Тема |
Образование древнерусского государства |
|
Предмет |
Окружающий мир |
|
Класс |
4 класс |
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение |
Образовательная система «Гармония» О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин |
|
Цель урока |
Создание условий для формирования представления как происходило образование древнерусского государства |
|
Задачи урока
|
Обучающие: познакомить с историей образования государства, первыми князьями на Руси их деятельностью, ролью городов в Древней Руси. Развивающие: развивать и формировать универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по изучаемой теме. Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, уважения к событиям, происходящим на разных этапах развития государства |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока
|
Формируемые УУД: Предметные: освоение базовых понятий: князь, дружина, полюдье, вече Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать деятельность;оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль и коррекцию; провести самоанализ и самооценку деятельности. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Коммуникативные - участвовать в работе группы, паре, распределять роли, договариваться друг с другом; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации |
|
Этап, УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся Анализ детей на уроке |
||||||||||||||||||
1.Оргмомент. Мотивация Цель: выработка положительного самоопределения к деятельности
Личностные УУД: самоопределение внутренней позиции школьников |
Доброе утро. Мне понадобиться ваша помощь, чтобы урок прошел с пользой и интересно. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока Психилогический настрой Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, пожелания добра. У вас на партах лежат самолетики Прочитайте, что там написано, выберите и подчеркните то, что вы желаете своим одноклассникам на урок. По моей команде запускаем самолётики в полёт. Поднимите находящийся рядом самолётик и зачитайте доставшееся пожелание. 2. Мотивация. - Мы не случайно начали урок с запуска самолетов, сих помощью мы приземлились на просторы самой замечательной, прекрасной и всеми нами любимой страны О какой стране я веду речь? |
Читают, подчеркивают пожелания и запускают самолеты
Пользуясь данным приемом, дети с первых минут урока настроились на работу, психологическое напряжение было снято и установилась комфортная среда |
||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к мотивация на новый способ деятельности. Познавательные УУД : подведение под понятие Личностные: привлекательность возможных результатов урока |
Работа с картой Посмотрите на карту. Вы знаете, что наше государство самое большое по площади Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? |
Рассматривают карту Высказывают свои мысли, формулируют определение Обучающиеся высказывали много предположений.
|
||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание цели. Регулятивные УУД: постановка целей включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы |
РКМЧП Цель: Выявление «области знания- незнания» Сегодня мы не только, когда и как было образовано Древнерусское государство, но и узнаем,….. У вас на партах лежат карточки. Прочтите, что необходимо нам сегодня узнать? Поставьте плюсы во 2 столбец напротив тех вопросов, ответы на которые вы уже знаете
-Что получилось? -Исходя из этого, какие задачи вы поставите? (3-5 человек). |
( дети получают карточки, где они ставят + во втором столбике напротив тех вопросов, на которые знают ответ)
Формулируют цель урока совместно с учителем: Опираясь на слова из предложений подсказки, обучающиеся смогли сформулировать задачи урока |
||||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: выбор метода решения проблемы, выдвижение гипотез и результата. Моделирование информации новым способом.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, навыки сотрудничества, речевая деятельность, управление поведением партнеров в группе.
Познавательные УУД : работа с информацией, использование моделей, знаково – символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Итак, давайте выясним, когда образовалось государство Русь Прием «Оживи карту» Цель: прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий У вас на партах есть названия племен населяющих территорию в 8 веке Озвучьте их , выходя к доске (дреговичи́, вя́тичи, поля́не, древляне, полочане, кривичи́, ради́мичи) Как же жили племена в 8 веке? Чем они занимались? ТРИЗ. Прием «Хорошо или плохо» Цель: направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Почему у каждого племени разный цвет? Как вы думаете, что хорошего и плохого в том, что племена жили обособленно друг от друга? Поработайте в парах и определите, что является положительным и отрицательным в их обособленности (работа в карточке) +(удобно проследить за порядком; легче обеспечить продуктами питания т.к. меньше народа) - (нападали кочевники с юга; нападали варяги с севера; после нападения отбирали продукты, домашних животных; невозможно обработать большую часть земли для пашни; конфликты между племенами; невозможность противостоять врагу) Чего получилось больше? Кто доставлял столько неприятностей ? ДОБАВИТЬ В чем назрела необходимость? Какой вывод можно сделать? На тот момент появилось 2 крупных объединения: на севере – Новгород и на юге – Киев Покажите (учащиеся с помощью ленты показывают разделение) Чем занимались люди, живущие в то время? Как вы считаете, удобно ли было обрабатывать землю, охранять ее и отражать набеги? Чтобы сделали бы вы? Наши предки пригласили княжить в новгородские земли князя Рюрика с дружиной, он должен был защищать их земли, а жители за это платили ему дань. Посмотрите на новые слова, кто может объяснить их значение? Работа со словарем с.174 - 175 После смерти Рюрика, правил его родственник Олег, именно он отправился в поход в 882 году и объединил 2 главных центра, со столицей в городе Киеве и объявил «…Пусть Киев будет матерью городов русских» Какие изменения необходимо внести в нашу необычную карту? Прием «Оживи карту» Цель: через тактильные и зрительные ощущения, запоминают этапы становления древнерусского государства. (учащиеся с помощью ленты показывают объединение) Олег не только объединил земли, но и прославился другими делами об этом вы узнаете, прочитав текст на с.12 и дополнив предложение, которое у вас в карточке
