Конспект урока по литературе на тему: : Драматургия. Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Драматургия. Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества. Цель занятия: - рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, - определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова. Тип урока: урок-лекция
Иконка файла материала Урок № 108. Драматургия. А.Вампилов..docx

 

Дисциплина «Литература»

                

Урок № 108

Тема урока:             Драматургия.

Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества.

 

 

Цель занятия:

 

 - рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы,

 - определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова.

 

Тип урока: урок-лекция

 

Ход работы.

Слово учителя.

 «Писать надо о том, от чего не спится по ночам».

 А. Вампилов.

      Рождение таланта всегда загадка. Тот, о ком мы вам сегодня расскажем, появился на свет не в столице, не в комфортабельной квартире, а в клетушке барака, вдали от духовных сокровищ мира. Он был совершенно безоружен и беззащитен, и никто не торил ему дорогу. Это Александр Вампилов...

Мы тоскуем о рано ушедших Шукшине, Высоцком и Рубцове.

     Но, к сожалению, в ряду помянутых рано ушедших талантливых художников стоит и имя Александра Вампилова. Его смерть прошла потаеннее, задела меньший круг людей, потому что слава его была вся впереди.

   Сегодня имя Александра Вампилова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Пьесы его с успехом идут на сценах российских и зарубежных театров.

  Нынче бережно собрано все то, что удалось за свои 35 лет (без одного дня) написать Александру Вампилову.  Шесть пьес, книга рассказов, книга очерков, письма.

    "...Александр Вампилов - из тех редких имен и явлений в отечественной литературе (сюда я бы отнес еще Николая Рубцова), для которых громкие публичные слова как бы малы и "жмут". Они - другой меры. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать - и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья,  потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные и убедительные", - писал Валентин Распутин

      Трудно, даже невозможно представить  Вампилова пожилым  семидесятипятилетним, умудренным мэтром.

      Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался, таким, каким смотрит на нас с юношеских фотографий: буйная шевелюра  по-пушкински кудрявых волос, застенчивая улыбка, затаенно-грустный взгляд немного раскосых глаз.

      Сын обрусевшего бурята, учителя-словесника, родившийся в 1937 году в годовщину смерти Пушкина и нареченный в честь последнего Александром, волею обстоятельств вынужден был расти без отца: Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году.

    Накануне рождения сына он писал жене,  Анастасии Прокопьевне Копыловой:  «… вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей». Вещий отцовский сон оправдался: родился будущий писатель, драматург милостью Божьей, принесший на сцену, по словам одного из близко знавших его тружеников театра, «удивительное, всесильное чувство правды».

    Истоки творчества Вампилова находятся в старинном сибирском селе Кутулик  Иркутской области, в родительском доме, где уже не было отца, но жива была добрая память о нем. Вся тяжесть воспитания детей (в семье Вампиловых их было 4) легла на плечи матери, учительницы математики. Судьба распорядилась так, что ей довелось пережить не только своего безвинно погибшего мужа. Но и своего младшего сына: по трагической случайности воды Байкала поглотили его в самом расцвете жизненных и творческих сил.

  Именно ей, матери Вампилова, «женщине удивительной доброты и чистоты, от которой Саня перенял многие самые лучшие свои качества», посвятил Валентин Распутин свой знаменитый рассказ «Уроки французского»,  впервые напечатанный в иркутской газете «Советская молодежь» 18 августа 1973 года, ровно через год после гибели драматурга.

    Сознательное его детство, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно-типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны, когда сегодня впиваешься в спорт, завтра в школьный театр,  послезавтра в музыку и книги, и все непременно с жаром, все с ночным обещанием себе достичь в сегодня избранном деле  небывалого.

    У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домбре, потом на гитаре, старинной, еще дедовской, позднее постиг нотную грамоту, исполнял музыкальные пьесы, играл в школьном оркестре, в университете – в ансамбле народных инструментов.

 

     Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера.  Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.

 Но пел он нечасто, только среди  своих,  в хорошую минуту.    Любил старинные романсы, народные песни,  песни на стихи Есенина и  Рубцова,  с которым подружился в Литинституте.

     И все-таки главное, как у всякого  мальчишки, было за порогом школы: рыбалка,  футбол, туманные первые романы.

      Потом  пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал.  Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать –

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

   Желание тайны было обоснованным. Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные  токи – осталась.

    В 1954 году  окончил кутуликскую десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.  Срезался по немецкому языку.

      В 1955 снова сдает экзамен в университет. Поступает на историко-филологический факультет, переезжает в Иркутск.

   «Назавтра я приехал  в Иркутск. Пассажиры, толкаясь и переругиваясь, бросились к выходу с перрона. Их лица мне показались враждебными, насмешливыми.

    Меня, конечно, никто не встречал. Голос из репродуктора манил умыться, подстричься и поужинать в ресторане. Меня раздражал этот сонный, кокетливый женский голос. А тут еще дождь, мелкий, противный, бесконечный, как сама разлука. Дома мне дали адрес какого-то знакомого, где я мог переночевать, а может быть, поселиться. Я нашел этот домик на окраине, в начале небольшого переулка, в глубине двора, обсаженного со всех сторон черемухой и яблонями. Минут пять возился  с хитроумной задвижкой садовой калитки, но так и не открыл ее. Вышел хозяин, невысокий, пожилой, с виду сердитый человек в калошах на босу ногу, с шарфом на шее. Взглянул на мой чемодан, прищурился, открыл калитку.

