План – конспект урока по физической культуре, проводимого в рамках Дня единого текста
Тема урока: Подвижные игры.
Класс / возраст: 4 классы / 10-11 лет
Цель: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий подвижными играми;
формирование читательской грамотности.
Планируемые результаты:
Метапредметные: находить в тексте информацию, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; развивать умение высказывать своё предположение. Умение объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Предметные: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками.
Личностные: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, развивать познавательные интересы, учебные мотивы, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности: практическая работа.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог).
Средства и формы оценивания: самостоятельная работа, самооценивание.
Материально-техническое обеспечение: свисток, мяч волейбольный, скакалка.
Список используемой литературы:
Интернет ресурсы:
Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?». Источник: https://leshina2013.wixsite.com/website-1
Этап образовательного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Подготовительный
Сообщение темы и задач урока.
|
Построение в шеренгу по одному. 1.Построение. "Равняйсь!", "Смирно!". Тренировка и труд Нам удачу принесут! Тренировка и труд Вместе в игре идут! Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. - Исходя из этого четверостишия, может, вы догадаетесь, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей) -Правильно. Сегодня на уроке мы будем играть в подвижные игры, а также поговорим о значении игр для здоровья людей. А сейчас послушайте вопрос, на который вы мне ответите в конце урока: Где и когда можно использовать подвижные игры, в которые мы сегодня будем играть? - Ребята, а какие бывают игры? (спортивные, подвижные, компьютерные) - Как игры влияют на здоровье людей?
Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Игры приносят людям удовольствие, радость, желание побеждать.
- А знаете ли вы как влияют на здоровье компьютерные игры? Было доказано отрицательное влияние на здоровье. Увеличивается уровень агрессии. Нарушается работа головного мозга. Нарушение зрения. Нарушение осанки. Общее недомогание. Ослабление иммунитета. Заболевания кистей рук. И это не весь список отрицательного влияния комп. игр на здоровье человека. 2.Разминка: Ходьба на внешней стороне стопы; ходьба
на носках; ходьба в полуприседе, руки на поясе; бег в медленном темпе; бег с ускорением. Перестроение в 3 шеренги
Комплекс ОРУ на месте - упражнения на развитие различных групп мышц. 1. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. 2. Круговые вращения рук вперед, назад. И.п.- руки к плечам. 3. Махи руками. И.п. - правая вверху, левая внизу. 4. Наклоны туловища вправо, влево. И.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч. 5. Повороты туловища. И.п. - руки в замок за голову, ноги на ширине плеч. 6. И.п. - руки к плечам, ноги на ширине плеч. Колено левой ноги достает да локтя правой руки и колено пр.н. достает до локтя лев.р. 7. «Кузнечик» И.п.- основная стойка. 1-упор присев, 2-упор лёжа прыжком, 3- упор присев прыжком, 4- основная стойка. 8. Прыжки. Упр. на восстановление дыхания. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока
Следить за правильным выполнением упражнений, осанкой. При
выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений
занимающимися. Перестроить занимающихся в три шеренги. Следить за правильным выполнением упражнений.
При выполнении упражнений на месте – сохранять дистанцию. |
Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя.
Формирование интереса.
Активное участие в диалоге с учителем
Строят высказывания по теме «Подвижные (русские народные) игры» и участвуют в коллективном обсуждении.
Совместно с учителем делают вывод: для чего нужны подвижные игры? Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.
Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за проводящим при проведении разминки.
Сознательное выполнение определённых упражнений. Активно включаться в процесс выполнения заданий.
Определить последовательность и приоритет
Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя.
Установить роль разминки на занятиях подвижными играми. Умение выполнять физические упражнения для развития мышц.
Правильное выполнение задания.
