Конспект урока по физической культуре для учащихся 11 класса (юноши). Раздел «Гимнастика». «Атлетическая гимнастика».
Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.
Тема урока: «Развитие силовых способностей с помощью современных спортивно- оздоровительных систем физических упражнений».
Цель: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и умственному развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся.
Задачи урока:1)Развивать все мышечные группы опорно-двигательного аппарата человека (совершенствовать комплекс физических упражнений по атлетической гимнастике). 2) Совершенствовать знания обучающихся по основным мышцам человека и их функциям (уметь определять упражнение, в котором участвуют определенные мышцы).
3) Совершенствовать ЗУН в технике выполнения упражнений на гимнастических снарядах. 4)Содействовать формированию адекватной самооценки.5)Повышать уровень самостоятельности, активности, коммуникативных умений и навыков. Развивать продуктивное мышление.
УУД:
Личностные: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные:
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перенапряжения средствами физической культуры.
Коммуникативные:
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные, групповые.
Методы обучения: стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля;
методы организации: проблемно-поисковые; индивидуальных заданий, элементы круговой тренировки, соревновательно - игровой;
наглядные: ИКТ, иллюстрации;
словесные: беседа, диалог.
Межпредметные связи: биология, основы безопасности жизнедеятельности.
Части урока |
Этапы урока |
Частная задача этапа |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
1. Вводно-подготовительная часть (10мин)
|
Цель: создание психологической и морфофункциональной готовности обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке. 1.1Организационный момент: Задачи: 1. Изначально организовать обучающихся. 2. Создать целевую установку на уроке. 3. Обеспечить внимание, дисциплину, собранность. 4.Регулировать эмоциональное состояние, создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия учителя и обучающихся. 5. Психологически настроить на предстоящую работу. |
||||
1. Постановка проблемы: «Никто не знает, каковы его силы, пока не испробует их». И.В.Гете. Обучающимися будет предложено решение проблемы, например, сколько раз будет выполнено упражнение, на каких снарядах, вид упражнения и т.д. Знакомство с планом урока. Предлагает обучающимся самим назвать тему урока. Сообщение задач урока, средств и методики оценивания. Инструктаж по т/б во время урока. Учитель перед началом разминки просит замерить свой пульс и на шкале координат сделать нужную пометку. |
Активное участие в диалоге с преподавателем.
Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения.
Замер пульса (область левого запястья или сонной артерии - за 6 сек замеряют и умножают на 10, впоследствии все замеры пройдут по аналогии.) |
Мотивация деятельности обучающихся |
1мин. |
Построение в шеренгу. Проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу
На экране мультимедийной установки появляется шкала координат и первая пометка. (Приложение 1) |
|
1.2.Разминка: Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задачи: 1. Всесторонне подготовить организм обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата). 2. Подготовить группы мышц, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока. 3. Обеспечить решение специфических задач основной части урока: · совершенствовать комплекс упражнений по атлетической гимнастике; · развивать физические качества: быстроту, силовые способности; силовую выносливость; · формировать у обучающихся установку на активную познавательную деятельность через использование средств ИКТ. Средства: · строевые упражнения (построения, перестроения); · специальные беговые упражнения; · комплекс упражнений по атлетической гимнастике (с гантелями под музыкальное сопровождение). |
|||||
1.Организует выполнение строевых упражнений (команд). 2.Разновидности бега: 1)спиной назад
2)бег с прыжками
3)ускорение
4)бег с прыжками через барьеры |
Выполнение команд учителя и распоряжений учителя для перестроения.
-по команде: «Первые!» первые номера выбегают влево и бегут спиной назад и встают на своё место; - по команде: «Вторые!» вторые номера выполняют то же самое; -по команде: «Первые!» первые номера выполняют сед сидя сзади, вторые, опираясь на их прямые руки, перепрыгивают через них, согнув ноги; - по команде: «Вторые!» вторые номера встают на четвереньки, первые номера выполняют кувырок вперед через спину партнёра с захватом его за туловище. -по команде: «Первые!» первые номера выбегают вперёд и бегут с ускорением и встают на своё место; - по команде: «Вторые!» вторые номера выполняют то же самое; -по команде: «Первые!» первые номера ложатся на 2 скамейки «руки-носки», а вторые номера выполняют прыжки через них на двух ногах; - по команде: «Вторые!» вторые номера ложатся на 2 скамейки «шея-пятки», а первые номера выполняют прыжки через них на двух ногах. |
Достичь среднего уровня физической нагрузки согласно своего ИТП. Совершенствование строевых и беговых упражнений.
