Конспект урока по курсу “Математика» 2 класс
УМК «Школа России»
Учитель Анжелика Владимировна Антонова
МБОУ СОШ №5 г.Шахты
Тема урока: «Периметр многоугольника»
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятием «периметр многоугольника» и способами его вычисления.
Задачи урока:
образовательные:
§ помочь учащимся усвоить представления о периметре многоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
§ обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
развивающие:
воспитывать:
Планируемые результаты.
Предметные:
иметь представление о периметре; уметь находить периметр многоугольника.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Ресурсы урока: презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Оборудование: компьютер, экран, линейка.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Методы и приемы |
Коррекционно-развивающая работа |
I. Организационный. |
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. - Мы сегодня продолжим путешествовать в царство математики и оправимся в знакомую для вас страну. В этой стране нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Сегодня ещё одно математическое правило вы узнаете на уроке. Я уверена, что оно вам очень пригодится в жизни. И так, в путь! |
Приветствуют учителя, внимательного его слушают. Психологически настраиваются на работу. |
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
Фронтальная. Словесный (объяснение). |
|
II. Этап мотивации.
Целеполагание.
Актуализации знаний. |
- Руки? - На месте. - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! Спинка? - Прямая! Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою, что я ручку так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! - Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классную работу. - Сравните запись в вашей тетради с образцом записи на доске. Послушайте историю. Жил-был Садовник один. Очень любил он свой сад, в котором росли яблони, вишни, груши, абрикосы. Да только повадился некто ветки ломать да плоды портить. Встал Садовник однажды утром, обошел всю территорию сада и задумал поставить вокруг сада забор от не прошеных гостей. Да вот не знает, что для этого надо. - Как вы думаете, что нужно сделать? Не все верно. Согласитесь, нам нужны новые знания. - Давайте поможем Садовнику спасти его сад. - Сегодня на уроке вы, ребята, будете исследователями. Вам предстоит выяснить, что надо для того, чтобы огородить садовый участок. - Для этого давайте решим примеры, а ответы запишем в порядке возрастания, тогда перед вами откроется тема исследования. (Презентация, слайд 2.) 45 – 5 = 40 - Е 19 + 1 = 20 - И 20 + 3 = 23 - М 14 – 7 = 7 - П 17 – 8 = 9 - Е 55 – 2 = 53 - Т 8 + 6 = 14 - Р 69 + 1 = 70 - Р
7, 9, 14, 20, 23, 40, 53, 70. П Е Р И М Е Т Р |
Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя. Проговаривают совместно с учителем.
Записывают число и классную работу.
Слушают учителя.
Ответы детей.
Вычисляют устно.
Один ученик работает у доски. Называют получившееся слово (периметр). |
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный (беседа). Наглядный, здоровьесберегающий, частично-поисковый. |
Коррекция письма.
Практическое выполнение работы по вычислению выражений и расстановки чисел в порядке возрастания. |
III. Открытие нового знания.
Определение целей урока.
Актуализации знаний.
Сообщение темы урока.
Работа по учебнику. |
- Ребята, что может означать это слово – ПЕРИМЕТР. - Какое отношение оно может иметь к нашему саду? - Вспомните, что значит в переводе слово «метрос». - Верно, в переводе из греческого слово «метрос», значит мерить, проводить измерения. - Вспомните, что сделал Садовник утром, когда решил поставить забор? - Слово «пире» - египетское, означает выходить, обходить. (Презентация, слайд 3.) - Что же у нас получилось? ПЕРИМЕТР – измерять, обходя. - Значит, для того, чтобы Садовник мог оградить сад, он должен знать его периметр. - А какой формы может быть сад? - Как называются эти геометрические фигуры? (Презентация, слайд 4.) 1. 2. 3. - Какая фигура может быть лишней и почему? - Как найти длину ломаной? - Какие геометрические фигуры изображены на следующем слайде? (Презентация, слайд 5.)
- Значит, периметр связан, с какими фигурами? (С многоугольниками). - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Периметр многоугольника.) (Презентация, слайд 6.) - Что надо знать для того, чтобы найти периметр? - Уважаемые исследователи, откройте свои научные книги на стр.42 и прочитайте нужную вам информацию. - Что такое периметр многоугольника? - Что такое сумма? - Что надо сделать, чтобы найти периметр многоугольника? - Запись такого длинного слова «периметр» займёт много времени. Поэтому математики - народ точный, решили это слово обозначать одной буквой – латинской буквой Р (пэ). (Презентация, слайд 7.) - В учебнике нарисованы фигуры. (С.42.) - Как вы считаете, какая фигура лишняя? Почему?
- Я предлагаю вам всем вместе вычислить периметр треугольника. С чего начнём? - Как можно измерить стороны треугольника (фигура 2). - Затем? - Что у вас получилось? (3см+3см+4см=10см) - А теперь научимся записывать решение геометрической задачи. - Проверьте положение тетрадки, посадку. Отступите две клетки вниз. (Учитель показывает запись на доске с комментированием). Р2=3+3+4=10(см) |
Ответы желающих.
Он обошел всю территорию сада вокруг.
Ответы детей.
2 - незамкнутая ломаная, а 1 и 3 - замкнутые ломаные.
Измерить звенья и сложить их длины.
Многоугольники.
Формулируют тему и цель урока. (Научиться находить периметр многоугольника.)
