почва, ЕЁ СОСТАВ. Значение для живой природы.
Цели деятельности учителя:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «почва»; развитию умений выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений; создать условия для ознакомления с составом почвы, ее свойствами.
Развивающие: способствовать развитию исследовательского подхода к изучению природных объектов.
Воспитательные: содействовать воспитанию заботливого отношения к природе.
Оборудование: тетрадь для проверки знаний; таблицы-схемы «Состав почвы», «Что растение получает из почвы»; образцы почвы; прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель; кроссворд «Почва»; толковый словарь русского языка; электронная презентация.
Сценарий урока
I. Организация начала урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
Раз, два – выше голова, Долгожданный дан звонок,
Три, четыре – плечи шире, Начинается урок.
Пять, шесть – тихо сесть.
II. Проверка домашнего задания.
Викторина «Удивительное вещество» предполагает ответы «да» или «нет». «Да» – хлопок, «Нет» – не делать хлопка.
1. Может ли вода двигаться вверх? (да. Круговорот воды в природе.)
2. Можно ли принести воды в решете? (да. Когда она замёрзнет.)
3. Вода в морях и океанах пресная? (нет. Солёная.)
4. Может ли вода стать товаром?
5. Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? (да.)
– Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались? (Строить очистные сооружения. Не загрязнять открытые водоёмы. Беречь воду.)
Вывод: бережно относиться к воде.
III. Введение в тему.
1. чтение статьи.
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М. Ильин.)
– Какое чудо происходит в кладовой?
2. Определение темы урока. постановка задач урока.
– Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой:
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
– Как называется кладовая? (Почва.)
– Наша исследовательская лаборатория вновь приступает к работе. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы продолжим работу по изучению почвы, выявим её основные свойства, в процессе опытов установим её состав, познакомимся с мерами по её охране.
IV. Изучение нового материала.
1. Что такое почва?
– Что такое почва? (высказывания учащихся.)
– Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Главный секрет (свойство) этой кладовой – плодородие, так как в почве есть необходимые для растений вещества. Толщина почвенного покрова различна: от 2–3 сантиметров до 1,5–3 метров. Что можно наблюдать в почве? (остатки сухих листьев, палочки, веточки, насекомых.)
2. Состав почвы.
– Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов, чтобы выяснить состав почвы.
В ходе практической работы на доске заполняется схема «Состав почвы».
Практическая работа «Состав почвы»:
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать?
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2.
1) Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
2) А теперь нагреем почву.
Учитель нагревает почву, а затем устанавливает над почвой холодное стекло.
– Что вы видите? Что доказывают эти опыты?
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Сделайте вывод.
– Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством перегноя в ней.
Вывод: в состав почвы входит перегной.
Опыт 4. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (Плавают остатки насекомых, листья, мусор, хвоинки.)
– Рассмотрите внимательно муть, осевшую на дне стакана. Что вы видите? Сделайте вывод из этого опыта.
Вывод: в почве есть песок, глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Что происходит? (Образовался белый налет – минеральные соли.) Сделайте вывод.
Вывод: соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Кроме того, в почве есть живые существа: бактерии (микробы), различные животные, корни растений.
– Сделайте вывод по результатам практической работы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)
Физкультминутка
Мы работали серьёзно, К солнышку потянемся,
Надо нам и отдохнуть, От землицы силу примем,
А для этого мы встанем, А от ветра возьмем свежести.
Рассказ ученика «Как образуется почва».
Выступает заранее подготовленный ученик.
3. Что полезно и вредно для почвы.
Экологическая минутка.
– Вред или пользу принесём мы, если сожжём осенью опавшие листья в парке?
– Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать? (Этого делать нельзя.)
– Почему? (Вредный дым.)
– Что нужно сделать с сухой травой, листьями, ветками, чтобы принести пользу почвенному покрову? (Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.)
– Как же они там образуются? Как вы думаете? (предположения учащихся.)
– Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1-я группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные остатки. 2-я группа – «повара», которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли. Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.
– Пользуясь записями в тетрадях, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)
– Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было. её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1 сантиметр в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.
– Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет: бумага, стекло, дождевой червь, крот. Полезное отодвинем налево, а вредное – направо. Давайте предоставим им самим слово.
Выходят четверо учеников. По очереди произносят:
– Я – бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.
– Я – стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.
– Я – крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.
– Я – дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.
– Правильно ли мы распределили? (Да.)
4. Отчего почва разрушается?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни, тысячи лет (1 см за 250–300 лет). А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро.
Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией (разрушением) почвы.
Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Почва боится ядохимикатов. Если их взять больше нормы, они будут накапливаться в почве и загрязнять её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.
– Предположите, что произойдёт, если на Земле исчезнет почва. (Ответы учащихся.)
– Это ещё раз доказывает необходимость охраны почвы и её восстановления.
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Хлопки».
– А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. (Перечисляет: песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.)
Учащиеся не хлопают в ладоши, когда учитель называет: стекло, бумагу, целлофановые пакеты.
– Что полезно и что вредно для почвы?
– Василий Васильевич Докучаев (1846–1903), замечательный русский учёный, создал науку о почвах – почвоведение. Объясните, почему Докучаев называл почву «живое-мёртвое» тело.
VI. итог урока.
– Наша работа по исследованию почвы подходит к концу. Мы должны подвести итоги.
– На какие вопросы мы смогли сегодня ответить? Сделал ли кто-нибудь для себя открытие? Какое?
– Что такое почва? Назовите её главное свойство. Из чего она состоит?
Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»; учебник, с. 64–67 (читать), ответить на вопросы 1–3; придумать и нарисовать плакат «Береги почву».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.