Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Образование древнерусского государства"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен с учетом типов восприятия учащихся
Иконка файла материала Конспект урока по окружающему миру _Образование древнерусского государства.docx

Тема

Образование древнерусского государства

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Образовательная система «Гармония» О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин

Цель урока

Создание условий для формирования представления как происходило образование древнерусского государства

Задачи урока

 

 Обучающие: познакомить  с историей образования государства, первыми князьями на Руси их деятельностью, ролью городов в Древней Руси.

Развивающие:  развивать  и формировать универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по изучаемой теме.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, уважения к событиям, происходящим  на разных этапах развития государства

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока

 

Формируемые УУД:

Предметные: освоение базовых понятий: князь, дружина, полюдье, вече

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать деятельность;оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль и коррекцию; провести самоанализ и самооценку деятельности.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь.

Коммуникативные - участвовать в работе группы, паре, распределять роли, договариваться друг с другом; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации

 

 

Этап, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ детей на уроке

1.Оргмомент. Мотивация

Цель: выработка положительного самоопределения к деятельности

 

Личностные УУД: самоопределение внутренней позиции школьников

Доброе утро. Мне понадобиться ваша помощь, чтобы урок прошел с пользой и интересно. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока

Психилогический настрой

Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, пожелания добра.

У вас на партах лежат самолетики

Прочитайте, что там написано, выберите и подчеркните то, что вы желаете своим одноклассникам на урок. По моей  команде запускаем самолётики в полёт. Поднимите  находящийся рядом самолётик и зачитайте доставшееся пожелание.

2. Мотивация.

- Мы не случайно начали урок с запуска самолетов, сих помощью мы приземлились на просторы самой замечательной, прекрасной и всеми нами любимой страны

О какой стране я веду речь?

Читают, подчеркивают пожелания и запускают самолеты

 

 

 

Пользуясь данным приемом, дети с первых минут урока настроились на работу,  психологическое напряжение было снято и установилась комфортная среда

2.Актуализация знаний

Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к мотивация на новый способ деятельности.

Познавательные УУД : подведение под понятие

Личностные:

привлекательность возможных результатов урока

Работа с картой

Посмотрите на карту.

Вы знаете, что наше государство самое большое по площади

Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Рассматривают карту

Высказывают свои мысли, формулируют определение

Обучающиеся  высказывали много предположений.

 

3.Постановка учебной задачи.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание цели.

Регулятивные УУД: постановка целей включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

РКМЧП

Цель: Выявление «области знания- незнания»

Сегодня мы не только, когда и как было образовано Древнерусское государство, но и узнаем,…..

У вас на  партах лежат карточки. Прочтите, что необходимо нам сегодня узнать?

Поставьте плюсы во 2 столбец напротив тех вопросов, ответы на которые вы уже знаете

                           

                                № вопроса

В начале урока

В конце урока

1. Когда образовалось государство Русь?

 

 

 

2. Чем прославился князь Олег?

 

 

 

3. Какое оружие и доспехи были у древних славян ?

 

 

 

4. Что такое полюдье?

 

 

 

5.Какими были древние города?

 

 

 

-Что получилось?

-Исходя из этого, какие задачи вы поставите? (3-5 человек).

 

 

 

 

 

( дети получают карточки, где они ставят +  во втором столбике напротив тех вопросов, на которые знают ответ)

 

 

 

 

Формулируют цель урока совместно с учителем:

Опираясь на слова из предложений  подсказки, обучающиеся смогли сформулировать задачи урока

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода решения проблемы, выдвижение гипотез и результата.

Моделирование информации новым способом.

 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, навыки сотрудничества, речевая деятельность, управление поведением партнеров в группе.

 

Познавательные УУД : работа с информацией, использование моделей, знаково – символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Итак, давайте выясним, когда образовалось государство Русь

Прием «Оживи карту»

Цель: прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий 

У вас на партах есть названия племен населяющих территорию в 8 веке

Озвучьте их , выходя к доске (дреговичи́, вя́тичи, поля́не, древляне, полочане, кривичи́, ради́мичи)

Как же жили племена в 8 веке? Чем они занимались?

