МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 76»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»
Учебник «География. Землеведение».
Автор: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким . 5-6 класс,
«Дрофа», 2012.
Жидкова Мария Евгеньевна
учитель географии
МНБОУ «Лицей № 76»
Новокузнецк, 2021
Конспект урока по теме: «Способы изображения земной поверхности».
Цель урока: обобщить и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «Изображение земной поверхности».
Задачи:
· применять знания учащимися при работе с картами и планом;
Тип урока: Обобщение знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ноутбук, программа zoom, глобусы, карта полушарий, атласы, презентация, видеоматериал.
Ход урока
Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.
Для того чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:
Объемная карта с осью
внутри,
Его в географии можно найти.
Крути Ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной.
(Глобус)
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (Атлас)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта)
Ребята, что объединяет все эти слова? Изображение земли!
Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы изображения земной поверхности».
Цель урока: обобщить и применить усвоенные учениками знания, умения и навыки по теме «Изображение земной поверхности».
Постановка проблемной ситуации.
- Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас).
- Зачем нам компас? Как им пользоваться?
- Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?
- Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (карта)
- А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности?
- Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.
Тема нашего урока «Способы Изображения земной поверхности», мы с вами рассмотрели основные понятия и разные виды земной поверхности.
Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид изображения в какой жизненной ситуации нам поможет. Для этого, посмотрим небольшое видео о способах изображения земли, чтоб актуализировать ваши знания. ВИДЕО
Индивидуальная работа
- Ваша задача ответить на вопросы, представленные в таблице
Признаки |
План местности |
Аэрофото-снимок |
Карта |
Глобус |
Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности |
- |
+ |
- |
- |
Можно узнать названия городов, реки и т.д. |
+ |
- |
+ |
+ |
Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов |
+ |
- |
- |
- |
Изображены все объекты, видимые сверху |
- |
+ |
- |
- |
Изображены только важные объекты |
+ |
- |
+ |
+ |
Объекты изображены условными знаками |
+ |
- |
+ |
+ |
Можно точно измерить расстояния |
+ |
+ |
+ |
+ |
Способ изображения |
Особенности |
|
положительные |
отрицательные |
|
Рисунок, фотография |
Выполняется форму и с поверхности Земли
|
Не видно форму и размеры участка Ближние предметы заслоняют дальние Обзор ограничен Не сохраняются размеры предметов
|
Аэрофотоснимок |
Выполняется с самолета Показывает местность сверху Можно определить расположение объектов, их форму и размеры |
Подробность изображения невелика
|
План местности |
Показывает местность сверху Все предметы изображены с помощью условных знаков с пояснениями Дает много информации, по нему удобно изучать территорию |
Размеры изображаемой территории невелики
|
Географическая карта |
Показывает всю поверхность Земли или ее большие части Все объекты изображены с помощью условных знаков |
Изображены только самые большие объекты Есть искажения |
Глобус |
Модель Земли Точно передает форму и расположение объектов Не имеет искажений Объекты показаны с помощью условных знаков |
Изображены только крупные объекты Мало информации |
Вывод по таблице (сравнение): план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.
Учитель ставит проблемную задачу: для чего нужны планы местности?
Человек использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и т.д. что можно узнать по плану местности?
При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, , ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков.
С помощью чего мы можем прочитать план местности?
Что бы прочитать план местности, необходимо знать легенду.
Легенда карты – это изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений.
Но чтобы правильно ориентироваться на местности, необходимо знать условные знаки! Условные знаки – это символы, обозначающие различные объекты.
С помощью условных знаков можно узнать характеристики географического объекта, определить его положение относительно других объектов.
Используют условные знаки. Находят информацию и передают своими словами содержание. Делают выводы.
Давайте посмотрим на план местности, который находится у вас в атласе: стр. 16-17.
С этими условными знаками мы уже познакомились на прошлом уроке. Сейчас давайте вспомним, что обозначает каждый из знаков.
Задание: С помощью атласа на стр. 16-17 определите, что обозначает каждый условный знак:
1.Найти соответствие:
1.кустарник 2.овраг 3.фруктовый сад 4.болото 5. тропинка в лесу
А. Б. В. Г. Д.
Физкультминутка
- Зная условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.
Ребята, попробуйте прочитать рассказ, в котором слова, заменены условными знаками:
Сделайте вывод по уроку. Поставить оценки:
– Чему мы научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
И так, теперь мы с вами знаем не только основные способы изображения земли, но и умеем читать план местности и составлять рассказы, используя условные знаки.
Домашнее задание: § 10 прочитать. Ответить на вопросы на стр. 52 (устно)
Дополнительно: Составить рассказ, используя условные знаки, не менее 10-15 символов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.