Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №18»
Конспект урока по ИЗО
в 6 классе
«Натюрморт в графике»
Программа реализуется на основе УМК Л.А.Йеменской
под редакцией Б.М. Йеменского.
подготовила: учитель изобразительного искусства Комарова Александра Вадимовна
2020г.
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Изобразительное искусство
Урок№ 14
Тема урока: Украшение и реальность
Тип урока: комбинированный
Цели: Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить художественным и техническим приёмам в изображение натюрморта.
Задачи: Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов: гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Метапредметные
Познавательные : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска с этой печатной формы.
Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.
2. Актуализация знаний(3-4 минуты)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это............. ( натюрморт).
- А что такое натюрморт с точки зрения художника? (Натюрморт это мертвая натура, природа)
- Да! Натюрморт - это мертвая натура. А что относиться к натюрморту? (к натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды и т.п.).
-Назовите основные требования к натюрморту. (Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.)
-А теперь давайте проверим как вы умеете составлять композиционное решение натюрморта. (К доске вызываются два человека)
- составьте композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов (вырезанных из цветной бумаги).
-Ребята, проанализируйте получившиеся композиции, называют их достоинства и недостатки.
- Молодцы! Вижу, вы научились грамотно составлять композицию -Тема сегодняшнего урока зашифрована на слайде. Посмотрите
внимательно. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему? (Тема урока: Натюрморт в графике. Печатная графика).
3. Открытие нового знания (5 минут)
-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?
Учитель вывешивает на доску табличку с термином. (ГРАФИКА) (Произведения искусства выполненные карандашом, углём, пером и тушью).
- Назовите основные средства выразительности в графике? (Линия, пятно, штрих, тон).
-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм - основа языка графики.
- Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики. В случае печатной графики с одного рисунка^ сделанного специальными
резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков -1 оттисков. Такой вид графики называется - гравюра.
- Гравюра ( от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. Оттиск по-другому еще называют - эстамп
- Печатная форма - доска из металла, дерева, линолеума, камня - называется матрица.
- Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати.
-При высокой печати - это гравюра на дереве - ксилография и
линогравюра - гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом, на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.
- Глубокая печать - гравюра на металле офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.
5. Физкультминутка (1 минута)
Дети встают рядом со столами смотрят на экран и выполняют упражнения, потом обратно садятся за парты
6. Творческая практическая деятельность учащихся.( 20минут)
-Сделать гравюру в условиях урока непросто. Сегодня на уроке будем
учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта, то есть сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеивайте печатную форму.
1. Выполняем эскиз натюрморта на альбомном листе (сочиняем композицию натюрморта).
2. Вырезаем из картона предметы составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.
3. Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.
4. Наклеиваем элементы натюрморта на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.
5. Покрываем матрицу краской.
6. Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем - получается оттиск.
-Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины, использовать дополнительные материалы, например кружева.
Самостоятельная работа обучающихся
Следить за ходом работы и оказывает индивидуальную и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать эскиз натюрморта. Контролирует правильность выполнения приемов работы.
7. Выставка и анализ работ. (5-6 минут)
-Итак, ребята, подводя итоги занятию, давайте вспомним виды техник с которыми сегодня познакомились {офорт, линогравюра, ксилография, литография)
-Верно, а теперь попробуйте выставить оценку себе и своему соседу по парте. Пользуйтесь следующими критериями:
- Правильное расположение предметов на листе
- Правильно определен композиционный центр
- Предметы в натюрморте подобраны в соответствии с тематикой
-Соотношение предметов по величине
- Аккуратность выполнения, четкость рисунка
Выходят по рядам, аргументируют отметки.
8. Рефлексия деятельности (2минуты)
А теперь оцените свою работу на уроке. Так как приближается праздник Новый год, я предлагаю вам нарядить елочку. У каждого из вас есть новогодняя наклейка.
- Если вы считаете, что вы поняли, и у вас всё получалось на уроке, то приклейте наклейку на верхнюю часть елочки;
- Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал и на уроке допускали ошибки, то приклейте наклейку на среднюю часть елочки;
- Если вы считаете, что не до конца поняли материал урока, то приклейте наклеечку на нижний ярус.
- Я благодарю вас за урок. На этом он закончен. До новых встреч, мои маленькие художники!
- Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.