ТРИЗ. Прием «Хорошо или плохо»

Цель: направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Почему у  каждого племени  разный  цвет?

Как вы думаете, что хорошего и плохого  в том, что племена жили обособленно друг от друга?

Поработайте в парах и определите, что является положительным и отрицательным в их обособленности (работа в карточке)

+(удобно проследить за порядком; легче обеспечить продуктами питания т.к. меньше народа)

- (нападали кочевники с юга; нападали  варяги с севера; после нападения отбирали продукты, домашних животных; невозможно  обработать большую часть земли для пашни; конфликты между племенами; невозможность противостоять врагу)

Чего получилось больше?

Кто доставлял столько неприятностей ? ДОБАВИТЬ

В чем назрела необходимость?

Какой вывод можно сделать?

На тот момент появилось 2 крупных  объединения:

на севере – Новгород и на юге – Киев

Покажите

(учащиеся с помощью ленты показывают разделение)

Чем занимались люди, живущие в то время?

Как вы считаете, удобно ли было обрабатывать землю, охранять ее и отражать набеги?

Чтобы сделали бы  вы?

Наши предки пригласили княжить в новгородские земли князя Рюрика с дружиной, он должен был защищать их земли, а жители за это платили ему дань.

Посмотрите на новые слова, кто может объяснить их значение?

Работа со словарем с.174  - 175

После смерти Рюрика, правил его родственник Олег, именно он отправился в поход в 882 году и объединил 2 главных центра, со столицей в городе Киеве и объявил «…Пусть Киев будет матерью городов русских»

Какие изменения необходимо внести в нашу необычную карту?

Прием «Оживи карту»

Цель: через тактильные и зрительные ощущения, запоминают этапы становления древнерусского государства.

(учащиеся с помощью ленты показывают объединение)

Олег не только объединил земли, но и прославился другими делами

об этом вы узнаете, прочитав  текст на с.12 и дополнив  предложение, которое у вас в карточке

Имя князя

Чем запомнился, что интересного узнали о князе.

1.

Князь Олег

 

 

Рассказ учителя об Игоре и Святославе

В чем еще раз мы убедились?

ФИЗМИНУТКА

Древний воин, он таков

Он силен и здоров

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал

На границе стоял

Зорко, зорко наблюдал

ТРИЗ

Цель:  эмоционально – творческое  решение учебной задачи

Определим, какие доспехи были у русских дружинников

Вы будете работать в группе, вам нужно соединить стрелкой к дружиннику те доспехи, которыми пользовались на Руси. Будьте внимательны!

(Одна пара у доски).А теперь рассмотрите бутафорские доспехи(копье, меч, щит)

 

Каждую осень князь со своей дружиной отправлялся собирать дань, и это называлось полюдье

А хотите поучаствовать в сборе дани?

Давайте распределим роли

Князем будет----------, набирай дружину, выбери самых крепких троих воинов, которые тебе помогут. Остальные будут народ, который приготовили дань в мешках,

Как встречали князя?

Нужно было поклониться и сказать Великий князь прими  дар и называете то, что находится в вашем мешке, а дружинники складывали дары в сундуки

Нам осталось найти ответ на последний вопрос

Рассмотри рисунок с.19

Как были устроены города, что вам об этом известно? Показ слайда

А знаете ли вы, где находился посад в древнем городе?

А хотите узнать, чем занимались люди, живущие в посаде?

Представьте, что мы с вами оказались в 9 веке, сейчас мы узнаем, кто из вас каким ремеслом бы занимался.

Найдите под крышкой стола карточки, озвучьте.

Прочитайте 1 абзац текста на с.18

Найдите в нем ответ на вопрос

Чем являлся город в Древней Руси?

