МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА
Конспект урока по предмету литературное чтение в 3 классе по теме
Разработан учителем начальных классов
первой квалификационной
категории
МОУ Иванковской СОШ
Крыловой Еленой Борисовной
июнь 2011г.
Тема: С. Есенин. Берёза
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический текст;
Развивающие: развивать образное мышление, речь; совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные: развивать коммуникативные качества; воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Оборудование:
· Карточки для работы в группах;
· Презентационное сопровождение урока;
· Компьютер, проектор;
· Выставка книг
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД на данных этапах |
I.Постановка учебной задачи
II.Актуализация знаний
Ш.Открытие новых знаний
IV.Физкультминутка
V.Решение практических задач
VI.Домашнее задание
VII.Рефлексия деятельности |
Звучит музыка к песне «Оговорила роща золотая…» Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. -Узнали ли вы это стихотворение? - Кто его автор? -Что вы уже знаете о С.Есенине? -Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы» - Его стихи мелодичны. На его стихи положены романсы и песни. -Какова же тема сегодняшнего урока? -Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? -Для чего это вам нужно?
- Отгадайте: С одного дерева Да четыре угодья: Первое от тёмной ночи свет . Второе - некопаный колодец . Третье – старому здоровье . Четвёртое – разбитому связь. - Это старинная загадка и в этом нам помогут разобраться ребята, которые готовились к ответу дома.
- О каком же дереве идёт речь?
- Послушайте, что о берёзе расскажут ребята.
- Сегодня мы познакомимся о стихотворением С. Есенина «Берёза» -Как вы считаете о чём это стихотворение?
- Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь представить услышанное.
-Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?
2. Самостоятельная работа. - Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
-Кто объяснит слова: кайма, бахрома?
- А теперь соберите со стен карточки только с названиями стихотворений С.Есенина.
1- Сейчас ответим на вопросы к стихотворению в учебнике.
2-Подготовимся к выразительному чтению стихотворения - Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения. Работаем в парах.
2)Выразительное чтение
- В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?
3-. Групповая работа. - А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых записаны строки стихотворения не по порядку. Задание: - Укажите по порядку строчки стихотворения «Берёза».
-Проверим работу.
-Выучить наизусть стихотворение С. Есенина. - Написать сочинение о берёзе. (по желанию)
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой и три коробочки с разноцветными листочками берёзы: жёлтые, зелёные, коричневые. -Оцените свое настроение, выберите цвет своего настроения и прикрепите листок к дереву.
- Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть внимательные слушатели, артисты.
|
-Дети отвечают на вопросы.
-Дети формулируют тему: Творчество Сергея Есенина. -Научиться выразительно читать стихотворения, находить красивые слова. - Это нужно для того, чтобы уметь красиво говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.
-Первая отгадка. В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При её свете женщины и девушки пряли в долгие зимние вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором всё становилось таинственным и чудесным, ушло в пошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в деревянной избе. -А это вторая отгадка – сок из «некопаного» колодца. Сок у берёзы собирают, причём так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. -Русская баня всегда была полезна и молодым и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане берёзовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде, а потом парятся – хлещут себя веником; водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали лёгкими, шелковистыми. -Почему в загадке говорится – разбитому связь? С помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую ёмкость для ягод, грибов, напитков – лёгкую и небьющуюся посуду. Дети отвечают.
-Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Берёза – символ России, выражающий чистоту, красоту родной земли. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов.
Дети отвечают.
Чтение стихотворения подготовленным учащимся. Дети отвечают.
Дети самостоятельно читают и подчёркивают непонятные слова. Дети работают со словарём.
Дети собирают.
Дети читают и отвечают. - Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу? (белые, золотые) - Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. - А какие звуки слышатся в стихотворении? (тишина, скрип снега) - Какое время дня рисует поэт? (утро) - Почему вы так решили? (заря обходит) - Солнечно это утро или пасмурное? (солнечное) - Прочитайте, как занимается заря зимой. ( лениво) - А почему лениво? (рассвет зимой наступает медленно) - Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? (олицетворение) - Докажите это строками стихотворения.(берёза принакрылась снегом) - Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или меленный.
1) Работа в парах. Дети намечают паузы, логические ударения и определяют темп чтения. Читают друг другу.
2) 2 ученика выразительно читают.
Дети отвечают и обосновывают свой ответ.
Дети расставляют строчки по порядку. Чтение.
Ребята записывают в дневники.
Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя.
|
Умение воспринимать музыку (П) Уважение к своей родине (Л)
Участие в диалоге (К)
Анализ, синтез (П)
Целеполагание (П)
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
Умение рассказывать (П) Умение слушать и понимать речь других (К)
Умение отвечать (П)
Умение слушать и понимать речь других (К)
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: Родина, природа (Л)
Умение участвовать в диалоге (К) Анализ, синтез (П)
Умение слушать и понимать речь других (К) Анализ, синтез (П)
Умение читать и находить в тексте непонятные слова (П) Умение находить необходимую информацию в словарях. (П) Анализ, синтез (П)
Умение ориентироваться в учебнике (П) Поиск и выделение необходимой информации(П) Участие в диалоге (К) Учёт разных мнений(К)
Умение аргументировать своё мнение (К)
Умение определять план выполнения заданий (Р) Умение выполнять задания в паре(К) Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы (П) Аргументация своего мнения (К)
Анализ, синтез(П) Умение выполнять задания в группе(К)
Оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе критерия успешности (Л) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.