Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме:"От добрых правил – добрые поступки", 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

изучить основные этические понятия «добро и зло»; Урок позволяет сформировать умение применять их; научить сопоставлять понятия добра и зла.
Иконка файла материала Конспект ОРКСЭ 02.10.2025.docx

 

КОНСПЕКТ

урока по ОРКСЭ

 

Класс: 4                                                                  Дата: 02.10.2025

Тема: От добрых правил – добрые поступки

Цель: закрепление понятий добра и зла.

Задачи:

·        Образовательные: - изучить основные этические понятия «добро и зло»; сформировать умение применять их; научить сопоставлять понятия добра и зла.

·        развивающие: -  развивать память; умения преодолевать трудности; навыки работы с учебником, справочными материалами.

·        Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Планируемые результаты:

-       предметные: формировать умение рассуждать на тему морали и этики привлечением личного опыта

-       метапредметные:

-       познавательные УУД: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

-       регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи на протяжении урока;

-       коммуникативные УУД: высказывать свое мнение, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-       личностные: оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: наглядный материал (пословицы, макет дерева дружбы); раздаточный материал (карточки с ситуациями, листы для вырезания ладошек), шарик.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока…………………………………………….….1мин.

2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера……………………………………………………………………..0 мин.

3. Проверка ранее усвоенных знаний…………………………………..….1 мин.

4.Сообщение ученикам темы, целей и задач урока ……………………... 3 мин.

5.Восприятие и осознание учениками фактического материала……………………………………………………………....…..11  мин.

5.1. Беседа.

Физкультминутка …………………………………………………………...1 мин.

6. Осмысление знаний………………………………………………………..

7.Обобщение и систематизация знаний ……………………………….… 17 мин

7.1. Проектная работа - «Дерево Добра».

7.2. Разбор ситуаций. Работа в группах.

7.3. Работа над текстом «Мальчик и ландыши»

8. Итоги урока …………………………...……………....………….….…...5 мин.

8.1. «Давайте говорить друг другу комплименты».

9.Сообщение домашнего задания……………………………………….…1 мин.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.     Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята!

– Давайте проверим, чтобы на партах не было ничего лишнего. У вас должен лежать учебник, дневник, пенал. Посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи!

– Садитесь. Прежде чем начать работу, давайте вспомним, как правильно сидеть при письме за партой: ноги стоят на полу, спина прямая, касается спинки стула, между животом и партой свободно проходит кулак, тетрадь под наклоном, голова слегка опущена. Помните, что от правильной посадки зависит красота письма и ваше здоровье. Начнем наш урок!

2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера.

3. Проверка ранее усвоенных знаний.

— Ребята, давайте вспомним, какое правило помогает нам выбрать правильное поведение в разных ситуациях. Как оно называется? (Золотое правило этики)

— А как оно звучит? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)

— Почему его называют золотым? (Потому что оно важное, проверено опытом, подходит для разных ситуаций)

— Если ты хочешь, чтобы тебя уважали и внимательно слушали, как ты должен поступать сам? (Уважать других, быть вежливым)

— Какие принципы общения мы выводили из этого правила? Назовите хоть один. (Быть доброжелательным и вежливым; не смеяться над недостатками других; не считать себя лучше других; уступать в споре)

— Почему нельзя смеяться над ошибками или неловкостью другого человека? (Потому что человеку будет обидно; потому что мы сами не хотели бы, чтобы над нами смеялись)

— Если кто-то уступает в споре — это слабость или сила? (Это сила; это уважение к другому; это умение договориться)

— Молодцы, значит, вы хорошо помните пройденный материал. Теперь продолжим.

4. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока.

- Ребята, откройте учебник на странице 20, внизу страницы вы можете видеть высказывания великих людей.

- Сейчас я прочитаю вам эти высказывания, а вы подумайте, о чем все эти высказывания, какая тема их связывает?

*Чтение изречений учителем*

-  О чем все эти высказывания?

- Какое вам понравилось больше всего?

- Верно, я думаю вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке. (о добре и зле, о доброте, о добрых поступках)

-  Верно, тема сегодняшнего урока: От добрых правил – добрые поступки

- Какие мы с вами можем поставить цели на урок? (изучить понятие добра и зла и закрепить его)

- Верно! А для чего нам с вами знать эти понятия? (что бы уметь различать добро и зло)

- Отлично, ребята!