Подготовка учащихся к основной работе. |
3мин.
|
Учащиеся работают по всему залу (по кругу). Форма организации –фронтальная и коллективная.
|
|
|
3. Выполнение комплекса упражнений по атлетической гимнастике с гантелями. Учитель обращается с вопросом к учащимся: -Кто желает провести комплекс упражнений с гантелями? Выбор учителем ведущего и разрешение на проведение комплекса упражнений по атлетической гимнастике. Учитель показывает презентацию на тему: «Основные мышцы и их функции» (на мультимедийной установке). Учитель оценивает качество выполнения упражнений, знание терминологии. Учитель после разминки просит замерить свой пульс и отобразить свои показатели на графике.
Сообщение команд и распоряжений к дальнейшей работе. |
Обучающиеся выбирают гантели нужного веса в зависимости от своего уровня физического развития и физической подготовленности (от3 до 6кг). Проведение обучающимися комплекса упражнений по атлетической гимнастике под музыкальное сопровождение. Ведущий называет и показывает упражнение, в которых мышца участвует, все остальные выполняют это упражнение. Замер пульса и отображение своих показателей на графике. |
Развития силовых способностей. Совершенствование техники и правил выполнения упражнений. Развитие логического мышления.
|
6мин. |
Все учащиеся и учитель располагаются в две шеренги. Форма организации –индивидуальная и фронтальная. (Презентация)
На шкале координат появляется вторая пометка. (Приложение 1)
|
2 Основная часть (24,5мин) |
Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы в процессе урока. Задачи: 1. Совершенствовать ЗУН в технике выполнения упражнений на гимнастических снарядах (перекладине, параллельных брусьях, шведской стенке) и определять свой потенциал. 2. Развивать силовые способности. 3. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма. Средства: · упражнения на перекладине; · упражнения на параллельных брусьях; · упражнения на шведской стенке; · эстафеты с использованием нестандартных силовых упражнений (под музыкальное сопровождение). |
||||
1.Круговая тренировка. Работа по станциям, на гимнастических снарядах: 1станция: перекладина, 2станция: параллельные брусья, 1станция: шведская стенка. Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости), наблюдение за качеством организации и выполнения работы. Учитель следит за техникой и темпом выполнения упражнений. Корректирует деятельность обучающихся. Учитель просит оценить свою работу. Учитель просит определить частоту сердечных сокращений, сделать отметку на графике. |
Проектирование собственных действий (задача: набрать наибольшее количество баллов на каждой станции), взаимоконтроль за результатами практической работы, получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности, самооценка. Внесение коррективов в собственную деятельность. Обучающиеся самостоятельно оценивают свою работу. Обучающиеся определяют частоту сердечных сокращений, делают отметку на графике. |
Развития силовых способностей. Совершенствование техники и правил выполнения упражнений на гимнастических снарядах.
|
15мин. |
Получение инструктивных карт. Обучающиеся расходятся по станциям. На станции не более 3-х человек, с равной физической подготовленностью. Форма организации –групповая. Организованный переход по часовой стрелке. Отдых происходит после каждой станции. Во время отдыха выполняются упражнения на расслабление. (Приложение 2)
На шкале координат появляется третья пометка. (Приложение 1)
|
|
2.Эстафеты с использованием нестандартных упражнений. Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости), наблюдение за качеством организации и выполнения работы. Подведение итогов эстафеты. Учитель просит измерить пульс и сделать отметку на графике. |
Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. Выполнение обучающимися эстафет под музыкальное сопровождение. Обучающиеся измеряют пульс и делают отметку на графике. |
Развития силовых способностей, быстроты. Совершенствование техники упражнений и правил выполнения эстафет.
