Тема: «Путешествие по ленте времени. Приём округления при сложении и вычитании»
Цель урока: через исторический и математический материал урока прививать интерес к историческому прошлому страны.
Задачи:
Образовательная – формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему усвоению знаний математического и исторического содержания.
Развивающая – ориентировать учащихся на формирование в процессе закрепления изученного материала и решения логических задач важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи, выбор целесообразности её решения.
Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, гордость за великий и несгибаемый русский народ.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Ребята, что вы видите на парте и на доске? (Ленту времени)
-Что вы знаете о ней? (Лента времени может иметь метки, которые обозначают десятилетия, столетия или маленькие промежутки времени – дни. Лента может служить для описания исторического времени или для описания жизни человека)
- Какой сейчас год? (2019 год)
- Какой век? (XXI век)
- Давайте отметим его на ленте.
-Попробуйте из прочитанного стихотворения определить знакомые для вас понятия, ответить на вопрос: «Какова цель нашего урока?»
Узнавая истории строки,
Погружаемся вместе во время.
Хоть герои великой войны
Давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!
Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.
(Мы будем путешествовать по ленте времени, погрузимся в историческое время, будем делать остановки, знакомиться с событиями истории.)
-Ребята, скажите, пожалуйста, какая приближается знаменательная дата в истории нашей страны?
(Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.)
-Какая дата должна появиться на ленте времени? (1941-1945 г.)
- Какой это век?
-Обозначьте эту дату на ленте времени.
-На доске написаны 2 числа. Прочитайте их. Как при помощи умножения получить эти числа? (14,18)
Минутка чистописания.
- Кто знает, что означает это число? (Столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война.)
-Кто скажет, а когда она началась? (Война началась 22 июня 1941 год)
-Сегодня наш урок посвящается тем, кто видел эту войну, тем, кто выжил в этой войне, тем, кому 75 лет назад не было и 16-ти …, тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны. Полученные знания и умения очень важны и необходимы. Сегодня они вам помогут перелистать страницы истории нашей страны в годы войны 1941 – 1945 гг.
II.Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
-С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
Индивидуальная работа у доски.
Карточка № 1,2
-Решить примеры, используя прием округления.
24+39=63 47+15=62
58+13=71 79+14=93
(проверяют дети)
2.Устный счет
Великая
Отечественная война прошла в своем развитии 3 крупных периода:
1) начальный период (22 июня 1941 года-18 ноября
1942 года);
2) период коренного перелома (19 ноября 1942
года-конец 1943 года);
3) период освобождения от агрессора и разгрома
фашисткой Германии (1944 год – 9 мая 1945 года).
В первые месяцы войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику и
Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Первой и единственной победой на
начальном этапе войны стала Московская битва.
А под Ленинградом (сейчас это
Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без
продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод,
болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы,
выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники,
дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на
город.
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали
от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под
бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой
Ленинград, свой Санкт-Петербург!
1.Под огнем на берегу реки
Залегли усталые стрелки.
У каждого солдата по 3 гранаты.
Всего гранат 60.
Сколько всего было солдат? (20 солдат)
2.По пыльной военной дороге
Солдатские ноги прошли.
И было их 100, а многих
Уже не вернешь с войны.
Сколько солдат возвращались с войны? (50 солдат)
3. Оборона занимает прямоугольный участок местности. Длина участка равна 5 м, а ширина 3 м. Чему равен периметр оборонительного участка местности.
((5+3) х2=16 (м))
Проверка индивидуальной работы.
III.Самоопределение к деятельности. (работа в группах)
-Решите примеры, используя прием округления.
25+48 (П) 73-18 (В)
52-24 (Г) 39+17 (О)
60-18 (И) 15+36 (Д)
- Сформулируйте задачи урока.
Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово. (Подвиг)
- Получил известность подвиг Захара Сорокина, жившего в городе Тихорецке. В одном из воздушных боёв, когда кончились боеприпасы, он повёл свой самолёт на таран. Повреждённая им вражеская машина, переворачиваясь, упала на землю. Но и самолёт Сорокина терял управление, его пришлось приземлить. Только теперь наш лётчик почувствовал, что ранен в ногу. Перевязывая рану, он вдруг увидел бегущих к самолёту двух фашистских лётчиков. Одного Сорокин убил с пистолета, а с другим началась рукопашная схватка. Собрав последние силы, Сорокин одолел фашиста. Израненный, не имевший сил, чтобы идти, Сорокин пополз,
ориентируясь на восток. На седьмые сутки, теряя сознание, он встретился с патрулём советских моряков.
Лётчику ампутировали ступни ног. Но, залечив раны, он добился возвращения в родную часть. Воевал до конца войны и сбил 18 самолётов противника. ВСЁ РАДИ ПОБЕДЫ!
Нельзя не вспомнить героев-Панфиловцев. 16 ноября 1941 года 28 солдат во главе с политруком В.Г.Клочковым у разъезда Дубосеково вступили в неравный бой с танками.
- Слова политрука стали «крылатыми» («Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»)
В четырёхчасовом бою почти все герои погибли, но врага не пропустили.
IV.Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
№ 1 (Выполнение с комментированием по цепочке)
V.Физкультминутка
2.Решение задач с проверкой.
1.В дух танковых батальонах было 54 танка. В первом –было 29 танков. Сколько танков было во втором батальоне?
2.В бою артиллеристы истратили 55 снарядов. После этого у них осталось 38 снарядов. Сколько всего снарядов было?
3.Самостоятельная работа. Решение примеров (учебник с.59 № 3.)
Расставьте буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте слово. (победа)
-Путь к Победе был долог. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.
Тысячи и тысячи боевых и трудовых подвигов совершили наши люди на фронте и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики сделали многое для восстановления и развития нашей страны, приблизили математику к истории страны, к жизни. И чем бы вы в дальнейшем ни занимались, что бы вы не выбрали, знания математики вам будут необходимы.
VI.Рефлексия
-В знак содружества со всеми людьми сделаем дерево мира. Прикрепим к веточке свои ладошки. В результате у нас получилась веточка мира, дружбы и сотрудничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.