Безопасное поведение во время выполнения задания. |
Основной
|
Объяснить правила игры (Приложение 1). Границы площадки должны быть оговорены заранее. - Ребята, наш мамонтенок спрятался от вас в этом зале, но оставил по всему залу подсказки с заданиями. Ваша задача – найти их и выполнить используя в работе ранее изученный текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить динозавров и мамонтов?» Игра «В поисках мамонтенка» (Приложение 2) В игре может принимать участие неограниченное количество человек. Из их числа выбирается ведущий любым способом. Он отдает команду всем игрокам искать то, что касается мамонтенка. Тогда под звучащую в записи «Песенку мамонтёнка» из мультипликационного фильма они начинают искать подсказку с заданием. Затем тот игрок, который нашел подсказку, подзывает всех к себе, раздает всем текст (один и тот же). Задание читают, выполняют, показывают и двигаются вперед. При последней подсказке дети находят рисунок с мамонтенком и громко объявляют: «Мамонтёнок наконец-то нашелся!». Подсказки: 1. «Остров Врангеля» - На каком острове жили мамонты? - Сколько лет назад? - Ребята, поиграем в игру «Невод» Из учащихся выбираются два «рыбака» они, взявшись за руки образуют «невод», все остальные уч-ся «рыбки». По сигналу учителя «рыбки» расплываются по залу, а «рыбаки» их ловят 2. «ДНК» - Что такое ДНК? (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма) - Игра «Салки с мячом» Из уч-ся выбирается «салка» в руках мяч. По сигналу она старается осалить игроков мячом. 3. «Родословная» - Кто является родственником мамонта? - Поиграем в игру «Удочка» Что
это у Галочки: 4. «Палеонтология» - Что такое «палеонтология»? (Палеонтология – наука о вымерших организмах). Прочитать правила игры (Приложение 1). Игра на внимание «3, 13, 33» Игроки должны на команду «3» поставить руки на пояс, «13» - руки к плечам, «33» - руки вверх. Если игрок выполняет движение не правильно, то он делает шаг вперёд. Таким образом, вперёд выйдут самые невнимательные игроки. Победителю вручают рисунок мамонтенка и громко объявляют: «Мамонтёнок наконец-то нашелся!» Это игра восстанавливает пульс, дыхание. После окончания игры нужно отметить самых ловких и внимательных. |
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок. Принимать инструкцию учителя, чётко ей следовать. |
Заключительный - рефлексия
. |
Анализ выполнения обучающимися заданий на уроке, рефлексия. Учитель задаёт вопросы: 1. Какие бывают игры? 2. Как называются игры, в которые мы играли сегодня на уроке? 3. Как влияют на здоровье человека компьютерные игры, подвижные игры? 4. Какие физические качества развивали сегодня на уроке? - Ребята, вам нравится играть в подвижные игры? А теперь вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: Где и когда можно использовать подвижные игры, в которые мы сегодня играли? 5. Можно ли самому человеку придумать свою игру? Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: Составьте свою подвижную игру, определите правила игры. |
Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Условия, необходимые для достижения поставленной цели.
Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя. Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке. Оценивают свою деятельность. Осознать нужность домашнего задания. Осознать нужность домашнего задания. |
Текст для проведения Дня единого текста
Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?[1]
Мой младший брат обожает всё, что связано с динозаврами. Часто пересматривает фильмы «Парк юрского периода» и «Мир юрского периода». Его очень интересует вопрос: сможет ли наука когда-нибудь «возродить» динозавров?
К сожалению, науке до этого ещё очень далеко. Мы ещё не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.
Во-первых, последние мамонты жили не очень давно: на острове Врангеля живые мамонты гуляли всего-навсего 4000 лет назад! В вечной мерзлоте сохранились замороженные останки мамонтов, из которых можно извлечь ДНК (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма). Клеточные ядра мамонта даже проявляют слабые признаки жизни, если их пересадить в клетки живого существа. В 2007 году на Ямале была найдена хорошо сохранившаяся мумия мамонтёнка. Её назвали Люба. Так вот учёные смогли подробнейшим образом исследовать тело Любы с помощью рентгеновского излучения. Современная наука сегодня может определить точный возраст ископаемых останков животных (костей, бивней шерсти). Содержание углерода в останках указывает на возраст живых организмов и различных веществ: угля, метеоритов, орудий, бумаги, папируса, пергамента и многих других.
Рис.1 Мамонтенок Люба хранится в музейном комплексе Салехарда[2]
Во-вторых, у нас есть живые очень близкие родственники мамонтов — слоны. Поэтому, в общем, понятно, кто мог бы выносить мамонтёнка, который разовьётся из слоновьей яйцеклетки с внедрёнными в неё генами мамонта: слониха могла бы. Но осталось ещё много технических проблем, до полного их решения науке ещё надо долго развиваться.
С динозаврами всё намного хуже. Главная трудность — отсутствие живых близких родственников вымерших динозавров. Птицы являются потомками динозавров, но между ними так «много воды утекло», что сегодня использовать птичьи гены для возрождения динозавров невозможно. Вторая проблема: у нас нет живых клеток динозавров. Последние настоящие динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. Так долго ДНК сохраняться не может. Срок активной жизни ДНК - немногим более двух-трёх суток.
