующие особенности:

1)      В произведениях представлены все жанры народной детской поэзии.

2)      Большую роль играли приемы детского стихотворчества.

3)      Игра – самая важная идея «чинарей», как суть детской жизни. В их играх действительность отражается в преображенном до абсурда виде.

4)      Еще одна идея – праздник, яркое зрелище (как в старину – балаган), поэтому отсюда берет начало отмена привычного порядка.

5)      Любимый мотив – путаница, всегда ожидается какой-либо подвох или розыгрыш.

Искусство обэриутов не ставило перед собой воспитательно-назидательной или познавательной цели. Наоборот, освобождение от диктата цели, пользы – вот их девиз!

А теперь, как и планировали, вернемся снова к эпиграфу. Как по-вашему, почему я выбрала именно его, и подходит ли он к нашему занятию? Ваши рассуждения, пожалуйста.

И в заключение посмотрите видеоролик и послушайте стихотворение Д.Хармса «Плюх и Плих» в исполнении Сергея Юрского.

Домашнее задание: из предложенного выше перечня произведений отберите те, которые включены в круг чтения дошкольников (ориентируемся на образовательную программу, по которой работает Ваша ДОО). Обоснуйте выбор произведений и конкретную возрастную группу с точки зрения особенностей восприятия литературных произведений дошкольниками.

 

Рекомендуемая литература: в основном это Интернет источники, так как в учебниках эта группа почти не упоминается, а в периодических изданиях (журнал «Дошкольное воспитание») предлагается материал только о творчестве Д.Хармса.

1)     Википедия – общедоступная многоязычная универсальная энциклопедия

2)     http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)

3)     http://lib.ru/ - самая известная в Рунете www-библиотека.

4)     Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 448 с. – С. 245-248.

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Заболоцкий, Игорь Бахтерев. Также в группу входили

Заболоцкий, Игорь Бахтерев. Также в группу входили

Помимо многообразия жанров, можно отметить и художественные приемы, использованные поэтами

Помимо многообразия жанров, можно отметить и художественные приемы, использованные поэтами

Арзамасцева И.Н. Николаева С.А

Арзамасцева И.Н. Николаева С.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020