Литература. 8 класс.
Тема: «В.П. Астафьев Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; обсудить содержание рассказа В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", выявить его главную мысль, изучить проблемы рассказа
Задачи урока:
образовательная: познакомить с биографией писателя; через анализ рассказа выявить его своеобразие, поработать над образами бабушки, учителя; выяснить нравственный смысл произведения; учить выражать мнение и обосновывать его, формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера.
воспитательная: воспитывать любовь к литературному наследию, формировать читательскую культуру; через содержание рассказа воспитывать любовь к истории, малой Родине, доброту, любовь к ближним;
развивающая: развивать навыки анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные умения учащихся, интеллектуальные навыки обобщения и структурирования.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма;
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: умение определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П. Астафьева;
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Эпиграф к уроку: Как много жёлтых снимков на Руси И вдруг открылся мне и поразил
- Что же символизируют наши фотографии? (память о прошлом) - Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их. Загляните в тетрадь к соседу, позаимствуйте у него слова, которых у вас нет, запишите их. - Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова. Дополните свое информационное поле. Память – это: 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. 2.Воспоминание о ком – чём - нибудь. 3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём). (С.Ожегов. Словарь русского языка). - Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы сделали подписью к вашей фотографии. Почему именно оно?
Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал). 1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт) 5. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 6. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) |
Слушают эпиграф, отвечают на вопросы, делают выводы.
Работают с высказываниями.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. (эпиграф к уроку) Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. - Как он жил? Что провозглашал?
Что осуждал? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Я хочу, чтоб на уроке мы вернулись с вами в прошлое. И разговор сегодня у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой на примере рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». - Исходя из всего сказанного, определите тему урока? - Какие цели и задачи мы на этот урок ставим? |
Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
- Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. - Но почему мы можем об этом говорить на уроке литературы? - Не потому ли так дорога старая фотография автору рассказа «Фотография, на которой меня нет» Виктору Астафьеву? - А кто помнит, что мы читали в предыдущие годы у В.П.Астафьева? (Васюткино озеро, Конь с розовой гривой)
Биография писателя. Виктор Астафьев родился 1 мая в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в 1931 году в Енисее, зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев никогда не привыкает к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становиться его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношение с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки»,- напишет впоследствии В.П.Астафьев. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Эти рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в журнале «Смена», сборниках «Охотничье были», «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон».
В.П. Астафьев был награждён множеством государственных наград и премий. Награды и премии · Государственная премия СССР (1978) — за повесть «Царь-рыба» (1976) · Государственная премия СССР (1991) — за роман «Зрячий посох» (1988) · Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971) · Государственная премия Российской Федерации (1995) — за роман «Прокляты и убиты» · Государственная премия Российской Федерации (2003 — посмертно) · Герой Социалистического Труда (1989) · орден Ленина (1989) · ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984) · орден Дружбы народов (1981) — к юбилею Союза писателей СССР · орден Отечественной войны I степени (1985) · орден Дружбы — К 70-летию со дня рождения. · орден Красной Звезды · орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием? - Будет ли в нём задета проблема, которую мы обсуждали? Назовите ещё раз эту проблему. Беседа по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. - Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что? - Найдите основную мысль рассказа. («Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»). -Объясните смысл этой фразы (История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории). - В какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места писателя). - Чем живет русская деревня в эти годы? - Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии?(деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя)
1. Рассказ о деревенских жителях - Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение. -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей. 3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке? — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.
2. Рассказ о Витьке и Саньке - Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”? (Чтение отрывка: от слов“ Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”). - Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205. - Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне? - Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный). - Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу. - Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! – решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку»). 3. Рассказ о бабушке - В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться. - Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая. - А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей). - Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? - Подтвердите примерами из текста.
-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). - А для вас приезд фотографа – это событие? -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1. всем хотелось угодить такому важному человеку, приехавшему в село; 2. человеческая забота – это характерно для деревенских жителей). -Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Почему полезли в драку? Почему “пропащие”. - Чтобы ответить на этот вопрос, зачитаем отрывок из текста ( стр. 205 от “Весь длинный зимний вечер…” до “…полные катанки снега”). -Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). -Чтобы яснее представить себе героев рассказа, предлагаю посмотреть небольшую сценку, подготовленную вашими одноклассниками) |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа в группах (по рядам). Работа в группах, выполнение групповых заданий Задание 1 ряду. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. 1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? 2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? 3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? 4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”? Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”. В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...” Задание 2 ряду. Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. 1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? 2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям: а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей. 3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему? Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...” В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”. Задание 3 ряду. Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. 1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? 2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? 3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его. Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”. В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...” Беседа. Анализ последней части рассказа. - Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки) Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...” - В чем особенность построения этой части рассказа? Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно. - Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни. — Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам? -Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. - Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу с текстом.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Вернемся к эпиграфу. Главный смысл этого отрывка в том, что «близких всех душа не позабудет» - Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Нет меня, но там есть мои сверстники, учителя, школа, приметы нашей жизни в те далекие годы – поэтому она так важна, бесценна для героя произведения.) - Каков герой Астафьева? (благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, история народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: “И близких всех душа не позабудет… |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека» 2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор) |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.