5. Восприятие и осознание учениками фактического материала

5.1. Беседа.

Вы поняли, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение добрых отношений между людьми. Добро, как говорят, есть истинное золото. В чём же выражается добро в нашей повседневной жизни? В добрых правилах, от которых рождаются добрые слова и поступки. В народе говорят: «От доброты добро родится». Давайте запишем эту народную мудрость.

- Ребята, откройте свои тетради, от последней работы отступите 4 клетки вниз и 10 клеток вправо. На 11 клетке пишем число, на следующей строке, пишем классная работа.

- Скажите, какое сегодня число? (2 октября)

- Запишите в тетради:

2 октября

Классная работа

- Ребята, не забываем об осанке, сидим ровно.

- Внизу запишем тему урока.

От добрых правил – добрые поступки

- И запишем народную мудрость: «От доброты добро родится».

 

Однако есть и другое суждение: «От зла зло родится». Зло — это противоположность добру, всё то, что мешает добру, разрушает его и доброе начало в отношениях. Зло может выражаться в словах, поступках, мыслях.

Добро и зло — главные этические категории.

Стоит ли это записать в тетради?

А что для вас значит добро?

Добро — это всё то, что приносит радость, помощь и пользу другим. Это хорошие мысли, тёплые слова и добрые поступки. Например:

• поддержать друга,

• помочь младшему,

• пожалеть и утешить,

• поделиться,

• пожелать кому-то удачи,

• быть честным и справедливым.

Добро — это когда человек думает не только о себе, но и о других.

А что такое зло?

Зло — это противоположность добру. Это то, что причиняет боль, обиду или неприятности другим. Зло может проявляться по-разному:

• грубые слова,

• обман,

• драка,

• насмешки,

• равнодушие,

• зависть или злые мысли.

Даже маленькая обида или грубость может ранить человека сильнее, чем кажется.

Давайте в тетради в два столбика запишем понятия, относящиеся к добру и злу.


            Добро

Помощь

Зло

Красноречие


Поддержка

Честность

Справедливость

Искренность

Равнодушие

Грубость

Обман

Зависть



Скажите, а можно ли случайно сделать зло, не желая того?

Как вы думаете, почему люди иногда выбирают не добро, а зло?

Люди сами выбирают, что делать — добро или зло. Но важно помнить: если мы совершаем добрые поступки, то и мир вокруг становится добрее. А зло, наоборот, может разрушать дружбу, доверие и хорошее настроение.

Как вы думаете, что легче сделать — доброе дело или что-то злое? И почему?

Вы правильно сказали — злое сделать иногда бывает быстрее и проще, особенно когда человек сердится или не думает о других. Но добрый поступок требует внимания, сочувствия и желания помочь.

6. Осмысление знаний

- Ребята, а сейчас обратите внимание на доску, на ней вы можете видеть прикреплённые народные крылатые выражения или пословицы, но, чтобы они были законченными нам нужно их объединить.

«Делай добро и жди добра».

«Добро наживай, а худо изживай».

 «Не ищи красоты, ищи доброты».

 «Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром».

«Худо тому, кто добра не делает никому».

*Обсуждение смысла пословиц*

- Отлично ребята, вы справились с этим заданием.

 

 

7.Обобщение и систематизация знаний

7.1. Проектная работа - «Дерево Добра»

- А как вы считаете какими качествами должен обладать добрый человек?

- Отлично, сейчас мы с вами создадим наше общее «Дерево Добра». Оно будет особенным, потому что каждый листик на нём появится благодаря вам!

Что нужно сделать:

1.     Возьмите чистый лист бумаги.

2.     Положите на него свою ладошку.

3.     Аккуратно обведите её карандашом.

4.     Вырежьте ладошку по контуру — это будет ваш «листочек добра».

5.     Теперь подумайте:
Какое хорошее качество есть у человека? Что делает его добрым и хорошим?
Например: доброта, честность, щедрость, забота, дружба, терпение, уважение, вежливость, смелость, отзывчивость, внимание и другие.

6.     На вашей вырезанной ладошке напишите одно доброе качество.

