Урок литературного чтения во 2 классе
Урок № 41 Дата: 11.12.2020 г
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Задачи: Формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»; научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте. Метапредметные: познавательные УУД: находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов; коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; выделять необходимую (существенную) информацию из текста; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение; личностные:
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, иллюстрация к сказке, снежинки, ёлочка и шарики, карточки с пословицами, слова для словарной работы.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок» Девиз нашего урока: «Упустишь минутку - потеряешь час».
II. Проверка домашнего задания.
1. Разминка.
Упражнение 1. Постановка дыхания:
Вдох – выдох. Вдох - задержать дыхание – выдох. Вдох – задержать дыхание – выдох порциями (на счёт 1-2-3)
Упражнение 2. Артикуляционная гимнастика:
«Язычок проснулся», «Часики», «Вкусное варенье»
2. Выразительное чтение стихотворений С.Есенина «Поёт зима – аукает», «Берёза», Ф.Тютчева «Чародейкою зимою»
III. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями о зиме.
Игра «Отгадай, что одевают зимой?» (загадки)
Не
ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой: утром - в школу днём – домой (валенки)
В обоих домиках темно, зато жарища прямо.
А коль засветится окно, его починит мама (варежки)
Чёрная, серая, а не земля, пушистая, а не снег, греет, а не печка (шуба)
Слышите, звенит волшебный колокольчик? (волшебная музыка колокольчика) Он приглашает нас в сказку. Поднимите руки, кто любит сказку. А что такое сказка?
Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Отгадайте загадку:
Побелело на ночь всюду. А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез – там волшебный вырос лес Узор
Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы и заросли роз? Мороз.
-Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!» Угадайте, как называется наша сказка?
Мы с вами сегодня будем читать русскую народную сказку «Два Мороза» Откройте учебники с.198
- Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений?
В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
-А кто пишет сказки? Сказки пишут авторы и составляет народ.
-Как называются сказки, которые сочинил народ? Эти сказки называются народными.
-А как называются сказки, которые написали писатели? Эти сказки называются авторскими или литературными.
IV. Изучение нового материала.
1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.
• Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
• Дровосек – человек, рубящий дрова;
• Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
• Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.
2. Прослушивание сказки “Два Мороза” (чтение учителем)
3. Первичная проверка понимания.
–Скажите, кто же действующие лица этой сказки? Два Мороза: купец, крестьянин.
-А кто такой купец? Крестьянин? А вам понравилась эта сказка? Почему?
Потому что мороз не крестьянина заморозил, а купца. Ведь крестьянин трудился, а купец – нет.
-А что волшебного в этой сказке? Морозы разговаривают, бегают, подпрыгивают.
-Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему? Крестьянина не удалось заморозить, потому что он трудился, а купец сидел и ничего не делал, только в шубу кутался.
Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем сказку.
4. Вторичное чтение сказки.
Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?
«По чистому полю, по густому лесу». «Свистнули, щёлкнули, побежали.» «Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
-Удалось ли главным героям людей заморозить? Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.
- Как решили подшутить Морозы? Что делали Морозы? Что решили ? Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос? Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло
дальше?
- Что они услышали ? О чём договорились ? Два Мороза сделали выбор:
старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём
полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.
- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.
5. ФИЗМИНУТКА
Я – Мороз Красный Нос, я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)
Братья меж собой родные мы Морозы удалые (приседают в присядку)
Землю снегом мы укроем (имитируют движения) через речку мост построим
Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки) коль на улице мороз.(растирают)
Хотим позабавиться, силой помериться. (кидаются снежками)
6. Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске
Проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»
Свистнули – непроизносимый согласный звук «т»
А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами
Ко-ло-коль-чик Бу-бен-чик Дро-во-сек
Крес-тья-нин Вы-ко-ла-чи-вать По-за-ба-вить-ся
7. -А теперь приступаем к чтению. (Чтение по цепочке)
Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания
8. Беседа по прочитанному:
-Как решили позабавиться два мороза? Поморозить людей.
-Куда едет купец? В город Куда едет крестьянин? В лес за дровами.
9. Выборочное чтение.
- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца. - Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих. - Так почему же Мороз его заморозил?
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина. - Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. С.201 Как одет крестьянин? В рваном полушубке
Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7 Стал бить по полушубку поленом.
Зачем он так сделал? Выбивал мороз.
Так почему же Мороз его не смог заморозить? Кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.
Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)
10. Работа с пословицами (в парах).
– Выберите, пожалуйста, те пословицы, которые, на ваш взгляд, подходят к этой сказке.
(Мороз невелик, да стоять не велит. Где тепло, тут и добро. При солнышке тепло, при матери добро. Один ум хорошо, а два лучше. Топор лучше шубы греет. Береги нос в сильный мороз.
V. ИТОГ УРОКА.
- С какой русской народной сказкой познакомились? О ком рассказывается в сказке?
-А чему учили наши два Мороза? Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна. Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.)
VII. Рефлексия.
– Итак, ребята, чему же русский народ хотел научить с помощью этой сказки? Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Крепкие морозы бывают и у нас каждую зиму. Давайте дадим советы и рекомендации людям, которые оказались на морозе.
–
Ребята, посмотрите на нашу елочку-красавицу. А чего не хватает на елке? Давайте
ее нарядим. У вас на партах лежат серебряные и золотые шарики. Выходить будем
по одному, наряжать начнем сверху. Кому понравился урок, кто активно работал на
уроке, очень старался – возьмите золотой шарик и украсьте им елочку. А те
ребята, которые чувствовали себя неуверенно, затруднялись отвечать, – украсьте
елочку серебристым шариком.
– Посмотрите, какая красавица у нас елочка получилась.
VI. Домашнее задание
с.198 - 201 читать, пересказывать.
По желанию нарисовать иллюстрацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.