- Ага, студент прибыл. Проходи, проходи. Писали мне про тебя.

    Спать меня устроили на веранде. В темноте я разглядел только густую завесу черной мокрой листвы и висящей на стене над моей раскладушкой велосипед без шин. Обода его слабо поблескивали. Пахло черемухой и керосином.  Я быстро уснул».

  Началась студенческая   жизнь. И жизнь эта, столь отличная от простого размеренного кутуликского быта,  поглотила его с головой. Все в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей, место и время.

  В конце 50-х  годов общественный ценз высшего образования был еще очень высок. Человек, поступающий в вуз, шел туда не только за профессией, он твердо верил, что выйдет из института широко образованным, интеллигентным, уважаемым человеком.

     С человеком, который в молодости грешил стихами, все может случиться и  случилось.

   Внезапно и бурно прорезавшаяся жажда писать захлестнула Вампилова; живописными картинками, наблюдениями, зарисовками оборачивалось все, даже студенческая педагогическая практика. Его сценки и зарисовки, написанные  порой прямо на лекциях,  охотно печатали университетская многотиражка и молодежная иркутская газета.

     Весной 1960 года он окончил университет и был приглашен в штат  иркутской областной газеты «Советская молодежь». Он являлся уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, очерка «Мечта в пути» и выпустил книгу «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А. Санин

   В  газете царила не только дружественная, но и творческая атмосфера. Собравшихся здесь молодых журналистов окрестили на творческих семинарах молодых литераторов «иркутской стенкой».  Так сплочены, напористы, едины они были: В. Распутин, А. Вампилов, В. Шугаев, Г. Машкин, Д. Сергеев, Б. Лапин, Б. Пакулов.

    В начале 1964 года оставляет работу в редакции газеты «Советская молодежь» и участвует в  творческом семинаре драматургов в  Комарово (под Ленинградом). В ноябрьском номере журнала «Театр»  состоялся дебют Вампилова-драматурга:  под рубрикой «Народный театр» была опубликована его пьеса «Дом   окнами в поле».

 В 1968 году опубликована комедия «Старший сын», а в 1969 состоялась первая ее постановка в иркутском драматическом Театре имени   Н. П. Охлопкова

     Немного позже он прочитал своим товарищам пьесу «Прощание в июне». «Прощанием», правда, она стала потом. А сначала была «Ярмарка». Для  знающих пьесу название странное, но оно было обдумано и теперь отзывается горькой стороной. Отвечая на вопрос: почему – «Ярмарка» -  Александр ссылался на народное присловье, что до 35 лет человек живет на «ярмарке», оглядывая   ее изобильные ряды и выбирая, а после 35 поворачивает к дому. Если вспомнить сейчас годы его жизни, можно сказать, что обратной дороги он не узнал, остался там, на праздничной половине.

   Он еще работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, ездил по стройкам, учился на курсах. В мае 1967 года, вернувшись в Иркутск, завершает пьесу «Утиная охота».    В 1971 переработана и завершена драма  «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске»), в 1972 году в Ленинграде на малой сцене Большого Драматического Театра состоялась премьера спектакля «Провинциальные анекдоты». Предлагаем вам посмотреть сцену из  пьесы «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске»).

     Расцвет творчества Вампилова совпал со временем духовного недорода. Поэтому так безжалостно  отторгался безвестный парень из Сибири  с его странными пьесами и странными героями.

    Серьезные препятствия  молодому автору чинили управление культуры Мосгорисполкома и театральная цензура, невнимание со стороны критиков. Ему не давали возможности пробиться к людям, достучаться до их сердец. К сожалению, мешало и стереотипно устроенное  сознание художников театра, сознание того, что все истины уже известны. Невольно приходит в память поэтическое  высказывание В. Маяковского:

                                         Я хочу быть понят моей страной,

                                         А не буду понят –

                                                                         что ж.

                                         По родной стране

                                                                    пройду стороной,

                                         Как проходит

                                                                  косой  дождь… -

которое было внятно Вампилову лишь первой своей строкой и означало единственно возможную форму творческого существования.

   В 1972 году,  пьесы в Москве, наконец-то, были поставлены,  но уже после гибели писателя.

    1972 год  середина августа.  В старом здании Иркутского Дома писателей,  - гражданская панихида. Народу так много, что стоят на лестницах, под распахнутыми настежь окнами, прямо на улице, перекрывая движение. Жуткая тишина.   Только изредка вскрикнет женский голос, донесется подавленное рыдание. Такое чувство, словно все, кто стоит здесь, потеряли очень близкого дорогого каждому человека. И утрата эта – огромна, бездонна.

