Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НЛесков. Старый гений.doc

Литература. 8 класс. 

Тема: Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Цели: познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека; вызвать интерес к произведениям Лескова.

Задачи:

- обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;

- развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

- воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой моти­вации к индивиду­альной и коллек­тивной творческой деятельности;

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель.                                     

Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено.              

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Предметные: умение аргументировать свои ответы.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки).

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.    

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)

– Скажите, как вы понимаете данные слова?

 

Читают эпиграф.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе 19 века. «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возмож-ность вытаскивать все то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения», - сказал Н. С. Лесков в беседе с критиком М. А. Протопоповым. Возможно, подобными суждениями он вызвал противоречивое отношение к себе и к своему творчеству. Однако достаточно открыть наугад любой из его рассказов, чтобы оказаться во власти удивительного таланта «волшебника слова».

Повторение известных сведений о писателе и его произведениях.

- Что вы знаете о Лескове?

- Какое произведение вы прочитали впервые?

- Понравилось ли оно вам? О чем хотели бы рассказать?

- Какие события связаны с этим произведением?

- Вспомните, что такое сказ, каковы основные отличительные признаки жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Формулируют тему, цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение материала.

 

 

 

 

 

 

 

        Николай Семенович Лесков родился в 1831 году в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. Затем продолжил обучение в Орловской гимназии.

         В 1848 году отец его умер, и Лесков, бросив гимназию, пошел по стопам отца: поступил писцом в уголовную палату. В 1849 году он переехал из Орла в Киев, где жил его дядя (по матери) С. П. Алферов, известный профессор медицинского факультета. В Киеве Лесков поступил на службу в Казенную палату. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, впоследствии становилась предметом художественного осмысления в произведениях писателя.

       С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы он изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя.

        В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал сотрудничать в больших журналах и газетах. За 1861- 1863 годы он напечатал много статей, очерков, рас-сказов и повестей самого разнообразного содержания. Его произведения отличаются необыкновенным знанием жизни и разнообразием материала, смелостью в постановке самых острых и новых вопросов, оригинальностью литературной манеры и языка. Видно было, что этот писатель прошел через какую-то особенную школу жизни, отличавшую его от других.

         В 1862 году в передовой статье газеты «Северная пчела», посвященной пожарам в Петербурге, Лесков требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессий против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Он не был понят ни властями, ни революционерами - демократами, ни либералами.

         Но несмотря ни на какие трудности, непонимание современников, Н. С. Лесков в своих произведениях отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный характер таил в себе силы неиссякаемые.

       Всей душой любил Лесков родину, и любил ее такой, какой она была и есть.

 

 

Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге.

 

 

Работают в паре по таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

1 глава

- Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё?

- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах?

- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?

2 глава

- Исполнились ли наши ожидания?

- Как относится старушка к франту?

- Что вы можете сказать о героях?

- Почему нельзя заставить должника заплатить?

- Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости?

3 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?

- Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги?

- Что значит: «В России невозможности нет»?

- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?

4 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?

- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?

- Что значит «пассажный гений»?

- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?  

5 глава

- Оправдались ли наши ожидания?

- Как заканчивается рассказ?

- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?

- Почему хлопоты старушки были безуспешны?

- Почему нельзя было приструнить должника? О чем это говорит? (2 глава)

- Почему старушка не могла «мазать»?

- Какой случай помог ей в решении трудной проблемы? (3глава)

- Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?

- Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами? (4 глава)

- Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?

- Считаете ли вы праведником сербского воителя?

- Что заставило господина вернуть деньги с процентами? (5 глава)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Анализируют произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений».

- Подтвердились ли наши предположения?

- Какой же он, гений Н.С.Лескова?

- Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков с своём рассказе?

- Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?

- Как вы думаете: почему?

- М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных». Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»?

- Какие выводы вы сделали лично для себя?

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание

1. Подготовьте близкий пересказ одной из глав.

2. Подготовьте рассуждение на одну из тем:

- Кто виноват в страданиях героини?

- Встречается ли такое в нашей жизни?

- Как объяснить название рассказа «Старый гений»?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Посмотрите также