Рассказ учителя об Игоре и Святославе В чем еще раз мы убедились? ФИЗМИНУТКА Древний воин, он таков Он силен и здоров Он из лука стрелял Метко палицу бросал На границе стоял Зорко, зорко наблюдал ТРИЗ Цель: эмоционально – творческое решение учебной задачи Определим, какие доспехи были у русских дружинников Вы будете работать в группе, вам нужно соединить стрелкой к дружиннику те доспехи, которыми пользовались на Руси. Будьте внимательны! (Одна пара у доски).А теперь рассмотрите бутафорские доспехи(копье, меч, щит)
Каждую осень князь со своей дружиной отправлялся собирать дань, и это называлось полюдье А хотите поучаствовать в сборе дани? Давайте распределим роли Князем будет----------, набирай дружину, выбери самых крепких троих воинов, которые тебе помогут. Остальные будут народ, который приготовили дань в мешках, Как встречали князя? Нужно было поклониться и сказать Великий князь прими дар и называете то, что находится в вашем мешке, а дружинники складывали дары в сундуки Нам осталось найти ответ на последний вопрос Рассмотри рисунок с.19 Как были устроены города, что вам об этом известно? Показ слайда А знаете ли вы, где находился посад в древнем городе? А хотите узнать, чем занимались люди, живущие в посаде? Представьте, что мы с вами оказались в 9 веке, сейчас мы узнаем, кто из вас каким ремеслом бы занимался. Найдите под крышкой стола карточки, озвучьте. Прочитайте 1 абзац текста на с.18 Найдите в нем ответ на вопрос Чем являлся город в Древней Руси? (Проверка по слайду) |
Выходят, называют племена, собирают «карту - пазл»
Отвечают на вопросы
Высказывают свои предположения
Работают в парах, находят предпосылки
Делают вывод ВЫВОД: появилась необходимость в объединении
Добавляют слова князь, дружина, дань
Работают со словарем Дополняют «карту - пазл» Отвечают на вопросы, Формулируют вывод Вывод: 882 образование Древнерусского государства
Отбирают информацию, чтение с выделением нужного критерия Фиксируют на листах результат работы Вывод: убедились, что одним из основных занятий князей был: защита земель и военные поход
Повторяют движения
Работают в карточке, делают соответствие между названием и картинкой доспеха. Рассматривают доспехи
На столах в мешочках игрушки, символизирующие предметы дани(рыба, мед, монетки, шерсть..) Обыгрывают ситуацию
Работа со схемой «План древнего города» Находят листочки, строят в нужной последовательности Работа с текстом, поиск нужной информации Вывод: в городе жили знатные люди, а посад населяли ремесленники На данном этапе ученики не получили готовую наглядность, а создавали ее сами. Приемы инсценировки помогли почувствовать уверенность в своих способностях. Ответы детей были полные правильные, что говорит о правильном выборе метода. Опираясь на имеющиеся знания детей, интересные задания - школьники раскрывали новый материал, задания были для них интересными, доступными. Бутафорскте доспехи, предметы дани, вызвали интерес, усилили потребность к действию |
||||||||||||||||||
5.Закрепление знаний и формирование навыков. Логический этап .Включение в систем знаний. Цель: формирование у учащихся способности анализировать полученную информацию. включить в систему знаний и применить на практике. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения. |
Для обсуждения важных вопросов на площади собиралось вече. Я тоже предлагаю обсудить наши вопросы Что объединяет эти слова? ТРИЗ «Связи» Цель: цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом Вы многое узнали о времени, когда шло образование древнерусского государства. До нашего времени дошли записи, но есть в них путаница, исправьте неверное слово на правильное Самостоятельная работа ТРИЗ «Разгадай путаницу» (работа в карточках - свитках) Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
|
Объясняют высказывания, Выполняют задания. Город – (торговля), князь Олег – (объединение), центр города – (вече), торговля – (обмен) Объясняют высказывания Выполняют задание, озвучивают отредактированные ответы. Полученные знания дети проверили через самостоятельную работу, где большая часть справилась с заданиями. Проверка осуществлялась через самооценку |
||||||||||||||||||
6.Рефлексия деятельности: Цель: самооценка учащимися своей деятельности, оценка нового способа действия. Личностные УУД: личностная значимость результатов, осознание метода собственной деятельности. Регулятивные УУД: осознание качества работы, достижения цели работы. |
Вернемся к нашей таблице, заполните колонку «в конце урока», поставить + напротив того вопроса на который вы можете теперь ответить. -У кого она изменилась? У кого данные остались прежние? Мы побывали на наших самолетах, на необъятных просторах нашей страны и заглянули в прошлое, а теперь пора вернуться на нашу малую родину Метод «Все у меня в руках» Возьмите наши самолетики, положите их на ладонь. Вспомните, что вы желали, получилось ли это на уроке? Достигли ли мы поставленных задач? Вам понравилось узнавать прошлое нашей страны? А как вы думаете, зачем нужно знать историю? Я вам дам подсказку Помните - вы наше будущее, и вам писать новую историю! Если вы захотите и приложите усилия к своей мечте, то ваш самолет с мечтой обязательно полетит, а если лениться, то самолет не сдвинется с места. Помните все в ваших руках!!! |
Высказываются о затруднениях работы в. Комментируют успехи и находки работы. В течение всего урока дети активно работали, находили ответы на поставленные задачи через разнообразные формы деятельности. При рефлексии правильно оценивали свою работу, выделяя не только положительные моменты, но и те на которых они испытывали затруднения. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.