     Весь город знал о горестном событии. Даже на рынке женщины, торгующие цветами (а было цветов на похоронах – необъятное море), - даже они, далекие от литературы, узнав, что  «для Саши», сами предлагали и выбирали получше, составляли прекрасные скорбные букеты.

   Гроб несли на руках до самого здания драмтеатра. И снова поражала какая-то звенящая, напряженная тишина. Будто все стеснялись нарушить ее громким плачем, тем более режущими звуками оркестра, да и хорошо, что его не было. Огромной толпе, провожавшей Александра Валентиновича, казалось, было тесно на старинной узкой улочке 5-й Армии. Люди заполнили её всю, до самых стен.

   Вампилов утонул в 1972 году. Про этот несчастный случай писали многие. Но вот воспоминания Глеба Пакулова, который плыл вместе с ним  на лодке. Он – единственный свидетель гибели Александра. «Утром 17 мы спустились по Молчановской пади,  взяли нашу общую лодку. Решили половить хариуса. Рыбачить поехали вниз по Ангаре, да не задалась рыбалка. Пошли в Листвянку, что напротив порта «Байкал». В последний момент передумали идти домой, и отправились буквально вдоль берега к санаторию. Саня сидел на руле, я на носу. Не могу себе этого простить, ведь я был поопытнее. А Саня, известное дело,  лихач – кудрявич. Мы уже подходили к санаторию. Саня окликнул меня, попросил закурить. Дальше – удар, я в воде, перевернутая лодка рядом, я сразу хватаюсь за нее, она  рвется из рук…. Саня плывет к берегу.  Я кричу: «Саня, плыви, плыви…». Сам зацепился руками намертво, одежды на мне много, недотяну до берега и…    Последнее, что я запомнил, он вдруг упал на спину, а «Волга» на берегу быстро укатила. Как меня отрывали от лодки, помню смутно. Саня уже лежал на берегу. Его пытались откачивать, нечего было откачивать. Разрыв сердца. От перенагрузки, от жизни такой жестокой, от неожиданного дна под ногами…

Очнулся, когда приехали Распутин, Марк Сергеев, Шугаев».

    Рана  в сердце, рана из младенчества, рана из детства и юности, из молодости сработала в тридцать пять. Без двух дней. А легко узнаваемые герои его пьес, не все, конечно, были на берегу и не протянули руку помощи, даже круг спасательный не бросили. Авось, выплывет.  Не  выплыл.

    Значение этой потери, понятие близко стоявшим к нему людям, всей литературой сознавалось постепенно. И мало-помалу ярче обрисовывался не только общий смысл оставленного им русской сцене наследия, но и сам автор этих пьес – как человек, как личность.

      «Он был в конечном итоге борцом за человеческие сердца», - так сказала одна из первых исследовательниц его творчества, так оно было на самом деле.

    Александр Вампилов любил не человечество – это слишком абстрактно, - а человека и верил даже в того, кто запутался в жизненных перипетиях.  Он боролся за человеческие сердца, за красоту человека, не скрывая уродливых,  отрицательных явлений жизни.

Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230

·                                       В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

·                                            В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова  и Центральная библиотека Аларского района его имени.

·                                       В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено новой улице в микрорайоне Первомайский Иркутска, на жилом доме было установлено панно — портрет Александра Вампилова (художник — Квасов Юрий Николаевич), в 2007 году к 70-летию драматурга у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова

·                                       В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.

·                                            C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались — Вампиловские дни, Байкальские встречи у Вампилова. С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского

·                                            С 2001 года утвердилось современное наименование - Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова

 

·                                       В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь

·                                       Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.

·                                                           В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

·                                                           В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова

·                                                           В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову

·                                                           В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову

·                                                           В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыбжипова.

·                                                           В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

 

    

 

     Работа с текстом. Пьеса «Утиная охота».

 

1.        Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно?

(В. Зилов)

 

2.        Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?

 

3.        Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?

 

4.        Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей  и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?

 

(А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.

 

Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?

Энергичная, напористая, пробивная, современная.

Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая).

 

 Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод. Прочитать только ее реплики и сделать вывод.

(Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)

 

В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)

 

Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.

Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет     «аликами»?(потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано.

 

5.        Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?

 

(Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия).

 

6.        Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал.  И теперь что он начинает делать?

(Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое).

 

7.        Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?

 

(Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно).

 

8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в  дом Зиловых? А было ли оно?

Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь.

 

9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)

Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.

10  Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали     хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?

Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.

В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.

11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).

12.  Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его.

13.  Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?

(Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал).

14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена                 

       сообщает ему, что у них будет ребенок.

15. Обращаемся  к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из                 этого эпизода?

      (Корежит от его нерешительности, лживости. Он  по сути      заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)

 

16.Понимает ли Галина его фальшь?

 (Конечно, она понимает, ей больно и    горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)

Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.

17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли     Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?

       Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.

      Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.

      Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.

       Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей.  Это расплата за свершенное Зиловым зло.

18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?

 

       Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение.

        Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?

 

            Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?

       Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании  морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?

      Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно  отражается на других людях.

 

 

Задание.   Письменный анализ  произведения «Утиная охота»

 

Алгоритм анализа:

 

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

4. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний;

5. Развернутое обоснование выводов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также