Конспект урока.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 класс МБОУ «ООШ с.Смородинка»
Учитель: Лебедева Н.Н.
УМК: «Школа России». Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.
Тема урока: «Умей предупреждать болезни»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология деятельностного метода обучения.
Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.
Цели:
Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.
Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;
Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;
- Метапредметные:
- принимать и сохранять целевые установки урока;
- извлекать из текста учебника необходимую информацию;
- моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующую схему;
- анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
- формулировать выводы из изученного материала;
- осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
- Предметные:
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
УУД:
- личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- регулятивные:
- структурирование знаний;
- познавательные:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.
Межпредметные связи: литературное чтение, изо, история, музыка.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
- Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.
- Проектор, экран, ноутбук;
- презентация к уроку
- карточки с заданием
Ход урока.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте три загадки:
По небу ходит Маляр без кистей. Краской коричневой Красит людей. (Солнце)
|
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ее летать, На землю падает опять. (Вода) |
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) |
- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?
(Они помогают закалять, укреплять наш организм)
- Для чего человеку нужно быть закаленным?
3. Тема и цели урока.
Сегодня на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.
Тема урока « Умей предупреждать болезни».
На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)
Что нам предстоит на уроке узнать:
- как предупреждать болезни?
- что значит быть закалённым?
- что такое инфекционные болезни и аллергия;
Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.
4.Открытие нового знания.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, как Ежик заботился о своем здоровье. (Смотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики» 6 мин.).
- Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?
Анализ просмотренного.
- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)
- Безусловно, беречь свое здоровье - дело похвальное, однако как подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)
- Как вы думаете, правильно ли он поступил? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)
- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)
- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)
- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье, однако чрезмерная мнительность привела к тому, что Ежик сломал лапу. Как вы думаете, почему он сразу же перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)
- Вот видите, Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? (Нет.)
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)
- Многие из вас знают веселую песенку:
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
- Как герой песни укреплял свой организм?
Работа по группам.
- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)
-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.
- Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на стр. 147.
- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем.
1-ая группа – закаливание воздухом.
2-ая группа – закаливание водой.
3-яя группа – закаливание солнцем.
Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.
Затем вместе сформулируйте общие правила закаливания по стр. 147-148
ЗАКАЛИВАНИЕ
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)
Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.
- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).
- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)
Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.
(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).
Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ.
- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.
(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)
Сформулируйте общие правила закаливания
1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически.
2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают. (слайд )
3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. (слайд )
4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. (слайд )
5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. (слайд )
6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. (слайд )
Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.
Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.
Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.
А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?
Физкультминутка.
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
|
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп – хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз-два, Заниматься нам пора!
|
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Инфекционные болезни и аллергия.
- Какой человек чаще болеет?
- Какие болезни вы уже знаете?
Существуют инфекционные болезни и аллергия.
Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)
Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-148.
Выполнить задания на карточках.
1-ая группа.
1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….
К инфекционным болезням относят …
2-ая группа.
Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?
…
Почему нужно строго выполнять предписания врача?
3-яя группа.
Продолжите определение.
Аллергия – это…
Как уберечься от проявления аллергии?
6. Первичное закрепление учебного материала.
Работа в рабочей тетради.
С 85 № 2.
- Прочитайте.
- Из-за чего возникают инфекционные болезни?
- Выбирайте правильный ответ и отметьте его знаком «+» (Из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.)
С. 85 № 3.
- Рассмотрите рисунки.
- Назови правила, как уберечь себя от инфекционных болезней.
- Закрась кружок, если ты выполняешь это правило.
С. 85 № 4.
- Прочитайте.
- Найдите в тексте учебника определение аллергии. Выпишите. (Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.)
Домашнее задание. По выбору. 1) Составить памятку по закаливанию. 2)Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.
Итог урока.
- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?
- Какие болезни называются инфекционными?
- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?
Рефлексия.
n На сегодняшнем уроке я узнал…
n После урока мне захотелось…
n На этом уроке я похвалил бы себя за…
1-ая группа. 1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным болезням относят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2-ая группа. Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека? Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему нужно строго выполнять предписания врача? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3-яя группа. Продолжите определение. Аллергия-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как уберечься от проявления аллергии? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.