|
9,5мин. |
Форма организации - групповая. (Приложение 3)
На шкале координат появляется четвёртая пометка. (Приложение 1)
|
|
3 Заключительная (5,5мин) |
Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. 2 Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности). 3. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы. 4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся. 5. Организованное завершение занятия. Средства: · Строевые упражнения. · Упражнения на расслабление мышц. |
||||
1.Подведение итогов урока. |
Самостоятельная оценка обучающимися своей работы. |
1,5 мин. |
Построение в одну шеренгу. |
||
Сообщает систему выставления оценки.
|
Складывают полученные баллы, переводят их в оценку. |
Анализ деятельности обучающихся. |
|
(Приложение 4) |
|
2.Решение поставленной проблемы: «Никто не знает, каковы его силы, пока не испробует их». И.В.Гете |
|
|
3 мин. |
Форма организации – фронтальная |
|
Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы обучающихся (по мере необходимости), обобщает их. -Просмотрите инструктивную карту. Продумайте и ответьте на вопрос: -Какова тема урока? -В начале урока обозначена проблема. Дайте, пожалуйста, решение проблемы! Учитель просит измерить пульс и отобразить значения на графике. Обращает внимание на кривую частоты сердечных сокращений в процессе урока. Учитель задаёт вопрос, почему отличаются показатели пульсометрии? После ответов обучающихся учитель поясняет: любая двигательная деятельность подразумевает увеличение пульса. Важно, чтобы двигательная нагрузка на занятии поступала в правильном порядке, не нарушая здоровье ребёнка. По показателям пульса можно проследить за пиками нагрузки на данном уроке. Если ваш пульс поднимался и падал в соответствии с предложенной нагрузкой, то вы справились с поставленными задачами. |
Активно участвуют в диалоге.
Предлагают: -варианты решения проблемы на основе анализа своей работы, -варианты названия темы урока. Обучающиеся измеряют пульс и отображают свои значения на графике, отвечают на заданный вопрос учителя.
|
Формирование общего вывода по решению проблемы, название темы урока.
|
|
На шкале координат появляется пятая пометка. (Приложение 1)
|
|
3.Домашнее задание:
|
Формирование умения самостоятельно составлять комплекс упражнений. |
0,5мин. |
|
||
Составить письменно комплекс упражнений по атлетической гимнастике для себя, учитывая свои ослабленные мышцы.
Помните, что эффект тренировок будет наиболее высоким, если вы в совокупности будете использовать физические упражнения, закаливающие процедуры, режим дня и правильное питание. |
|
|
|
Подобрать количество повторений, вес отягощений, темп выполнения.
|
|
4.Организованное завершение урока. |
|
0.5 мин. |
|
||
Благодарность обучающимся за совместную деятельность.
Учитель подает заключительные команды: «Направо!». «На выход из зала шагом марш!». |
Выполнение команд учителя. |
|
|
Построение в шеренгу.
Организованный выход из зала.
|
Приложение 2
Инструктивная карта
Работа на снарядах: (набор баллов)
1) на перекладине:
1балл - подтягивание;
2балла - подъём переворотом;
3балла - выход силой;
4балла - подъём переворотом и оборот назад.
2) на параллельных брусьях:
1балл - отжимание в упоре на руках;
2балла – чередование отжимания и уголка ноги врозь в упоре на руках
3балла – отжимание в упоре на руках с выходом в упор на предплечья;
4балла - отжимание в упоре на руках спиной к жерди.
3) на шведской стенке:
1балл - «уголок» - до угла 90 градусов;
2балла - поднимание прямых ног до перекладины;
3балла - круговое вращение прямых ног.
Приложение 3
Эстафеты с использованием нестандартных упражнений:
1) Первый номер, стоя сзади сидящего, опираясь на его прямые руки, перепрыгивает через него, согнув ноги, и после приземления встаёт на четвереньки, второй номер выполняет кувырок вперед через спину партнёра с захватом его за туловище, после чего, происходит смена; вторая и третья пары выполняет ту же серию заданий. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой с наименьшим количеством штрафных очков.
