План – конспект урока по изобразительному искусству.
Число: ___________
Оценка: ___________
Подпись: ___________
Предмет: ИЗО
Класс: 4
УМК: Универсальный (УМК "Перспективная начальная школа")
Тема: Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.
Вид занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Цель: осознание учащимися материала о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях, превращение теоретических знаний в практический результат, развитие творческой и познавательной активности учащихся, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству, формирование практических навыков работы в технике аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся об основных пропорциях фигуры
человека, научить составлять аппликацию фигуры человека в разных позах.
Развивающие:
- Развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь
как показателя общего развития учащегося через представление собственных
достижений на уроке;
- Развивать внимание и аккуратность.
- Формировать регулятивные компетенции через умение понимать
и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и
оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- Развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и
индивидуальной деятельности на уроке.
Оборудование для учителя:
1. Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета, работы на заданную тему в технике аппликации.
2. Презентация к уроку;
3. Компьютер, проектор;
4. Классная доска.
Оборудование для учащихся:
1. Цветной картон (не белый, желательно, чтобы у соседей по парте был картон одного цвета),
2. Бумага в клеточку (обязательно),
3. Карандаш,
4. Ластик,
5. Ножницы,
6. Клей-карандаш,
7. Гуашевые краски,
8. Палитра,
9. Банки с водой,
10. Кисти.
Ход урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята, прошу приготовиться к уроку и занять свои места за партами.
- Тему нашего урока вы назовёте сами, отгадав мою загадку.
- Итак, на земле он всех сильней, потому что всех умней.
Молодцы, конечно, это человек. Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию фигуры человека в движении. Но чтобы человек получился похожим на человека, нужно соблюдать пропорции.
Изучение нового материала
- А что такое пропорция?
- Пропорция – равномерное отношение частей формы, объектов.
- Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Опора тела - это скелет. Он состоит более чем из двухсот костей, которые участвуют в разных движениях.
Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции.
Голова высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть. Шея - это четвертая часть общей высоты головы (вместе с шеей). Ширина плеч в два раза больше ширины головы. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра, локти находятся на уровне талии. У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза. Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посредине ноги. Длина ступни равняется высоте головы. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.
Формы человеческого тела. Упрощенно можно считать, что голова имеет форму яйца, шея - цилиндра; руки и ноги можно обобщить как цилиндры, а туловище - цилиндр, переходящий в конус, приплюснутый с боков.
Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает обучающимся в парах выполнить аппликацию фигуры человека (им нужно будет каждому сделать аппликацию одной фигуры человека на листе А 4, но так, чтобы при соединении этих листов видна была цельная композиция). Пример создания такой аппликации рассматривается в презентации. При желании обучающиеся могут дорисовать какие-нибудь детали гуашевыми красками.
- Большое значение имеет выбор формата. Правильно выбранный формат создает нужное ощущение. Рисуя человека в полный рост, следует выбрать вертикальный формат. Если изображается человек в положении лёжа, для него лучше подходит горизонтальный формат.
Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.
Домашнее задание.
Сделать аппликацию фигуры человека в любом положении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.