Конспект урока по математике "Слагаемые. Сумма".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок выстроен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Сложение и вычитание».
Иконка файла материала Конспект урока по математике 1 класс СЛАГАЕМЫЕ. СУММА..docx

Конспект урока по математике 1 класс «Слагаемые. Сумма».

урок разработан в технологии деятельственного метода с учётом формирования универсальных учебных действий

 

Программа обучения: «Школа России» .

Учитель: Вознюк Раиса Набиулловна.

По программе: «Математика»  М.И. Моро, С.И.Волкова

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 1 класс

Дата проведения: 17.11.2021г.

Тема урока: «Слагаемые.  Сумма».

 

Цель: формирование понятий, которые определены в действии сложения чисел терминами:     слагаемые, сумма.

Задачи:

образовательные: закрепление навыков счета, знакомства с терминами "слагаемое" и "сумма", использование этих терминов при чтении выражений;

развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря;

воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  уметь прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении.

Личностные: организовывают исследовательское пространство.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить

логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

 

Формы и методы обучения: Фронтальный, практический, групповой.

Основное содержание темы, понятия и термины: слагаемые, сумма, прибавить, вычесть.

 

Оборудование: Интерактивный комплекс, диск1 класс  «Математика», учебник «Математика» М.И.Моро,

презентация к уроку, музыкальные физминутки, фишки.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

2.     Моро, М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

3.     Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»  М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2012.

4.     Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. - М.: ВАКО, 2016.

5.     Физминутки:

«Современный учительский портал»     http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_na_lesnoj_poljanke/319-1-0-4251,

«Хостинг презентаций» http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizminutki.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Огрмомент.

Самоопределение

к деятельности.

 

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем.

Мы работать начинаем.

 

-Я рада приветствовать вас. Пусть в нашем классе будет светло, будет уютно  и очень легко.

Я улыбнулась Вам, и вы  улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

 

Сегодня на уроке, как и на всех уроках, нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему.

Поэтому я вас прошу быть внимательными, активными.

Прозвенел школьный звонок.

 

 

 

 

Подготовка класса к работе.

 

 

 

 

 

Личностные:

создают положительный эмоциональный настрой.

Актуализация опорных знаний.

 

Цель: выявить уровень знаний, готовность к изучению нового.

- Ребята, а какое время года сейчас?

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

-Правильно, это зима.

-Этот отрывок написал  А.С.Пушкин

- А в продолжении  загадаю  загадку:

С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется чёрная земля.

Много – много звёздочек, тонких как стекло;

Звёздочки холодные, а земле тепло!

-К нам в гости прилетела снежинка, но не простая, а математическая. Смотрите, на одном из лучиков задание.

 

Рассмотрите ряд чисел, установите закономерность ,

-Что вы заметили?                                         

1, …, 3,…,  …,  6… … … … 10

-Молодцы. Какие вы внимательные.

 

-Вот ещё одно задание. Справитесь?

-Приготовьте набор цифр.

(учитель показывает презентацию, в ходе которой дети соотносят количество предметов с цифрами)

 

-Какой математический знак обозначает сложение? Покажите.

 

 

 

 

 

Зима.

Портрет.

 

 

 

 

Это снежинки.

 

 

 

 

 

Пропущены цифры: 2, 4, 5, 7, 8, 9

 

 

Да.

 

Используя набор цифр дети показывают количество предметов, изображённых на слайдах.

 

 

 

 

 

 

 

Сложение. Плюс. Показывают знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

 

 

 

 

Познавательные:

владеть общими приёмами выполнения вычислений.

 

 

 

 

использование ИКТ

Пальчиковая физкульминутка

 

Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца, завершают массаж точкой в центре ладони.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С братцем Васей щи варил.

А потом с ним кашу ел,

А потом с ним песни пел,

А потом гулять пошел,

И копеечку нашел.

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Здоровьесберегающие технологии.

 

Личностные:

осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

Постановка  учебной задачи.

 

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

-Ребята, посмотрите, к нам на урок пришёл Ежик!

(У учителя  корзина и грибы, с помощью которых он демонстрирует все действия ежа).

В лесной школе учится ёж. Он нашёл под деревом 2 гриба и положил их в корзину.

- Положите на парту столько же кругов.

- Потом он нашёл ещё 3 гриба и положил их в корзину.

- Положите рядом столько же треугольников.

- Что делал ёжик с грибами?

- Какое действие он выполнял?

- Что он складывал?

 

- Составьте выражение.

 

 

 

-Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение». И узнаем, что такое «сумма».

(учитель вывешивает листочек с надписью «сложение»)

 

-Какую цель мы поставим на уроке?

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

-Складывал в корзину.

-Сложение. Прибавление.

-Сначала 2 гриба, а потом ещё 3 гриба.

2+3

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают тему урока.

Узнать, какие числа называются слагаемыми и что такое сумма.

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

 

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

Регулятивные:

Целеполагание.

 

«Открытие» учащимися нового знания.

 

Цель:  создание условий для усвоение обучающимися  нового материала.

