Конспект урока по математике «Задачи с недостаточными данными»
Оценка 4.9

Конспект урока по математике «Задачи с недостаточными данными»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
05.06.2024
Конспект урока по математике  «Задачи с недостаточными данными»
«Задачи с недостаточными данными»
Урок 104.Задачи с недостаточными данными.docx

Дата: ____________________

Предмет: математика

Класс: 4

Тема: «Задачи с недостаточными данными»

Цель: сформировать у учащихся умение анализировать задачи, находить в условии недостаточные, избыточные или противоречивые данные и дополнять условие задачи недостающими данными или удалять лишние, а также составлять и решать новые задачи на основе исходной.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- Умение определять, достаточно ли данных для решения задачи, и находить недостающие данные

- Знание того, что такое недостаточные, лишние и противоречивые данные

- Умение дополнять условие задачи недостающими данными

- Умение составлять новую задачу на основе исходной с дополненными данными

- Умение решать полученную задачу с дополненными данными

Метапредметные результаты:

- Умение определять цель и ставить задачи для её достижения при решении текстовых задач

- Развитие логического, алгоритмического и критического мышления

- Умение анализировать информацию, найденную в тексте задачи

- Развитие регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование

Личностные результаты:

- Развитие любознательности, сообразительности при выявлении недостающих данных

- Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности в области математики

- Применение математических знаний для решения практико-ориентированных задач

- Развитие внимательности и вдумчивого отношения к информации

Ход урока:

1.Актуализация знаний

-Ребята, в качестве актуализации знаний я вам предлагаю задание в паре с последующей взаимопроверкой.

https://goods-photos.static1-sima-land.com/items/2855374/9/700-nw.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

На доске записаны две задачи с недостающими данными:

1) В корзине лежало 12 яблок. Часть яблок Асет отдала брату, а 5 яблок оставила себе. Сколько яблок Асет отдала брату?

2) Хеда купила тетрадей на 15 рублей больше, чем Адам. Сколько рублей заплатил Адам за свои тетради?

Учитель: Ребята, попробуйте решить эти две задачи у себя в тетрадях. Если возникнут вопросы или сложности - поднимите руку, я подойду.

(Ученики приступают к решению. Через некоторое время начинают поднимать руки с вопросами, т.к. не могут решить задачи из-за недостатка данных.)

-В чём возникли сложности? Почему не можете решить эти задачи? Как вы думаете, что общего у этих задач и в чём проблема?

(Выслушивает предположения, подводит детей к формулировке темы урока.)

 

-Правильно, в данных задачах не хватает информации, чтобы найти решение. Давайте сегодня разберёмся, как работать с такими "хитрыми" задачами и научимся задавать правильные вопросы, чтобы решить их.

3.Освоение нового материала

1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Сегодня на уроке мы с вами будем решать необычные задачи, в условиях которых не хватает каких-то важных числовых данных для нахождения решения. Не пугайтесь и не расстраивайтесь! На самом деле, такие задачи очень увлекательны.

Для того, чтобы с ними справиться, нужно включить логическое мышление и сообразительность. Проанализировать те числа и факты, которые даны. И попытаться понять, какой информации не достаёт. А затем обсудить варианты того, какие числа могли бы подойти, чтобы задачу можно было решить.

Решая такие примеры вместе, мы тренируем умение рассуждать, выдвигать гипотезы. А если задачу удастся решить даже без части данных - это очень и очень здорово!

-Разберём такую задачу:

"В магазин завезли яблоки в ящиках по 20 кг в каждом. Известно, что всего ящиков было на 5 больше, чем в прошлый раз. Тогда количество ящиков составило 35 штук. Сколько килограммов яблок завезли на этот раз?"

Итак, алгоритм решения:

1. Внимательно читаем условие и выделяем известные данные. Здесь известно:

- в ящике по 20 кг яблок

- ящиков было на 5 больше, чем в прошлый раз

- всего ящиков 35 штук

2. Определяем, каких конкретных данных не хватает. Нам неизвестно, сколько ящиков было в прошлый раз.

3. Находим недостающие данные, используя логику и имеющиеся условия задачи.

Раз ящиков стало больше на 5, чем было (то есть Х), и всего ящиков теперь 35, значит:

Х + 5 = 35

X = 30 ящиков (было в прошлый раз)

4. Подставляем найденные данные и решаем задачу.

В каждом ящике по 20 кг.