7.     Когда будете готовы, подойдите к доске и прикрепите свою ладошку к дереву — так появятся его листья.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним о правилах обращения с ножницами.

·        Передавай ножницы только кольцами вперёд, держа лезвия закрытыми в руке.

·        Режь только на столе сидя спокойно, не размахивая ножницами.

- Посмотрите. Такой лист у вас должен получится по итогу.

*Показ вырезанной ладони с надписью*

У нас получилось большое красивое «Дерево Добра», сделанное нашими руками и нашими добрыми мыслями! Посмотрите, сколько хороших качеств живёт среди нас!
— Какие качества повторялись?
— Какие встретились впервые?
— Как вы думаете, помогает ли каждое из этих качеств бороться со злом?

Посмотрите, сколько добра может быть, если каждый человек привнесёт хотя бы одно хорошее качество! Добро живёт в каждом из вас — и чем больше мы его проявляем, тем меньше места остаётся для зла.

Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.

Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.

Доброта – все хорошее, полезное, нужное.

Доброта – стремление делать добро другим.

Мы пришли к выводу, что добро начинается с каждого человека — с его мыслей, слов и поступков. Даже одно доброе действие способно изменить настроение и жизнь других людей. Когда мы проявляем доброту, в мире остаётся меньше места для зла, а отношения становятся теплее и дружелюбнее. Чем больше мы проявляем добрых качеств, тем счастливее и светлее становится жизнь вокруг нас.

7.2. Разбор ситуаций. Работа в группах.

Ребята, в жизни бывает много ситуаций, где нужно подумать, как поступить правильно и по-доброму, чтобы побеждало добро, а не зло. Добрый поступок — это не всегда просто. Иногда нужно преодолеть страх, стеснение или своё настроение. Сейчас мы попробуем вместе разобраться, как можно вести себя так, чтобы не причинять зла и оставаться добрым человеком.

 

Мы будем работать в четырёх группах, каждая группа получит свою ситуацию. Ваша задача — обсудить, как лучше поступить доброму, воспитанному человеку, и быть готовыми рассказать классу своё решение.

 

Прежде чем начнём, давайте договоримся, как мы будем работать в группах:

·        Каждый говорит по очереди, никого не перебиваем.

·        Уважительно относимся к чужому мнению.

·        Обсуждаем только по теме ситуации.

·        Решение выбираем общее, а не "чьё-то одно".

·        Говорим спокойно, без споров и обид.

На обсуждение даю вам 5 минут. После представитель вашей команды расскажет всему классу ваше решение, как бы вы поступили.

Ситуация 1:

«На перемене ты случайно пролил сок на тетрадь одноклассницы. Друзья шепчут: “Не признавайся, никто не заметит”. Одноклассница расстроена и ищет виновника.»

Предполагаемый ответ группы:

— Признаться однокласснице, извиниться.

— Предложить вытереть тетрадь или купить новую.

— Сказать примерно так: «Прости, я нечаянно пролил. Я помогу тебе исправить.»

Ситуация 2:

«Во дворе ребята дразнят мальчика, который носит очки и не любит бегать. Они зовут тебя к себе — посмеяться вместе.»

Предполагаемый ответ группы:

— Не присоединяться к дразнящим.

— Поддержать мальчика, сказать ребятам, что обижать нельзя.

— Можно сказать: «Ему неприятно, давайте лучше играть вместе» или «Это не смешно, так нельзя.»

Ситуация 3:

«Ты заметил, что кто-то забыл свои учебники в раздевалке. Одноклассник просит тебя забрать их домой, чтобы никто не увидел.»

Предполагаемый ответ группы:

— Вернуть учебники владельцу.

— Сказать честно, что нужно вернуть потерянное, а не оставлять себе.

— Можно сказать: «Я отнесу учебники тебе, чтобы никто не потерял свои вещи.»

Ситуация 4:

«На перемене видишь, что младший ребёнок плачет, потому что потерял игрушку. Ребята рядом смеются, а кто-то советует не вмешиваться.»

Предполагаемый ответ группы:

— Подойти и поддержать ребёнка.

— Сказать ребятам, что смеяться над чужой бедой плохо.

— Можно предложить помочь найти игрушку или утешить младшего: «Не переживай, давай вместе попробуем найти твою игрушку.»