(Проверка по слайду)

 

Выходят, называют племена, собирают «карту - пазл»

 

 

Отвечают на вопросы

 

Высказывают свои предположения

 

Работают в парах, находят

предпосылки

 

Делают вывод

ВЫВОД: появилась необходимость в объединении

 

 

 

Добавляют слова князь, дружина, дань

 

Работают со словарем

Дополняют «карту - пазл»

Отвечают на вопросы,

Формулируют вывод

Вывод: 882 образование Древнерусского государства

 

 

 

Отбирают информацию, чтение с выделением  нужного критерия

Фиксируют на листах результат работы

Вывод: убедились, что одним из основных занятий князей был: защита земель и  военные поход

 

 

 

Повторяют движения

 

 

 

 

Работают в карточке, делают соответствие между названием и  картинкой доспеха.

Рассматривают доспехи

 

 

 

На столах в мешочках игрушки, символизирующие предметы дани(рыба, мед, монетки, шерсть..)

Обыгрывают ситуацию

 

 

 

 

Работа со схемой «План древнего города»

Находят листочки, строят в нужной последовательности

Работа с текстом, поиск нужной информации

Вывод: в городе жили знатные люди, а посад населяли ремесленники

На данном этапе ученики не получили готовую наглядность, а создавали ее сами. Приемы инсценировки помогли почувствовать уверенность в своих способностях. Ответы детей были полные правильные, что говорит о правильном выборе метода. Опираясь на имеющиеся знания детей, интересные задания  -  школьники раскрывали новый материал, задания были для них интересными, доступными. Бутафорскте доспехи, предметы дани, вызвали интерес, усилили потребность к действию

5.Закрепление знаний и формирование навыков. Логический этап .Включение в систем  знаний.

Цель: формирование у учащихся способности анализировать полученную информацию. включить в систему знаний и применить на практике.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения.

Для обсуждения важных вопросов на площади  собиралось вече. Я тоже предлагаю обсудить наши вопросы

Что объединяет эти слова?

ТРИЗ «Связи»

Цель: цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом

Вы многое узнали о времени, когда шло образование древнерусского государства. До нашего времени дошли записи, но есть в них путаница, исправьте неверное слово на правильное

Самостоятельная работа

ТРИЗ «Разгадай путаницу» (работа в карточках - свитках)

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

 

Объясняют высказывания,

Выполняют задания.

Город – (торговля), князь Олег – (объединение), центр города – (вече), торговля – (обмен)

Объясняют высказывания

Выполняют задание, озвучивают отредактированные ответы.

Полученные знания  дети проверили через самостоятельную работу, где большая часть справилась с заданиями. Проверка осуществлялась через самооценку

6.Рефлексия деятельности:

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, оценка нового способа действия.

Личностные УУД: личностная значимость

результатов, осознание метода собственной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание качества работы, достижения цели работы.

Вернемся к нашей таблице,  заполните колонку «в конце урока», поставить + напротив того вопроса на который вы можете теперь  ответить.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

Мы побывали на наших самолетах, на необъятных просторах нашей страны и заглянули в прошлое, а теперь пора вернуться на нашу малую родину

Метод «Все у меня в руках»

Возьмите наши самолетики, положите их на ладонь. Вспомните, что вы желали, получилось ли это на уроке?

Достигли ли мы поставленных задач?

Вам понравилось узнавать прошлое нашей страны?

А как вы думаете, зачем нужно знать историю?

Я вам дам подсказку

Помните  - вы наше будущее, и вам писать новую историю!

Если вы захотите и приложите усилия к своей мечте, то ваш самолет с мечтой обязательно полетит, а если лениться, то самолет не сдвинется с места. Помните все в ваших руках!!!

Высказываются о затруднениях работы в. Комментируют успехи и находки работы.

В течение всего урока дети активно работали, находили ответы на поставленные задачи через разнообразные формы деятельности. При  рефлексии правильно оценивали свою работу, выделяя не только положительные моменты, но  и   те на которых они испытывали затруднения.