Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению
Тема: «Детская поэзия ОБЭРИУ»
Количество часов: 2.
Цель: Сообщение и систематизация новых знаний.
Задачи:
1. Познакомить с датами существования группы и фактами биографии ее членов.
2. Дать представление об особенностях поэзии для детей поэтов-ОБЭРИутов.
3. Учить анализировать, обобщать, развивать связную устную речь, выразительно читать произведения (ПК.3.4).
4. Развивать навыки работы в малой группе: распределять обязанности, работать в едином темпе, действовать сообща, вносить эффективный вклад в получение общего результата (ОК.2, ОК.6).
5. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к поэзии (ОК.1).
План урока:
1. История создания и разгрома группы ОБЭРИутов.
2. Особенности произведений для детей.
Материал:
Презентация к уроку.
Раздаточный – Сборники с произведениями поэтов.
Способы деятельности: организация самостоятельной деятельности на занятии (работа с текстами произведений, нахождение ответа на поставленный вопрос, составление плана ответа).
Вид занятия: работа в малых группах. Главное в этом методе – приобретение знаний через творческий поиск.
Формы обучения: практическое занятие исследовательского характера.
Вид контроля: фронтальный.
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые студенты. Тема нашего урока звучит несколько необычно или загадочно.
Прочитайте эпиграф к занятию и запишите его. В конце занятия мы вернемся к нему, так как вы должны будете ответить на вопрос, подходит ли данный эпиграф к нашей теме и обосновать свой ответ.
Перед вами на экране слово ОБЭРИУ. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Как вы думаете, что оно обозначает, или как его можно расшифровать? Для подсказки – это название группы.
Расшифровывается это название довольно просто, но обращает на себя внимание последняя буква «у»: как сами поэты комментировали ее появление, говоря, что включили ее для веселья (почему? - потому что оканчивается на «у»). ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) - группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1930-х годах в Ленинграде. Ядром группы были поэты Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев. Также в группу входили Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин и другие. К обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Малевич, Павел Филонов и ученицы Филонова Татьяна Глебова и Алиса Порет. Обэриуты создали свой манифест, в котором попытались объяснить свой взгляд на искусство. (Попробуйте прокомментировать отрывок из манифеста. Как вы понимаете их позицию?)
30-е годы прошлого столетия были очень тяжелым периодом в истории нашего государства. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров, Заболоцкий, поэзию которых мы и будем сегодня изучать). Это стало возможным благодаря приглашению С.Я.Маршака к работе в детском отделе государственного издательства (ГИЗ), а затем — в журналы «Еж» и «Чиж». ГИЗ располагалось на Невском проспекте в Доме книги, который первоначально назывался Дом Зингера (там продавались швейные машинки этой фирмы). Патриарх детской литературы безошибочно уловил в «заумной» поэзии «обэриутов» качества, способные обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре «обэриуты» действительно стали ведущей силой в детской литературе. Сами себя поэты чаще всего называли «чинарями», т.е. шутами.
Следует отметить, что судьба обэриутов была трагической. Многие участники были репрессированы, погибли в заключении: в период с 1938 по 1946 гг. находится в тюрьме, лагерях и ссылках поэт Н. Заболоцкий; 23 августа 1941 г. в Ленинграде арестовали Д. Хармса, который в начале 1942 г. скончался в тюремной больнице; в первые месяцы войны, во время отступления наших войск из Харькова, был арестован и погиб в заключении писатель А. Введенский. А самый молодой и, по воспоминаниям, очень талантливый Ю.Владимиров утонул, и даже год его смерти не установлен точно.
Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены (если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных училищах – спецхранах крупнейших библиотек).
На экране вы видите интересные факты биографии и фотографии поэтов.
Отдавая дань памяти этим людям, можно увидеть, что и после смерти им не было воздано по заслугам. Нет ни одного памятника не одному из поэтов: только барельеф Хармсу в нашем городе, а ведь он наш земляк, и памятная доска Заболоцкому на доме в г. Кирове.
Однако следует отметить, что в последние десятилетия интерес к литературному наследию обэриутов постоянно возрастает: проводятся всевозможные диспуты, переиздаются книги, снимаются мультфильмы по мотивам их произведений.
Как уже отмечалось, Д.Хармс положил начало целому направлению в мировом искусстве – абсурду. Что же такое абсурд? Перед вами три разных определения этого понятия. Что же является общим для всех определений? Общим для всех них, как мы видим, является слово «нелепость», которое и есть синоним слову «абсурд».
Жанры поэзии, в которых создавались произведения, - это считалки, загадки, перевертыши, небылицы, игровые припевки.
Как вы думает, что объединяет эти жанры?
Помимо многообразия жанров, можно отметить и художественные приемы, использованные поэтами. Давайте вспомним, что они означают. Если не можете вспомнить, то перепишите со слайда.
Ну, а теперь, непосредственно ваша самостоятельная работа. Вы разбились на 4 подгруппы, каждая из которых будет представлять одного поэта. Работать будем следующим образом: чтение вслух произведений по кругу, по одному, обсуждение его достоинств с выделением жанра, художественных приемов, слов или словосочетаний, в которых проявляется абсурд. В конце занятия сделаем общий вывод о характерных особенностях поэзии обэриутов для детей.
Предложенные для анализа и обсуждения произведения вы найдете на слайде.
Как вам понравились стихи поэтов? Вижу, что понравились, у вас очень веселое настроение.
Давайте подведем итоги нашего занятия. Так что же общее можно выделить в поэзии для детей у данных поэтов? (Ответы студентов). Итак, обобщая ваши ответы, можно выделить следующие особенности:
1) В произведениях представлены все жанры народной детской поэзии.
2) Большую роль играли приемы детского стихотворчества.
3) Игра – самая важная идея «чинарей», как суть детской жизни. В их играх действительность отражается в преображенном до абсурда виде.
4) Еще одна идея – праздник, яркое зрелище (как в старину – балаган), поэтому отсюда берет начало отмена привычного порядка.
5) Любимый мотив – путаница, всегда ожидается какой-либо подвох или розыгрыш.
Искусство обэриутов не ставило перед собой воспитательно-назидательной или познавательной цели. Наоборот, освобождение от диктата цели, пользы – вот их девиз!
А теперь, как и планировали, вернемся снова к эпиграфу. Как по-вашему, почему я выбрала именно его, и подходит ли он к нашему занятию? Ваши рассуждения, пожалуйста.
И в заключение посмотрите видеоролик и послушайте стихотворение Д.Хармса «Плюх и Плих» в исполнении Сергея Юрского.
Домашнее задание: из предложенного выше перечня произведений отберите те, которые включены в круг чтения дошкольников (ориентируемся на образовательную программу, по которой работает Ваша ДОО). Обоснуйте выбор произведений и конкретную возрастную группу с точки зрения особенностей восприятия литературных произведений дошкольниками.
Рекомендуемая литература: в основном это Интернет источники, так как в учебниках эта группа почти не упоминается, а в периодических изданиях (журнал «Дошкольное воспитание») предлагается материал только о творчестве Д.Хармса.
1) Википедия – общедоступная многоязычная универсальная энциклопедия
2) http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)
3) http://lib.ru/ - самая известная в Рунете www-библиотека.
4) Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 448 с. – С. 245-248.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.