Ящиков - 35.

Значит, всего завезли 35 * 20 = 700 кг яблок

Ответ: 700 кг

Вот таким образом мы находим решение задачи даже при отсутствии части числовых данных! Главное - рассуждать логически и действовать по порядку. Попробуйте применить этот алгоритм в других похожих задачах!

2)Проверка первичного усвоения

Хорошо, давайте проверим вместе, как вы усвоили основы решения задач с недостающими данными.

Итак, возьмём первый вопрос:

Что нужно сделать в первую очередь при решении такой задачи?

а) Придумать недостающие числа и данные

б) Проанализировать известную информацию

в) Нарисовать чертёж

Правильный ответ - б). Сначала нужно тщательно разобраться в тех данных, которые уже присутствуют в условии задачи. Верно?

Хорошо, а теперь давайте разберём следующий вопрос...

(продолжаю зачитывать вопросы и предлагаю детям отвечать хором или поднимать руки, чтобы выбрать правильный вариант ответа. После каждого ответа даю краткий комментарий, подсказку или поощряю ребят).

Ну что ж, похоже, вы разобрались с основными принципами решения таких задач. Если есть сложные моменты - можете задавать вопросы. А теперь - приступим к тренировке на практических примерах, но прежде сделаем физминутку

4.Физминутка

5.Применение изученного материала

1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Ребята, давайте возьмем задачу из реальной жизни.

Мама испекла пирог и разрезала его на куски, чтобы угостить соседей. Известно, что кусков пирога было на 2 больше, чем соседей, которых мама решила угостить. А всего мама нарезала пирог на 12 равных кусков. Сколько соседей она собралась угостить и по сколько кусков пирога будет у каждого?

Как видите, в задаче не хватает данных о количестве соседей. Но мы можем это логически установить, проанализировав остальные данные в условии.

Давайте обсудим, как найти это недостающее число, а затем решим задачу!

2)Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Хорошо, давайте перейдем к межпредметным заданиям

На карте реки расстояние между двумя городами - 120 км. Известно, что скорость течения реки на 5 км/ч меньше, чем скорость прогулочного теплохода. Вниз по реке теплоход идёт на 15 км/ч быстрее, чем вверх. На спуск теплоход затратил на 2 часа меньше. За какое время теплоход прошёл путь между городами в каждую сторону?

Давайте обсудим решения! Какие данные нужно найти? Как их логически установить?

Решение:

1. Выделяем известные данные:

- Расстояние между городами - 120 км

- Скорость реки на 5 км/ч меньше скорости теплохода (обозначим её х км/ч)

- Вниз теплоход идёт на 15 км/ч быстрее, чем вверх

- Время движения вниз на 2 ч меньше времени движения вверх

2. Находим скорость течения:

x - 5 км/ч (x - скорость теплохода)

3. Находим скорость движения теплохода:

вверх - x км/ч

вниз - x + 15 км/ч 

4. Составляем пропорцию и находим время:

120/(x + 15) = t1 (время движения вниз)

120/x = t1 + 2 (время движения вверх)

Решаем пропорцию... Получаем:

t1 = 8 часов

t2 = 10 часов

Ответ: вниз теплоход шёл 8 часов, вверх - 10 часов.

Всё верно? Есть вопросы по решению?

6.Подведение итогов. Рефлексия

Итак, сегодня мы познакомились с особенным видом задач - когда в условии не хватает каких-то важных числовых данных. Мы учились находить эти данные с помощью логики, анализа, рассуждений.

Я надеюсь, вы поняли основной алгоритм решения таких задач:

1. Внимательно проанализировать информацию в условии

2. Определить, каких данных не хватает

3. Найти недостающие данные логическим путём

4. Решить задачу по известным данным

Мы с вами отрабатывали это на разных примерах. Выучились находить нужные числа, факты. А потом решали задачи даже с неполными условиями.

Теперь я прошу вас оценить - насколько вы усвоили эту тему, что далось сложно, а что легко. И можете задать уточняющие вопросы, если что-то осталось непонятным!


 

Дата: ____________________ Предмет: математика

Дата: ____________________ Предмет: математика

Правильно, в данных задачах не хватает информации, чтобы найти решение

Правильно, в данных задачах не хватает информации, чтобы найти решение

Ребята, давайте возьмем задачу из реальной жизни

Ребята, давайте возьмем задачу из реальной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024