2) «Гусеница»
Команды строятся в колонну по одному. Участники садятся, согнув ноги; каждый участник захватывает сидящего за ним партнера за голеностоп. Вся колонна одновременно движется вперед, поочередно передвигая ноги, а затем ягодицы.
3) Поворот кругом в упоре сидя с высоким углом.
Команды строятся в колонну по одному. Участники садятся на пол, вытянув ноги вперед: их ступни находятся примерно в 10 см от сидящего впереди товарища по команде. По сигналу все участники принимают положение седа углом (опора прямыми руками сзади). По второму сигналу направляющий колонны поворачивается кругом в заданном заранее направлении (налево); поворачиваясь, он ударяет по ногам сидящего за ним ученика и заставляет его повернуться в другую сторону (направо). Такое движение передается по всей колонне до самого конца. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
4) И.п.: первый номер берет за ноги второй номер, который находится в упоре лежа на набивных мячах, ходьба с продвижением вперёд, обратно вернуться бегом с мячами в руках.
5) И.п.: первый номер берет за ноги второй номер, который находится в упоре лежа; третий номер принимает упор лежа слева от второго, положив ноги ему на верхнюю часть туловища. То же - с правой стороны, но расположив ноги на нижней части туловища второго, выполняет четвертый номер. Сохраняя такое построение, четверка передвигается вперед до стойки, а обратно бегут, взявшись за руки. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой с наименьшим количеством штрафных очков.
Система выставления оценки: Приложение 4
На перекладине:
подтягивание: подъём переворотом: выход силой: подъём переворотом и оборот назад:
«5» - 15р x 1=15баллов «5» - 8р x 2=16баллов «5» - 8р x 3=24балла «5» - 6р x 4=24балла
«4» - 11р x 1=11баллов «4» - 6р x 2=12баллов «4» - 6р x 3=18баллов «4» - 4р x 4=16баллов
«3» - 9р x 1=9 баллов «3» - 4р x 2=8 баллов «3» - 4р x 3=12 баллов «3» - 2р x 4=8 баллов
На параллельных брусьях:
отжимание в упоре на руках: чередование отжимания и уголка
ноги врозь в упоре на руках:
«5» - 20р x 1=20баллов «5» - 15р x 2=30баллов
«4» - 15р x 1=15баллов «4» - 12р x 2=24балла
«3» - 10р x 1=10 баллов «3» - 8р x 2=16 баллов
отжимание в упоре на руках отжимание в упоре на руках спиной к жерди:
с выходом в упор на предплечья:
«5» - 12р x 3=36баллов «5» - 8р x 4=32баллов
«4» - 8р x 3=24балла «4» - 6р x 4=24балла
«3» - 4р x 3=12 баллов «3» - 4р x 4=16 баллов
На шведской стенке:
«уголок» до угла 90 градусов: поднимание прямых ног до перекладины: круговое вращение прямых ног:
«5» - 20р x 1=20баллов «5» - 15р x 2=30баллов «5» - 6р x 3=18баллов
«4» - 15р x 1=15баллов «4» - 10р x 2=20баллов «4» - 4р x 3=12баллов
«3» - 10р x 1=10 баллов «3» - 8р x 2=16 баллов «3» - 2р x 3=6 баллов
53 и более баллов - оценка «5»
32 – 52 балла - оценка «4»
24 – 31 балл - оценка «3»
При составлении урока использовалась литература:
1. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. М. «Просвещение» 2001.Лях В. И.
2. Учебник «Физическая культура» 10-11 классы / под ред. В. И. Ляха. -М.: Просвещение, 2014 г.
3. Дихтярев В.Я. Этика силы // Физическая культура в школе. - №4 – 2001.
4. Калодницкий Г.А., Кузнецов В.С., М. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика (серия «Работаем по новым стандартам»).
5. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
6. Семеренский В.И. Развивая силовые качества // Физическая культура в школе.-№5–1995.
Интернет- ресурсы:
1.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511
2.К уроку.ru.: http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.