Конспект урока по окружающему миру.
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Раздел: «Путешествия»
Тема урока: «Город на Неве»
Цель: формирование представлений о городе Санкт-Петербурге, его гербе и достопримечательностях.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить обучающихся с городом Санкт – Петербургом, планом и гербом города, историей его основания.
2) Развивающая: продолжать развивать приемы логического мышления: умение сравнивать, делать выводы, анализировать, обобщать (логические познавательные УУД); продолжать развивать речь: пополнять словарный запас, выражать мысли в доказательной форме, монологическую и диалогическую речь, умение работать в паре (коммуникативные УУД); умение формулировать учебную задачу, осуществлять самооценку, взаимооценку (регулятивные УУД); пространственное и временное воображение, память (личностные УУД).
3) Воспитывающая: продолжать воспитывать любовь к своей стране, уважение к памятникам городов.
Планируемый результат:
Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Познавательные: уметь находить на карте город Санкт – Петербург, знание о достопримечательностях города.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности.
Предметный результат: обучающиеся познакомятся с северной столицей России – Санкт – Петербургом.
Технологии: технология проблемного обучения, технология адаптивного обучения.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
· Книгопечатные: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, автор: А. А. Плешаков.
· Экранно – звуковые: презентация, физминутка.
· Технические: ноутбук, проектор.
Информационные источники: ФГОС НОО от 6 октября 2009 г., учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 кл. 2 часть.- М.: Просвещение, 2012, рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир 2 кл. 2 часть .- М.: Просвещение ,2012 .
Ход урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 |
Мотива ционный этап |
-Начинаем мы урок,. Ты готов к нему, скажи? Что на парте, покажи. На уроке не зевай , смело руку поднимай! |
Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность. |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. |
2 |
Актуали зация опорных знаний и способов действий |
- Для того чтобы проверить, что вы знаете про город Москву, выполните тест «Из истории Кремля» на слайде. 1. Кто правил Москвой 500 лет назад? а) Юрий Долгорукий б) Иван Третий г) Иван Грозный 2. Какой цвет раньше был у Кремля? а) черный б) серый в) белый 3. Кого пригласил великий государь, чтобы перестроить Московский Кремль? а) архитекторов б) дизайнеров в) моляров 4. Вместе со стенами поднялись и новые башни. Какая была самая высокая? а) Спасская б) Троицкая в) Никольская - Проверим! Поменяйтесь листочками. 1 – б 2 – в 3 – а 4 – а |
Читают тест на слайде, анализируют, синтезируют, размышляют, вспоминают материал прошлого урока. |
Общеучебные познавательные УУД: поиск и выделение информации. Логические познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. |
3 |
Выявление проблемы |
- Чтобы узнать тему урока, ответьте на вопрос. Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Находится он севернее города Москвы. - Кто догадался, о каком городе идёт речь? (город Санкт - Петербург) -Определите тему нашего урока? (Город на Неве – Санкт - Петербург) - Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели, задачи на урок. (узнать историю возникновения Санкт – Петербурга, какие достопримечательности есть в этом городе) |
Слушают учителя, анализируют, размышляют, отвечают на вопрос, называют тему урока, ставят перед собой цель. |
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Общеучебные познавательные УУД: выделение и формулирование цели.
|
4 |
Решение проблемы |
– Перед вами карта России. Найдите город на карте. - Как вы думаете, почему Санкт – Петербург называют город на Неве? (потому что он построен на берегах реки Невы) – Что вы знаете об этом городе? (ответы) – Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербурге? Что запомнилось? - Рассмотрите герб и флаг города на слайде. – Прочитайте слова, появившиеся на экране. Санкт – Петербург Петроград Ленинград Санкт – Петербург – Что обозначают эти названия? Как вы думаете? (этими именами называли город Санкт - Петербург) – Почему их несколько, как вы думаете? - Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя. Петербург 206 лет был столицей России до 1918 год. – Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург? Кто был его основателем? – Перед вами появился портрет человека, которым гордится Россия. Можете ли вы назвать его имя? (Петр 1) - Санкт-Петербург основал Пётр Первый. - 16 мая 1703 года в устье реки Невы был заложен град Петров. - Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России. (слайд) - Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города, которому Петр I придавал огромное значение. Небесный покровитель царя, апостол Пётр, считается хранителем ключа от рая. Так и получил своё название новый город –Санкт-Петербург, в честь апостола Петра. – В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 4,5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города. - Петр 1 хотел, чтобы его город стал не только примером для всей России, но чтобы и вся Европа заговорила о Санкт-Петербурге с восхищением. - Давайте совершим виртуальное путешествие по городу, рассмотрим достопримечательности. - Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. – Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира). – А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии… - В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Дворцовый мост – разводной. - Изящным изумрудным ожерельем окружают Петербург ансамбли пригородных императорских дворцов. Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века. Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок. - И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит - Петергоф. - Торжественной, впечатляющей мелодией воды и камня звучит излюбленное детище Петра Великого – ансамбль Петергофа. – Крейсер «Аврора» знаменит тем, что подал залповый сигнал к началу революционного восстания. До этого он получил боевое крещение в Русско-японскую войну. После войны крейсер стал учебным кораблём для будущих моряков. В годы великой Отечественной войны крейсер участвовал в героической обороне Ленинграда. Сейчас является частью Центрального военно-морского музея. Стихотворение на слайде. «Русский музей. Памятник А.С. Пушкину» Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла… – Так гениальный русский поэт А. С. Пушкин воспевает изумительный город на Неве. Эти строки помогают нам представить величие, строгость, гордую красоту Петербурга и необычайность его белых ночей. Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея, который может познакомить вас с культурой и традициями великого русского народа через соприкосновение с шедеврами русского изобразительного искусства. |
Рассматривают карту города, отвечают на вопросы, анализируют, рассматривают герб и флаг города.
Читают слова на слайде, анализируют, делают вывод, обобщают, слушают учителя
Рассматривают портрет Петра 1. Слушают учителя.
Рассматривают крепость, слушают учителя.
Рассматривают достопримечательности на слайде, запоминают названия. |
Общеучебные познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение. Логические познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; доказательство. Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: коррекция, оценка, саморегуляция.
|
5 |
Первичное закреп ление |
- Откройте рабочие тетради на стр. 85. Найдите задание 1. Выполните его. Вам нужно заполнить пропуски. - Кто выполнил 1 задание, выполняет 2 и 3. - Подведём итоги урока. Кто помнит ,какие мы поставили перед собой учебные задачи? Смоги ли мы их выполнить? -Что мы знаем о городе на Неве? - Что вам понравилось на уроке? - О чём захотелось узнать побольше? |
Открывают рабочие тетради, находят задание, выполняют его. Подводят итог урока, отвечают на вопросы, делают выводы. |
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли), Логические познавательные УУД: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
6 |
Инфор мация о домаш нем задании |
- Открывайте дневники, запишите домашнее задание. В рабочей тетради выполнить задание 4 на стр.85. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Регулятивные УУД: контроль |
7 |
Рефлек сия |
- Оцените себя на уроке. Найдите на партах смайлики зеленого и красного цветов. - Если вы работали усердно на уроке, активно отвечали на все вопросы, наше путешествие вам понравилось – поднимите зеленый смайлик. - Если вы не активно работали на уроке, отвечали не на все вопросы, путешествие вам не очень понравилось – поднимите красный смайлик. |
Оценивают свою деятельность на уроке, в соответствии с оценкой поднимают смайлик. |
Регулятивные УУД: коррекция, оценка. Личностные УУД: нравственно-этического оценивание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.