Чтение и запоминание правила в учебнике на стр. 42. (Ответы детей.) Компонент действия сложение. Сложить все стороны многоугольника.
Треугольник. У треугольник – три стороны и три угла, а у четырёхугольника -4 стороны и 4 угла. Здесь два 4-угольника и один треугольник.
Измерим стороны линейкой или циркулем. Сложим 3 стороны. |
Знать понятия «ломаная», «замкнутые и незамкнутые ломаные», «многоугольник»; знать название геометрических фигур (предметные УУД);
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);
уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный (беседа). Наглядный, частично-поисковый.
Комментирование, обозначение знаковыми символами.
Фронтальная. Практический, словесный (объяснение). Наглядный (геометрические фигуры). |
Практическое выполнение работы по распознаванию разных геометрических фигур и вычислению периметра многоугольника.
Развивать умение находить нужную информацию в учебнике.
Выполнение продуктивных заданий. Выполнение упражнения из учебника. Обучение правильности записи выражения. Нахождение заданной фигуры, сравнение фигуры и вычленение лишней. На практике учащиеся учатся применять полученные знания: измерять длину звеньев ломаной, подписывать стороны фигуры, пользоваться линейкой, находить периметр.
|
Физкультминутка. (Презентация, слайд 8.) |
- Сделайте столько хлопков, сколько вершин у шестиугольника. - Сделайте столько прыжков, сколько сторон у пятиугольника. - Сделайте столько приседаний, сколько углов у треугольника. - Сделайте столько наклонов туловищем, сколько вершин у квадрата. |
Дети повторяют движения, которые показывает учитель. |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); уметь выполнять последовательность действий по образцу (регулятивные УУД). |
здоровьесберегающий. |
Коррекция нарушений в развитии опорно-двигательных функций: оздоровительный аспект. |
IV. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
- А сейчас вам надо самим провести небольшое исследование над двумя оставшимися фигурами, будем работать по вариантам. - I В. находит периметр 1 фигуры. - II В. – 3 фигуры. - Через 2 минуты проверим результат.
- Проверим правильность нахождения периметра. - Каков периметр первого четырёхугольника? Объясните, как вы рассуждали. Периметр третьего? Докажите. Есть другие ответы.
Проверка выполненного задания. (Презентация, слайд 9.) Р1=3+4+1+4=12(см) Р3=5+5+3+2=15(см) - Ребята, оцените свою работу: поднимите, пожалуйста, руки, у кого задание было выполнено верно. - Молодцы! А тем, у кого не получилось выполнить задание правильно, не расстраивайтесь, у вас всё получится в следующий раз, только нужно очень постараться.
- Давайте поможем Садовнику найти периметр участка, чтобы он смог оградить его забором. (Презентация, слайд 10.)
- Какой же длины нужна ограда для сада? (Р участка = 20+20+10+10+9+9=78(м)) - Садовник благодарен вам за оказанную помощь. Теперь его сад будет защищён от не прошеных гостей. (Презентация, слайд 11 – соедините многоугольники, которые имеют одинаковый периметр. Если будет лишнее время.) |
Дети выполняют задание в учебнике на с.42, №1(1). Выполняют нахождение периметра по вариантам.
Один человек от каждого варианта на доске записывает ответ выполненного задания. (Оценивание работы учеников.) Остальные обуч-ся производят самопроверку выполненнго задания.
Дети выполняют задание по рисунку на слайде. Один ученик записывает решение на доске (оценивание его деятельности). |
Уметь выполнять работу по предложенному плану; Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД). Способность к оценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).
Применять знания и способы действий в изменённых условиях; проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу (познавательные УУД). |
Индивидуальная. Практический, частично-поисковый.
Самоконтроль, самооценка.
Фронтальная. Практический. |
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Повторить алгоритм нахождения периметра. При проведении самостоятельной работы дети учатся анализировать свою работу и оценивать её результат.
На практике учащиеся учатся применять полученные знания: находить периметр многоугольника.
|
V. Итог урока.
Этап рефлексии учебной деятельности.
Оценивание. |
- Наш урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке, какое открытие сделали?
- Кто может сказать, чему он учился на уроке?
- Как вычислить Р многоугольника?
- Ребята, а в жизни, где мы ещё можем использовать знания о периметре многоугольника? - А в какой профессии нужны умения находить периметр? - Оцените свою работу на уроке. Можете ли вы себе сказать, что работали добросовестно? Тогда похлопайте в ладоши себе, если считаете, что добросовестно работали сегодня на уроке. - А теперь, я предлагаю, каждому из вас оценит свои знания. (Презентация, слайд 12.) «+» - мне всё понятно. «!» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки. «?» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
Отметки за урок. |
О периметре многоугольника.
Находить периметр многоугольника. Измерить длину сторон и найти их сумму. Изготовить рамочку для картины, помочь папе уложить плинтуса в комнате. Строитель, швея.
Ребята рисуют на листочках знаки: «!», «+», «?» и приклеивают на доску по очереди определённый знак, каждый в свою группу. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД). |
Рефлексивный прием «Экран». |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Домашнее задание. |
Решить задачу на с.42, №2. Творческое задание. Придумать свою задачу на нахождение периметра многоугольника. (Презентация, слайд 13.) - Молодцы, вы очень активно и внимательно работали на уроке. Спасибо всем за работу! (Презентация, слайд 14.) |
Слушание учителя и запись д/з в дневник. |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
Фронтальная Словесный (беседа). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.