Рис.2 Где находят динозавров?[3]
Можно поискать обходные пути. Например, имея геномы современных птиц можно частично восстановить и геном той самой древней примитивной птицы из Мезозоя, от которой все современные птицы произошли. Но это случиться тогда, когда учёные разработают методы проектирования геномов и искусственного выращивания животных, которых сегодня не существует на Земле. Это могут быть, в том числе и животные, похожие на вымерших динозавров. Хотя, конечно, по-настоящему воскресить какого-то конкретного динозавра, не оставившего живых потомков, таким способом никогда не удастся. Только искусственно спроектированные животные, напоминающие динозавров, возможно, когда-нибудь и появятся на свет.
Как вы думаете, есть ли у жителей России шанс увидеть настоящие останки динозавров и мамонтов?
Рис.3 В Шестаковском палеонтологическом комплексе (Кемеровская область) сотрудники музея нашли фрагмент яйца динозавра[4]
Конечно, ведь в России палеонтологи постоянно находят различные останки мамонтов и динозавров. В марте 2021 года прямо в центре Кемерова машинист экскаватора нашёл кости молодого мамонта; огромные скопления останков мамонтов и динозавров были найдены на разных глубинах в разрезе Большой Илек в Красноярском крае. Все эти артефакты, а также тело мамонтёнка Любы и других мамонтов хранятся в разных музеях России. Хотели бы вы увидеть эти экспонаты?
Приложение 2
Границы площадки должны быть оговорены заранее.
Игра «В поисках мамонтенка».
В игре может принимать участие неограниченное количество человек. Из их числа выбирается ведущий любым способом. Он отдает команду всем игрокам искать то, что касается мамонтенка. Тогда под звучащую в записи «Песенку мамонтёнка» из мультипликационного фильма они начинают искать подсказку с заданием. Затем тот игрок, который нашел подсказку, подзывает всех к себе, раздает всем текст (один и тот же). Задание читают, выполняют, показывают и двигаются вперед. При последней подсказке дети находят рисунок с мамонтенком и громко объявляют: «Мамонтёнок наконец-то нашелся!», меняются водящие.
Подсказки:
1. «Остров Врангеля»
- На каком острове жили мамонты?
- Сколько лет назад?
- Ребята, поиграем в игру «Невод»
Из учащихся выбираются два «рыбака» они, взявшись за руки образуют «невод», все остальные уч-ся «рыбки». По сигналу учителя «рыбки» расплываются по залу, а «рыбаки» их ловят
2. «ДНК»
- Что такое ДНК? (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма)
- Игра «Салки с мячом»
Из уч-ся выбирается «салка» в руках мяч. По сигналу она старается осалить игроков мячом.
3. «Родословная»
- Кто является родственником мамонта?
- Поиграем в игру «Удочка»
Что
это у Галочки:
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде.
4. «Палеонтология»
- Что такое «палеонтология»? (Палеонтология – наука о вымерших организмах).
Прочитать правила игры .
Игра на внимание «3, 13, 33»
Игроки должны на команду «3» поставить руки на пояс, «13» - руки к плечам, «33» - руки вверх. Если игрок выполняет движение не правильно, то он делает шаг вперёд. Таким образом, вперёд выйдут самые невнимательные игроки. Победителю вручают рисунок мамонтенка и громко объявляют: «Мамонтёнок наконец-то нашелся!»
Это игра восстанавливает пульс, дыхание. После окончания игры нужно отметить самых ловких и внимательных.
Приложение 3
Остров Врангеля
ДНК
Родословная
Палеонтология
Скачано с www.znanio.ru
[1] Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров» [Электронный ресурс]. URL: https://leshina2013.wixsite.com/website-1 (дата обращения: 28.11.2021г.).
[2] Фотография «Мамонтенок Люба» [Электронный ресурс]. URL: https://www.yamal.kp.ru/daily/26586/3602637/ (дата обращения: 28.11.2021г.).
[3] Инфографика [Электронный ресурс]. URL: https://img1.labirint.ru/books/691475/scrn_big_05.jpg (дата обращения: 28.11.2021г.).
[4] Фотография «Фрагмент яйца» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/13/reg-sibfo/v-kuzbasse-nashli-fragment-iajca-epohi-dinozavrov.html (дата обращения: 28.11.2021г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.