конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Леса России"

  • pdf
  • 11.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Леса России_конспект_Тавеева ДР.pdf

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГИМНАЗИЯ №107 «ОТКРЫТИЕ» НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 

по окружающему миру в 4 классе

 

на тему: «Леса России»

 

 

Разработка учителя  начальных классов:  Тавеевой Д.Р.

 

 

Октябрь, 2024 г.

 

ТЕХНОЛОГ ИЧЕСКАЯ КАРТ А УРОКА

Цели  деятельности  учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые  образовательные  результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Методы и формы  обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная

Образовательные  ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц

Основные понятия 

Тайга, смешанный лес, широколиственный лес

Х од ур ока:

Этапы  урока

Обучающие  и развивающие

компоненты,  задания  и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формы

организации 

взаимодействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные  учебные действия)

Промежуточный контроль

I.

Мотивац ия  (самоопределе

ние)  к учебной

деятельно

-

сти

Эмоциональ

ная,

психологиче ская мотивационн

ая подготовка учащихся  к усвоению учебного 

материала

  

Снова пришел долгожданный миг –  Нам пора в дорогу,

Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. 

-Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что всё у нас получится!

Звучат в записи голоса птиц.

Читает загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.

(Лес)

Значит в какую природную зону мы сегодня отправимся?

Слушают учителя.

Принимают участие в диалоге с учителем. 

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место  к уроку

 

Ответы детей

Фронтальна

я,

индивидуал ьная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы, организация рабочего места

II.

Актуализ ация  опорных знаний 

Проверка  домашнего  задания:  кроссворд. 

– Но прежде чем отправимся в путешествие, нужно выбраться из зоны тундры и купить билет на путешествие. 

Блицтурнир.  (Учащиеся в течение 2-3 минут отвечают на поставленные вопросы. Количество правильных ответов – это и есть «стоимость

Разгадывают кроссворд.

Выполняют 

задания

 

Фронтальна

я,

индивидуал

ьная, кол- лективная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана-

Устные ответы, выполненные задания

 

 

Индивидуаль

ная работа 

по карточкам

 

билета для путешествия», т.е. оценки, которые поучают все участники группы. Работа с картой природных зон.

.

-                     Покажите на карту расположение нашей страны, называя основные географические объекты, по которым вы будете при этом ориентироваться. - Самые, высокие горы России? (Кавказские горы)

-Самая длинная река в России? (Обь)

-                     Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай? (Саяны).

-Эти горы, назвали каменным поясом Земли.

(Уральские горы).

-                     Самая северная природная зона России?

(Арктических пустынь)

-                     Название, какой зоны в переводе на финский означает «бесплодная», «враждебная».

-                     Покажите на карте расположение зоны тундры, называя географические объекты.  - Почему тундру называют «бесплодная»,

«враждебная»?

 

 

Рассказ учащихся. Тундра протянулась с запада на восток почти

по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

В тундре зимой только полярная ночь, а летом -

 

логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаковосимволические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля  и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и

 

 

 

 

 

только полярный день.

 

задачи учебной деятельности.

 

III.

Изучение нового материал

а

Работа  с картой.

 

     

   

Рассказ учителя о растительно м мире зоны лесов.

   

   

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. 

-                     Садимся красиво. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там. (Звучит запись звуков леса).

-А теперь расскажите, в каком лесу вы были? 

-                     Назовите цель нашей экспедиции.

-                     Давайте наметим план нашей работы.

(Сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека;

-                     познакомить с новыми понятиями и определениями; 

-                     учиться находить и показывать предложенные географические объекты на карте природных зон, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы)

-                     Конечно же, как настоящие путешественники мы должны придерживаться намеченного плана.

 

Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

Показывают  на карте. Отвечают  на вопросы.

   

Коллективно

составляют план

    

Слушают учителя. Сравнивают на доске картины «Хвойный лес»  и «Смешанный лес».

Фронтальна

я,

индивидуал ьная

Устные ответы

    

 

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные

 

 

 

 

      

     

 

Работа  по учебнику

                    В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? Какая поверхность у зоны лесов?

                    Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

                    Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

                    Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

                    Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

                    Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

 

      

     

   

Выполняют  задание

 

для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес 

 

 

 

 

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму.

Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром

Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

                    Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. 

Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов»  в учебнике (с. 74-75), назовите животных этой зоны.

                    Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание  

 

 

к изучению предмета

 

 

IV.

Практиче ская деятельно сть

Составление схемы «Леса России».

     

Составление цепей питания.

  

 

                    Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

                    Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» 

в учебнике (с. 74-75), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Заполняют схему в рабочем листе.

     

 

Составляют цепи питания.

  

Выполняют  задания

Фронтальна

я,

индивидуал ьная.

    

     

Индивидуал

ьная

Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаковосимволические сред- ства; моделируют  и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

Устные ответы, записи  в рабочем листе

 

V.  

Физкультм инутка

 

-  Я предлагаю сесть в самолет и пролететь над зоной лесов. Давайте отдохнем.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают) Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны) Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку) Осторожнее: сосна! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)  – Молодцы, садитесь.

- На самолёте

(показ)

Коллективн

ая 

 

Минутка отдыха

VI.

Коллекти вная работа по закрепле нию

изученног

о

материал

а.

 

Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

- Заполните таблицу, запишите ваше мнение, опираясь на полученные знания на уроке Игра-кластер «Согласен, не согласен»

Заполняют таблицу в рабочем листе.

 

Индивидуал

ьная С коллективно й проверкой

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в

Устные ответы, записи  в рабочем листе

 

Высказывание

Мой

ответ

Правильн ый ответ

Верно или неверно

 Зона лесов находится севернее зоны тундры

 

 

 

 В зоне лесов выпадает мало осадков

 

 

 

Нашу страну называют великой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес  к изучению предмета

 

 

лесной державой

 

 

 

 

 

 Леса занимают более половины территории

России

 

 

 

 

Почвы в лесных зонах бедные перегноем

 

 

 

 

Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры

 

 

 

 

 

 

 

VII.

Итоги урока.

Рефлекси

я

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключитель ная беседа. Выставление оценок 

«Дерево успеха» - раскрасить плоды дере нужный цвет, как работали на уроке.

ва в

Читают вывод в учебнике (с. 78).

отвечают  на вопросы

Фронтальна

я,

индивидуал ьная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

оценивают

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

собственную деятельность на уроке

 

VIII.

Домашне

е задание

Комментари й учителя

Нацеливание на следующий урок.

-                     Посмотрите на кластер изучения зоны лесов. Что осталось не изученным? Эту информацию узнаем на следующем уроке. 

Учебник стр. 72-78 - прочитать текст, ответить на вопросы. 

 

Задание на выбор:

-                     Сообщение об одном животном или растении зоны лесов.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальна

я 

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания


Тавеева Дина Радиковна

 

 

- Рисунок тайги, смешенного и широколиственного лесов.

 

 

 

 

 


 

Тавеева Дина Радиковна

Ресурсный материал

Краткое описание животных зоны лесов России Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.