Литература. 8 класс.
Тема: Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Цели: познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека; вызвать интерес к произведениям Лескова.
Задачи:
- обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;
- развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
- воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Метапредметные:
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные: умение аргументировать свои ответы.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков) – Скажите, как вы понимаете данные слова?
|
Читают эпиграф.
Отвечают на вопросы. |
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе 19 века. «Я люблю литературу как средство, которое дает мне возмож-ность вытаскивать все то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения», - сказал Н. С. Лесков в беседе с критиком М. А. Протопоповым. Возможно, подобными суждениями он вызвал противоречивое отношение к себе и к своему творчеству. Однако достаточно открыть наугад любой из его рассказов, чтобы оказаться во власти удивительного таланта «волшебника слова». Повторение известных сведений о писателе и его произведениях. - Что вы знаете о Лескове? - Какое произведение вы прочитали впервые? - Понравилось ли оно вам? О чем хотели бы рассказать? - Какие события связаны с этим произведением? - Вспомните, что такое сказ, каковы основные отличительные признаки жанра. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему, цели урока. |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение материала.
|
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. Затем продолжил обучение в Орловской гимназии. В 1848 году отец его умер, и Лесков, бросив гимназию, пошел по стопам отца: поступил писцом в уголовную палату. В 1849 году он переехал из Орла в Киев, где жил его дядя (по матери) С. П. Алферов, известный профессор медицинского факультета. В Киеве Лесков поступил на службу в Казенную палату. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, впоследствии становилась предметом художественного осмысления в произведениях писателя. С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы он изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя. В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал сотрудничать в больших журналах и газетах. За 1861- 1863 годы он напечатал много статей, очерков, рас-сказов и повестей самого разнообразного содержания. Его произведения отличаются необыкновенным знанием жизни и разнообразием материала, смелостью в постановке самых острых и новых вопросов, оригинальностью литературной манеры и языка. Видно было, что этот писатель прошел через какую-то особенную школу жизни, отличавшую его от других. В 1862 году в передовой статье газеты «Северная пчела», посвященной пожарам в Петербурге, Лесков требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессий против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Он не был понят ни властями, ни революционерами - демократами, ни либералами. Но несмотря ни на какие трудности, непонимание современников, Н. С. Лесков в своих произведениях отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный характер таил в себе силы неиссякаемые. Всей душой любил Лесков родину, и любил ее такой, какой она была и есть. |
Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге.
Работают в паре по таблице.
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
1 глава - Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё? - Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах? - Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге? 2 глава - Исполнились ли наши ожидания? - Как относится старушка к франту? - Что вы можете сказать о героях? - Почему нельзя заставить должника заплатить? - Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости? 3 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»? - Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги? - Что значит: «В России невозможности нет»? - Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело? 4 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»? - Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги? - Что значит «пассажный гений»? - Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»? 5 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Как заканчивается рассказ? - Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему? - Почему хлопоты старушки были безуспешны? - Почему нельзя было приструнить должника? О чем это говорит? (2 глава) - Почему старушка не могла «мазать»? - Какой случай помог ей в решении трудной проблемы? (3глава) - Почему старушка поверила Ивану Ивановичу? - Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами? (4 глава) - Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами? - Считаете ли вы праведником сербского воителя? - Что заставило господина вернуть деньги с процентами? (5 глава) |
Работают в паре.
Отвечают на вопросы. Анализируют произведение.
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений». - Подтвердились ли наши предположения? - Какой же он, гений Н.С.Лескова? - Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков с своём рассказе? - Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор? - Как вы думаете: почему? - М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных». Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»? - Какие выводы вы сделали лично для себя? |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание |
1. Подготовьте близкий пересказ одной из глав. 2. Подготовьте рассуждение на одну из тем: - Кто виноват в страданиях героини? - Встречается ли такое в нашей жизни? - Как объяснить название рассказа «Старый гений»? |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.