-Что делал наш Ежик с грибами, которые находил?

Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

- Назовите первое слагаемое.

- Назовите второе слагаемое.

- Сколько у вас на столе фигур?

- Дополните нашу запись.

- Как вы можете назвать число 5?

В математике результат сложения называется  – СУММА.

 

Запись 2 плюс 3 называется суммой двух чисел 2 и 3,

 - Повторим хором, как называется запись 2+3?

каждое из чисел 2 и 3 называется слагаемым.

- Как называется число 2 в этой записи?

- А как называется число 3? 

 

- Как называется запись 4 +1?

- Как называется число 4 в этой записи?

- Как называется число 1 в этой записи?

 

- Какой знак ставится между двумя числами, чтобы получилась сумма?

 

Какую задачу урока мы с вами только что выполнили?

 

Складывал в корзину.

 

 

2

3

5

2+3=5

-То, что получилось, ответ.

 

 

 

Хором повторяют: сумма

 

Первое слагаемое

Второе слагаемое

 

Сумма

Первое слагаемое

Второе слагаемое

 

Плюс, сложения.

 

 

-Узнали, что такое слагаемые и сумма.

 

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 

 

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

 

 

 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

 

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Выполняют физкульминутку.

Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

 

Личностные:

осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

Первичное закрепление материала.

 

Цель: усвоение и применение нового знания.

-Откройте по закладке учебник на с. 86. Прочитайте, что сегодня должны узнать на уроке.

Прочитайте правило. Что кроме результата можно назвать суммой (целое выражение 3+2)

 

Работа по учебнику.

Стр.86 № 1

Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».

Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.

Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».

--Встаньте те дети, кто это задание выполнил верно.

-Молодцы. Вы все справились. Я очень рада.

В этом же задании ученикам встретятся разности. Учитель задает учащимся вопрос:

– Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»?

 

Пропедевтика темы «Задача».

Стр.86 №4

Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу.

– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно?

 

– Что нужно узнать?

– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

-Почему так считаете?

 

 

 

 

Работа в тетради на печатной основе.

- Откройте по закладке тетрадь. Найдите задание №2.

-Раскрась две вишенки. Сколько вишенок остались нераскрашенными? Запиши число этих вишенок цифрой.

-Дополним математические записи к рисунку.

 

-Можно ли эти записи назвать суммой? Почему?

- Составим и запишем суммы к рисунку.

 

-Назовите в каждой сумме слагаемые.

 

 

-С какой задачей мы с вами справились?

Оцените на «волшебной» линеечке правильность выполнения задания

 

 

 

 

выражение 3+2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают.

 

 

Нет, там мы уменьшаем.

 

 

 

 

 

Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы:

-Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.

-Сколько книг стало у Васи.

 

-Сложение.

-Потому что книг у Васи стало больше.

Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).

Открывают по закладке тетрадь, располагают её правильно на столе, находят задание №2.

Записывают в окошечко цифру 3

 

 

Да.

Записывают суммы в тетрадь.

2+3     3+2

2 – это слагаемое

3 – это слагаемое

 

-Учились составлять суммы чисел.

 

Оценка своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выполнение задания по образцу,

осознанное речевое высказывание.

 

Регулятивные:

самоконтроль, прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

 

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

 

 

Познавательные:

оценка своей работы

 

Рефлексия деятельности.

 

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что нового узнали на уроке?  Как называются числа, которые складываются?

-Как называется результат, полученный при сложении?

 

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок.

 

- Достигли мы с вами поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке. Оцените себя с помощью «Светофора».

 

Спасибо за урок!

 

 

-Слагаемые.

-Сумма.

 

- Узнать, что такое слагаемые и сумма.

- Достигли.

 

 

Личностные:

Оценивать результат своей деятельности.

 

 

 

 

Познавательные:

оценка деятельности на уроке



Самоанализ урока по математике в 1 классе

по теме «Слагаемые. Сумма».

 

Урок математики по теме «Слагаемые. Сумма.»  был проведён в 1 в классе. В классе обучается 28 человек, 20 мальчиков и 8 девочек. Данный урок по типу является уроком изучения новой темы. Исходя из темы и учитывая особенности класса, мною были поставлены следующие задачи:

образовательные: закрепление навыков счета, знакомства с терминами "слагаемое" и "сумма", использование этих терминов при чтении выражений;

развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря;

воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Сложение и вычитание».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока я включила элементы развития школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  с помощью учителя сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы). На уроке применялись здоровьесберегающие технологии (физминутки). Применялись  задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, детям  оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Урок  поставленной цели достиг.

У большинства учащихся недостаточно сформированы учебно-организационные умения и навыки, а это значит, что у учащихся затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Многие учащиеся испытывают незначительные затруднения при изложении собственных мыслей, в связи с ограниченным словарным запасом и волнением.

Перспективы на будущее

1.           Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.

2.           Учить ребят выражать свои мысли.

3.           Добиваться от ребят точных и правильных ответов.


 

Скачано с www.znanio.ru