Конспект урока по ИЗО в 6 классе «Натюрморт в графике»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Untitled.FR12.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №18»

Конспект урока по ИЗО
в 6 классе

«Натюрморт в графике»

Программа реализуется на основе УМК Л.А.Йеменской
под редакцией Б.М. Йеменского.

подготовила: учитель изобразительного искусства Комарова Александра Вадимовна

2020г.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Изобразительное искусство

Урок№ 14

Тема урока: Украшение и реальность

Тип урока: комбинированный

Цели: Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить художественным и техническим приёмам в изображение натюрморта.

Задачи: Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.

Получать представления о различных графических техниках.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.

Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение слов: гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Метапредметные

Познавательные : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска с этой печатной формы.

Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.

Ход урока

1.Организационный момент.

-    Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.

2.      Актуализация знаний(3-4 минуты)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это............. ( натюрморт).

-     А что такое натюрморт с точки зрения художника? (Натюрморт это мертвая натура, природа)

-    Да! Натюрморт - это мертвая натура. А что относиться к натюрморту? (к натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды и т.п.).

-Назовите основные требования к натюрморту. (Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.)

-А теперь давайте проверим как вы умеете составлять композиционное решение натюрморта. (К доске вызываются два человека)

-    составьте композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов (вырезанных из цветной бумаги).

-Ребята, проанализируйте получившиеся композиции, называют их достоинства и недостатки.

-      Молодцы! Вижу, вы научились грамотно составлять композицию -Тема сегодняшнего урока зашифрована на слайде. Посмотрите

внимательно. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему? (Тема урока: Натюрморт в графике. Печатная графика).

3.      Открытие нового знания (5 минут)

-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?

Учитель вывешивает на доску табличку с термином. (ГРАФИКА) (Произведения искусства выполненные карандашом, углём, пером и тушью).

-    Назовите основные средства выразительности в графике? (Линия, пятно, штрих, тон).

-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм - основа языка графики.

-    Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики. В случае печатной графики с одного рисунка^ сделанного специальными

резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков -1 оттисков. Такой вид графики называется - гравюра.

-    Гравюра ( от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. Оттиск по-другому еще называют - эстамп

-    Печатная форма - доска из металла, дерева, линолеума, камня - называется матрица.

-     Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати.

-При высокой печати - это гравюра на дереве - ксилография и

линогравюра - гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом, на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.

-    Глубокая печать - гравюра на металле офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.

5.    Физкультминутка (1 минута)

Дети встают рядом со столами смотрят на экран и выполняют упражнения, потом обратно садятся за парты

6.    Творческая практическая деятельность учащихся.( 20минут)

-Сделать гравюру в условиях урока непросто. Сегодня на уроке будем

учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта, то есть сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеивайте печатную форму.

1.               Выполняем эскиз натюрморта на альбомном листе (сочиняем композицию натюрморта).

2.               Вырезаем из картона предметы составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.

3.               Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.

4.               Наклеиваем элементы натюрморта на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.

5.               Покрываем матрицу краской.

6.     Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем - получается оттиск.

-Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины, использовать дополнительные материалы, например кружева.

Самостоятельная работа обучающихся

Следить за ходом работы и оказывает индивидуальную и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать эскиз натюрморта. Контролирует правильность выполнения приемов работы.

7.                     Выставка и анализ работ. (5-6 минут)

-Итак, ребята, подводя итоги занятию, давайте вспомним виды техник с которыми сегодня познакомились {офорт, линогравюра, ксилография, литография)

-Верно, а теперь попробуйте выставить оценку себе и своему соседу по парте. Пользуйтесь следующими критериями:

-       Правильное расположение предметов на листе

-       Правильно определен композиционный центр

-       Предметы в натюрморте подобраны в соответствии с тематикой

-Соотношение предметов по величине

-       Аккуратность выполнения, четкость рисунка

Выходят по рядам, аргументируют отметки.

8.                 Рефлексия деятельности (2минуты)

А теперь оцените свою работу на уроке. Так как приближается праздник Новый год, я предлагаю вам нарядить елочку. У каждого из вас есть новогодняя наклейка.

-     Если вы считаете, что вы поняли, и у вас всё получалось на уроке, то приклейте наклейку на верхнюю часть елочки;

-       Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал и на уроке допускали ошибки, то приклейте наклейку на среднюю часть елочки;

-       Если вы считаете, что не до конца поняли материал урока, то приклейте наклеечку на нижний ярус.

-      Я благодарю вас за урок. На этом он закончен. До новых встреч, мои маленькие художники!


 

-      Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также