 

Итак, первая группа, представьте свой ответ.

Ребята, вы разобрались верно. Когда человек признаётся и извиняется, он поступает по-доброму и по-честному. Ошибка может случиться с любым, но важно не прятаться и не обманывать. Если мы признаём свою вину и стараемся помочь другому, то зло не усиливается, а превращается в добро.

 

Теперь очередь второй группы.

Ваше решение очень важно. Когда кто-то смеётся над другим, это уже проявление зла. И если мы просто молчим или смеёмся вместе, мы поддерживаем обиду. Добро — это не всегда просто улыбка, иногда это смелость сказать: «Так нельзя». Когда вы защищаете человека, которому плохо, вы становитесь на сторону справедливости и уважения.

 

Третья группа, ваш ответ.

Вы правильно отметили, что честность и забота о чужой собственности — проявление добра. Помогать вернуть потерянное — значит уважать других и поддерживать справедливость.

 

Четвёртая группа, ваш ответ.

Замечательно. Проявляя внимание и помощь к младшему ребёнку, вы показываете, что добро — это забота и поддержка. Даже если окружающие смеются, смелость поступать правильно делает вас настоящим добрым человеком.

 

Ребята, вы показали, что умеете не только рассуждать, но и принимать добрые решения в непростых ситуациях. Мы убедились, что добро — это не просто красивые слова, а поступки, которые требуют честности, смелости и внимания к другим людям.

7.3. Работа над текстом «Мальчик и ландыши»

– Ребята, а сейчас я вам предлагаю прослушать историю о мальчике, который встретил на своём пути что-то удивительное. В этой истории мы узнаем, как он поступил и какие мысли у него возникли.

– Пока вы будете слушать текст, подумайте над таким вопросом: Правильно ли поступил мальчик? После прослушивания вы ответите мне на этот вопрос

*Чтение текста учителем*

1. Что мальчик увидел на лугу? (Он увидел красивые цветы — ландыши.) 

2. Какие чувства он испытывал, глядя на них? (Он был восхищён, удивлён, ему было радостно.) 

3. Почему мальчик не сразу взял то, что ему понравилось, а сначала подумал? (Он хотел понять, правильно ли это, он заботился о природе.) 

4. Что вы думаете о его поступке — он правильно поступил? Почему? ( Да, он поступил правильно, потому что не навредил природе; или: Нет, можно было взять немного цветов для себя.) 

5. Как бы вы себя повели на месте мальчика? (Я бы тоже оставил цветы, чтобы они росли дальше.) 

– Ребята, мы увидели, что мальчик поступил внимательно и заботливо, выбрав не навредить тому, что ему понравилось. 

– Он показал, что можно наслаждаться красотой, не присваивая её себе. 

Вывод: Умение думать перед тем, как что-то сделать, помогает нам проявлять заботу и уважение к окружающему миру.

8. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О чем мы с вами сегодня говорили? (О добре и зле)

- Верно! Достигли ли мы с вами поставленной цели? (Да)

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

8.1. «Давайте говорить друг другу комплименты».

- А теперь давайте закончим урок на приятной ноте и закрепим добрые слова в действии. Мы сыграем в игру «Давайте говорить друг другу комплименты».

- Сейчас первый ученик получит шарик, ваша задача цепочкой передать этот шарик по ряду и называть что-то хорошее о соседнем друге.
Например: «Ты умеешь дружить», «Ты очень внимательный», «Ты красиво рисуешь». Тот, кто получил шарик, говорит комплимент другому и передаёт шарик дальше.

Ребята, посмотрите, сколько хороших слов мы друг другу сказали! Даже маленький комплимент может сделать человека счастливее, поднять настроение и укрепить дружбу.

Сегодня на уроке мы узнали: добро проявляется в словах, поступках и внимании к другим. Мы учились различать добро и зло, делать правильный выбор и поддерживать друг друга.

Если каждый из нас будет чаще говорить друг другу приятные слова и совершать добрые дела, ваш класс и мир в целом станут намного теплее и дружелюбнее.

9. Сообщение домашнего задания.

- Ребята, вашим домашним заданием будет, сделать как можно больше добрых дел, а на следующем уроке рассказать классу о своих добрых поступках.