Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Древняя Спарта»
Оценка 4.8

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Древняя Спарта»

Оценка 4.8
Документация
doc
история
5 кл
21.02.2021
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Древняя Спарта»
Цели: познакомить учащихся с местоположением, составом населения Спарты, управлением и образом жизни; - продолжить формирование умения работать с учебником и находить нужную информацию
ДРЕВНЯЯ СПАРТА.doc

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Древняя Спарта»

                               

Цели: познакомить учащихся с местоположением, составом населения Спарты, управлением и образом жизни;

         - продолжить формирование умения работать с учебником и находить нужную информацию

        

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка, проектор, тесты

 

                        Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

А

В

В

АВГЕ

А

В

Б

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами поговорим об одном народе, живущем в г. Спарта. Этот народ отличался от жителей Афин. Чем и как- мы выясним сегодня на уроке. В конце урока мне хотелось, чтобы вы ответили мне, хотели бы вы жить в таком городе и почему.( сл. 2)

         План: ( сл. 3)

  1. Спартанцы и илоты.
  2. Спарта- военный лагерь.
  3. Спартанское воспитание.

 

4. Изучение нового материала.

        1. Спартанцы и илоты.

- Обратимся к карте.

- В какой части Греции находится Спарта?

- Что можно сказать о её природе?

- ( сл. 4) Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лаконии несколько племён объединились и стали называться Спартой.

 

- ( сл. 5) Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, жителей поработили с стали называть их илотами ( рабами). Вскоре спартанцы подчинили и соседнюю область Мессения, а жители так же были превращены в илотов.

- ( сл. 6) Спартанцы очень плохо обращались с илотами: заставляли их пить неразбавленное вино, а потом показывали молодому поколению, внушая отвращение к пьянству, избивали для устрашения.

- спартанские юноши ночью бродили по улицам и убивали попадавшихся илотов. Жители Греции осуждали за это спартанцев, но спартанцы никак на это не реагировали.

- Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

( сл. 7) Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей, этим занимались илоты. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были прежде всего илоты. Илоты ненавидели своих угнетателей. Они никогда не забывали, что их предки были свободными людьми.

 

                   2. Спарта- военный лагерь

- Спарта не имела крепостных стен, т.к. жители утверждали, что храбрые мужи- это и есть надёжная защита города.

- Основным занятием спартанцев было военное дело. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслам, презирался так же всякий ручной труд.

- Как вы думаете, приезжали ли в Спарту чужеземцы? ( Нет, смотреть там было не на что)

- А как вы думаете, спартанцы выезжали за пределы города? Почему ( боялись, что спартанцы захотят подражать чужой жизни)

- ( сл. 8) За соблюдением правил строго следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет.

- Народное собрание, состоящее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, объявляло войну и заключало мир. Выступать на Народном собрании могли только старейшины.

- Во время войн было два предводителя- царя, которые и командовали войском. Власть царей передавалась по наследству, но не было велика ( они подчинялись Совету старейшин)

                3. Спартанское воспитание.

- Только сильный и здоровый человек мог стать настоящим воином. Когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам.( сл. 9)  Младенца осматривали. Слабого ребенка сбрасывали в пропасть. Все дети в Спарте считались собственностью государства. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским. Существует распространённое мнение, что отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Хилых, больных детей сбрасывали со скалы, а крепких оставляли. В то же время, археологические раскопки, проведённые в районе ущелья, где, по легенде, убивали детей, не подтверждают данное мнение. В действительности на этом месте казнили пленных и преступников.

- ( сл. 10) До семи лет мальчик жил в семье, затем он воспитывался в казарме. Говорили, что дети принадлежат не родителям, а всему государству. Мальчиков делили по возрасту на группы - "стада". Читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы. Воспитание было подчинено трем целям: уметь подчиняться, мужественно переносить страдания, в битвах победить или умереть. Мальчики занимались гимнастическими и военными упражнениями, учились владеть оружием. Много времени отводилось также музыке и хоровому пению. Считалось, что они помогают стать настоящим воином.

- Излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте.

- ( сл. 11) Мальчики учились жить по-спартански. Ходили они круглый год в одном плаще. Спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Кормили их впроголодь. Чтобы быть ловкими и хитрыми на войне, подростки учились воровать. Раз в год секли всех подряд. Надо было вынести порку без единого стона. Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои. Победившего славили, его имя становилось известно всем. Но некоторые умирали под розгами. Им ставили памятники. Так учили стойкости.

Рассказывают, как один мальчик украл лисенка и спрятал его под плащом. Зверек разорвал ему когтями и зубами живот. Но мальчик, не желая выдать себя, крепился, пока не умер. В Спарте спортом занимались и девушки. Чтобы рожать здоровых детей, нужно быть здоровой. Девушки бегали, бросали диск и копье. Греки из других государств удивлялись многим спартанским обычаям, в том числе и этому.

                ( стр. 149-150- прочитать)

 

5. Подведение итога урока.

        Игра» Правда, что…»

1. … , Спарта находится в северной Греции? ( -)

2. …, захваченных жителей называли илотами (+)

3. …., спартанцы обращались с илотами очень грубо и жестоко (+)

4. …., в Спарта- очень красивый город (-)

5….., главным занятием спартанцев было военное дело (+)

6. …., в Спарте было два царя ( +)

7. …., спартанское воспитание было очень суровым (+)

8. …   , спартанских детей учили воровать (+)

 

6. Домашнее задание:

        Параграф 31, вопросы, записи, синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование по теме: « Зарождение демократии в Афинах»

1. Почему в Афинах началось восстание демоса?

         А) бедным нужно было получить политические права

         Б) рабство и нищета

         В) афиняне защищались от врагов

2. Солон был избран архонтом в:

         А) 594 г. до н.э.       Б) 590 г. до н.э.             В) в 603 г. до н.э.

3. Он стал архонтом, потому что:

         А) был очень богат

         Б) его все боялись

         В) его уважали все жители Аттики

4. Изданные Солоном законы были написаны на:

         А) на глиняных табличках

         Б) высечены на камне

         В) деревянных табличках во весь рост человека

5. Какие законы установил солон7 Выберите несколько правильных ответов.

         А) отмена рабства и долгового камня

         Б) ввёл неизменяемый налог

         В) приказал выпустить всех должников

         Г) правителем мог стать любой гражданин с незапятнанной репутацией

         Д) соблюдал законы Драконта

         Е) учредил выборность судей

6. Каким способом голосовали судьи в Аттике?

         А) чёрно-белыми камнями

         Б) писали на глиняных дощечках

         В) при помощи поднятой руки

7. Как афиняне относились к Солону?

         А) его поддерживала только знать

         Б) поддерживал только простой народ

         В) ненавидели все

8. Законы Солона положили в Афинах основы демократии, что в переводе означает:

         А) власть Сената          Б) власть народа          В) власть избранных


Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «

Предки спартанцев пришли с севера

Предки спартанцев пришли с севера

За соблюдением правил строго следил

За соблюдением правил строго следил

Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои

Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои

Тестирование по теме: « Зарождение демократии в

Тестирование по теме: « Зарождение демократии в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021