МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №107 «ОТКРЫТИЕ» НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по окружающему миру в 4 классе
Разработка учителя начальных классов: Тавеевой Д.Р.
Октябрь, 2024 г.
ТЕХНОЛОГ ИЧЕСКАЯ КАРТ А УРОКА
Цели деятельности учителя |
Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы |
http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц |
Основные понятия |
Тайга, смешанный лес, широколиственный лес |
Х од ур ока:
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
I. Мотивац ия (самоопределе ние) к учебной деятельно - сти |
Эмоциональ ная, психологиче ская мотивационн ая подготовка учащихся к усвоению учебного материала
|
Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу, Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. -Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что всё у нас получится! Звучат в записи голоса птиц. Читает загадку: Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) –Значит в какую природную зону мы сегодня отправимся? |
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Ответы детей |
Фронтальна я, индивидуал ьная |
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться |
Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализ ация опорных знаний |
Проверка домашнего задания: кроссворд. |
– Но прежде чем отправимся в путешествие, нужно выбраться из зоны тундры и купить билет на путешествие. Блицтурнир. (Учащиеся в течение 2-3 минут отвечают на поставленные вопросы. Количество правильных ответов – это и есть «стоимость |
Разгадывают кроссворд. Выполняют задания
|
Фронтальна я, индивидуал ьная, кол- лективная |
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- |
Устные ответы, выполненные задания |
|
Индивидуаль ная работа по карточкам
|
билета для путешествия», т.е. оценки, которые поучают все участники группы. Работа с картой природных зон. . - Покажите на карту расположение нашей страны, называя основные географические объекты, по которым вы будете при этом ориентироваться. - Самые, высокие горы России? (Кавказские горы) -Самая длинная река в России? (Обь) - Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай? (Саяны). -Эти горы, назвали каменным поясом Земли. (Уральские горы). - Самая северная природная зона России? (Арктических пустынь) - Название, какой зоны в переводе на финский означает «бесплодная», «враждебная». - Покажите на карте расположение зоны тундры, называя географические объекты. - Почему тундру называют «бесплодная», «враждебная»?
|
Рассказ учащихся. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. В тундре зимой только полярная ночь, а летом - |
|
логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаковосимволические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и |
|
|
|
|
только полярный день. |
|
задачи учебной деятельности. |
|
III. Изучение нового материал а |
Работа с картой.
Рассказ учителя о растительно м мире зоны лесов.
|
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. - Садимся красиво. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там. (Звучит запись звуков леса). -А теперь расскажите, в каком лесу вы были? - Назовите цель нашей экспедиции. - Давайте наметим план нашей работы. (Сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека; - познакомить с новыми понятиями и определениями; - учиться находить и показывать предложенные географические объекты на карте природных зон, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы) - Конечно же, как настоящие путешественники мы должны придерживаться намеченного плана.
Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? |
Показывают на карте. Отвечают на вопросы.
Коллективно составляют план
Слушают учителя. Сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес». |
Фронтальна я, индивидуал ьная |
Устные ответы |
|
|
|
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные |
|
|
Работа по учебнику |
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. – Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. |
Выполняют задание |
|
для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес |
|
|
|
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» в учебнике (с. 74-75), назовите животных этой зоны. – Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание |
|
|
к изучению предмета |
|
IV. Практиче ская деятельно сть |
Составление схемы «Леса России».
Составление цепей питания.
|
– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. – Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» в учебнике (с. 74-75), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Заполняют схему в рабочем листе.
Составляют цепи питания.
Выполняют задания |
Фронтальна я, индивидуал ьная.
Индивидуал ьная |
Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаковосимволические сред- ства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения |
Устные ответы, записи в рабочем листе |
V. Физкультм инутка |
|
- Я предлагаю сесть в самолет и пролететь над зоной лесов. Давайте отдохнем. Мы садимся в самолет, (Дети приседают) Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу») Мы летим над облаками. (Руки в стороны) Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками) Видим, как течет река, (Показывают руками волны) Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку) Осторожнее: сосна! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу») Приземляться нам пора! (Приседают) – Молодцы, садитесь. |
- На самолёте (показ) |
Коллективн ая |
|
Минутка отдыха |
||||
VI. Коллекти вная работа по закрепле нию изученног о материал а.
|
Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке. |
- Заполните таблицу, запишите ваше мнение, опираясь на полученные знания на уроке Игра-кластер «Согласен, не согласен» |
Заполняют таблицу в рабочем листе.
|
Индивидуал ьная С коллективно й проверкой |
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в |
Устные ответы, записи в рабочем листе |
||||
|
Высказывание |
Мой ответ |
Правильн ый ответ |
Верно или неверно |
||||||
Зона лесов находится севернее зоны тундры |
|
|
|
|||||||
В зоне лесов выпадает мало осадков |
|
|
|
|||||||
Нашу страну называют великой |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
|
|||||
|
лесной державой |
|
|
|
|
|
|||||
Леса занимают более половины территории России |
|
|
|
|
|||||||
Почвы в лесных зонах бедные перегноем |
|
|
|
|
|||||||
Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||||
VII. Итоги урока. Рефлекси я |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключитель ная беседа. Выставление оценок |
«Дерево успеха» - раскрасить плоды дере нужный цвет, как работали на уроке. |
ва в |
Читают вывод в учебнике (с. 78). отвечают на вопросы |
Фронтальна я, индивидуал ьная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают |
Устные ответы |
|
|
|
|
|
собственную деятельность на уроке |
|
VIII. Домашне е задание |
Комментари й учителя |
Нацеливание на следующий урок. - Посмотрите на кластер изучения зоны лесов. Что осталось не изученным? Эту информацию узнаем на следующем уроке. Учебник стр. 72-78 - прочитать текст, ответить на вопросы.
Задание на выбор: - Сообщение об одном животном или растении зоны лесов. |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальна я |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Задания |
Тавеева Дина Радиковна
|
|
- Рисунок тайги, смешенного и широколиственного лесов.
|
|
|
|
|
Тавеева Дина Радиковна
Краткое описание животных зоны лесов России Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.