Тема: Сложение и вычитание величин
Цели:
· для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
· для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
· для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
· для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Ход урока:
I. Организационный момент
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А, узнав, не поймёшь!
-Итак, у нас урок математики.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
-Сегодня мы с вами отправляемся на математический аукцион.
- Кто знает, что это такое? (ответы детей).
Вот как объясняет Ожегов значение этого слова в своём словаре:
Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
На аукционе разыгрываются лоты. Обратимся опять к словарю Ожегова:
Лот – мера веса, равная 12,8г.
-На нашем аукционе деньги будут заменять ваши знания.
- Сегодня выставлены следующие лоты:
- Устный счёт. |
|
- Именованные примеры |
|
- Математические карточки . |
|
- Задача |
-Ваша задача сегодня, набрать как можно больше баллов.
- На полях ручкой зелёной выставляйте баллы, попробуете оценить свои знания, работу.
III. Введение в тему урока
-Какие величины вы знаете?
Длина |
- В каких еще единицах измеряется длина? (мм, см, дм, м).
-Выберите и расположите в порядке возрастания.
-Какие величины ещё знаете?
Масса |
- В каких еще
единицах измеряется масса? (г,
ц, т,).
Время |
- В каких еще единицах измеряется время? (с, ч, сут., мес., г., век ).
Площадь |
- Какие еще единицы площади вам известны? (кв.мм, кв.см, кв.дм, кв.м, кв.км).
Начинается игра. Выставляется первый лот – Устный счёт.
IV. Устный счёт.
А) Преобразуй:
2 км 400 м = … м
6 ч 30 мин = … мин
Б) Сравни:
8 ц … 80 кг
17 кв. м … 170 кв. дм
В) Вычисли:
125 см – 105 см
45 кг + 5631 г
Подсчитайте ваши балы.
Кто больше всех набрал баллов?
1, 2, 3.Продано!
Следующий лот:
Выражения с именованными величинами
2. Решение задач
-Поработаем с задачами.
-Задачу слушаем, а в тетради записываем выражения
·Мама купила в магазине 2 кг апельсинов, а лимонов на 1 кг 300 г больше. Сколько лимонов купила мама?
·Туристы проехали на велосипеде 1 ч 30 мин, а автобусом на 25 мин меньше. Сколько времени ехали на автобусе?
·Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она израсходовала?
Подсчитайте ваши баллы.
Без ошибок- 3 б, 1 ош- 2б, 2ош-1б.
1, 2, 3.Продано!
-Посмотрите на записи
-Что можно о них сказать?
- Что это за выражения? (сложение и вычитание величин)
-Встречались нам такие выражения?
-Определите тему урока («Сложение и вычитание величин»)
-Какие величины можно складывать?
1ч 20 мин + 35 мин
12ц 56 кг- 8ц 20кг
134м 65 см - 35 м 15 см
- Единицы измерения принадлежат одной и той же величине.
- Складывать и вычитать можно одинаковые величины.
-Верно. Такие величины называются однородными.
V. Формулирование темы урока
- Как вы думаете, в жизни мы встречаемся с этими величинами?
-С какими?
-Где именно?
- Значит, нам нужно изучать эту тему, чтобы использовать ее в жизни?
Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом. |
VI. Постановка проблемы
-Что мы умеем делать с величинами? (сравнивать, преобразовывать).
-Посмотрите в учебник, что предлагают сделать?
VII. Совместное «открытие» нового
- Как вы думаете, какой способ поможет быстрее найти значение этого выражения?
- Составим алгоритм (ПАМЯТКУ) решения письменного вычисления величин. :
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком.
3. Заменю мелкие единицы крупными.
-А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа.
-Выполняют действия.
-Формулируют вывод.
Следующий лот: 5 б
VIII.ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Посмотрите на картинку на доске.
Я буду водить указкой по линиям,
а вы внимательно за ней следите и повторяйте глазками движения указки.
IX. Первичное закрепление
Выставлен следующий лот – Математический учебник.
№313
(проверка)
1, 2, 3. Продано!
X. Закрепление.
№314 1 ст.1 пример. (один у доски с объяснением, а остальные в тетради).
-А где часто используется умение складывать и вычитать величины?
( при решении задачи)
Следующий лот – Задача.
№316
-Прочитайте.
-О чем эта задача?
-О каких единицах времени говорится?
-Что означает 210 мин? (Всего времени, сумма)
-Что нужно узнать?
-Что неизвестно? (Сколько времени осталось после записи двух фильмов).
-Ребята, что нужно сделать прежде всего чтобы приступить к решению .
-Можем ли мы сразу начать решать задачу? (Нет. Не переведены единицы).
-Крупные единицы заменить мелкими.
1ч 38мин = 98мин
1ч 27мин = 87мин
-Что сначала будем находить?
-Как ответить на главный вопрос задачи?
-В какие единицы мы должны перевести данные задачи? (В минуты)
- Запишите решение в тетрадь.
После перевода решают задачу самостоятельно.
Проверка.
Решение
1 ч 27 мин = 87 мин
1 ч 38 мин = 38 мин
1) 87 + 98 = 185 (мин) - два фильма.
2) 210-185=25(мин)- остаётся на кассете.
25мин>23
Ответ: записать мультфильм можно.
1, 2, 3. Продано!
XI. Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня сделали, чтобы достичь цели, которая ставилась в начале урока?
XII. Итог урока.
Сегодня на математическом аукционе были проданы все лоты. Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали над новой темой, многое узнали.
А теперь я предлагаю ваши бальные знания поменять на отметки.
(на доске):
25 б. и больше |
- 5 |
24 б. – 15 б. |
- 4 |
14 б. - 8 б. |
- 3. |
Одну пословицу я вам прочитаю: «Без копейки рубля не бывает!»
Как вы её понимаете?
Вот и ваши знания, которые вы получаете в школе каждый день, по маленьким частичкам копятся и в жизни вам очень помогут.
Чему вы научились сегодня?
А в жизни, где эти знания помогут?
1. Домашнее задание. с 67 № 314
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.