Староказинский филиал МБОУ Новоникольской СОШ
Конспект урока по математике на тему:
«Деление трехзначного числа на однозначное.»
Приготовила учитель начальных классов :
Захарова Лариса Анатольевна
Тема: Деление трехзначного числа на однозначное.
Учебник М.И.Моро «Математика для 3 класса» часть 2.
Цель урока: познакомить с алгоритмом письменного деления
трёхзначного числа на однозначное.
Планируемые результаты (предметные) : познакомятся с письменным делением трехзначного числа на однозначное число; научатся делить трёхзначное число на однозначное; осуществлять подбор цифры частного, устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы.
Этапы урока
1. Мотивация (самоопределение).
Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Сегодня каждый из вас побывает в роли открывателя, так как у нас урок открытия новых знаний.
Давайте составим план урока.
1. Постановка темы и задач урока.
2. Выявление и решение проблемы.
3. Закрепление.
4. Самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
2. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания
2. Устный счет:
- решите круговые примеры
320 х 3 = 160 х 2= 1000 – 4 х 100=
600 : 10 = 960 + 40 = 60 х 8 : 3=
3.Пройди лабиринт на стр.92
3.Выявления места и причина затруднений.
а) На доске запись:
81 : 3 72: 4 400 : 2
600 : 4 486:2 56:4
- Что можете сказать об этих выражениях?( Все эти примеры на деление;
нужно найти частное.)
- Мы умеем это делать?
- Найдите значения этих выражений.
(записываем только ответы)
б) Проверка выполнения задания.
- Все справились с заданием? ( Ответ: Да. Нет.)
- Какое задание не удалось выполнить?
- Где трехзначное число нужно разделить на однозначное число.
- 400:2, 600:3.Нет. Здесь тоже трехзначное число делим на однозначное!
-Такие примеры решать мы умеем. Это деление круглых сотен на однозначное число.
- Почему не удалось выполнить деление примера 486:2 ?
- Как вы, думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
-Будем учиться делить некруглые трехзначные числа на однозначные.
4.Построение проекта выхода из затруднений.
Давайте вспомним правило, по которому мы делили вчера трехзначные числа на однозначные.
- Как делили? (Мы заменяли числа суммой разрядных слагаемых.)
-Каждое слагаемое из этой суммы делили на число. Результаты складывали.
-Удобно так считать? ( Нет.)
- Давайте у доски и в тетрадях попробуем применить этот способ, но записывать будем столбиком.
Работать у доски
Запишите выражение 428:2. С какого разряда начнем делить?
- Выдели сотни дугой. Разделится четыре сотни на 2? (Да)
- Значит, в частном первая цифра будет обозначать какой разряд? (Сотни.)
- Сколько в частном будет цифр? ( Три.)
- Делим сотни. Сколько раз по 2 повторится в числе 4?
- Какая первая цифра будет в частном? (2.)
- Проверим. ( 2*2=4. Находим остаток. Остатка нет.)
- Что будем делить потом? ( Десятки. 2: 2=1. Второе число в частном будет обозначать десятки.)
- Находим остаток. ( Остатка нет.)
- Что осталось разделить? ( Первый разряд – единицы. 8:2=4)
- Что запишем в частное? ( Число 4.)
- Находим остаток. ( Остатка нет.)
- Прочитаем частное. (214.)
- Число разделилось нацело? ( Да.)
5.Реализация проекта.
- С сегодняшнего урока мы будем пользоваться записью деления трехзначного числа на однозначное число в столбик.
- А сможете сделать вывод, как разделить любое трехзначное число на однозначное?
Вывод:
- Чтобы разделить любое трехзначное число на однозначное, нужно начала разделить сотни на единицу, полученное число записываем в частном, потом так же разделить десятки, потом разделить единицы, а результаты записываем в частном.
- Читаем правило в учебнике
- Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? Да!
Давайте запишем алгоритм деления:
Делю сотни – десятки – единицы:
Первое неполное делимое
Делю … на … в частном получается …
Умножаю …
Вычитаю …
Второе неполное делимое …
Третье неполное делимое …
Читаю ответ.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Упражнение в закреплении алгоритма деления.
- Находим значения выражений с объяснением.
а)Работаем у доски и в тетради.
828:9 635:5 385:7 656:8 936:9
( Оценки за работу.)
б) Самостоятельная работа.
928:4 657:9 448:7 378:6
в) Проверка. Работа в парах.
- Давайте сделаем проверку. Поработаем для этого в парах. Поменяйтесь тетрадями. У кого есть несовпадения результатов.
- У кого нет?
- Если нет, то решите еще одно выражение. У кого есть, прорешайте вместе еще раз.
- Давайте проверим еще раз. Выяснили причину ошибки. ( Да.)
- Где нам пригодится умение выполнять действие деления еще? (При решении задач.)
г) Решение задачи.
- Работаем в группах.
- Прочитайте условие задачи.
В двух машинах везли картофель, расфасованный в пакеты. В первой машине перевозили 264 килограмма картофеля по 8 кг в пакете. Во второй машине перевозили 189 кг, по 9кг в пакете. Сколько всего пакетов с картофелем перевозили на машинах?
- У кого на парте карточка с буквой:
А – измените вопрос так, чтобы задача решалась в последнем действии вычитанием;
Б – попытайтесь записать решение задачи выражением;
В – запишите решение по действия.
Проверка:
- Как изменили вопрос задачи, чтобы она решалась вычитанием?
- Проверьте, как записали решение выражением. У кого есть отличия в решении?
- Проверьте решения. У кого есть несоответствия?
- Ответственный из каждой группы расскажет о выполнении задания.
- Проверьте еще раз.
7.Включение в систему знаний и повторение.
- Чтобы быть уверенным до конца. Я предлагаю выйти на сайт: «Учи. Ру»
-Задания по математике по теме «Умножение и деление»- «Деление трехзначного.»
- Надо преодолеть уровни.
-Кто на какой уровень доберется. Вперед к победе!
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Кто на уроке чувствовал комфортно, все было ясно, трудностей при выполнении заданий не испытывал?
- Кто испытывал затруднения и в процессе работы допускал ошибки, но на уроке чувствовал себя комфортно?
- Кто самостоятельно не смог выполнить ни одного задания и на уроке было не интересно?
-Что нового узнали на уроке?
- Где вы можете еще потренироваться? (Дома)
- Дома выполните задание в рабочей тетради. Выберете два задания, которые считаете посильными для себя.
-Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.