КОНСПЕКТ
урока по ОРКСЭ
Класс: 4 Дата: 02.10.2025
Тема: От добрых правил – добрые поступки
Цель: закрепление понятий добра и зла.
Задачи:
· Образовательные: - изучить основные этические понятия «добро и зло»; сформировать умение применять их; научить сопоставлять понятия добра и зла.
· развивающие: - развивать память; умения преодолевать трудности; навыки работы с учебником, справочными материалами.
· Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Планируемые результаты:
- предметные: формировать умение рассуждать на тему морали и этики привлечением личного опыта
- метапредметные:
- познавательные УУД: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.
- регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи на протяжении урока;
- коммуникативные УУД: высказывать свое мнение, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- личностные: оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: наглядный материал (пословицы, макет дерева дружбы); раздаточный материал (карточки с ситуациями, листы для вырезания ладошек), шарик.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока…………………………………………….….1мин.
2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера……………………………………………………………………..0 мин.
3. Проверка ранее усвоенных знаний…………………………………..….1 мин.
4.Сообщение ученикам темы, целей и задач урока ……………………... 3 мин.
5.Восприятие и осознание учениками фактического материала……………………………………………………………....…..11 мин.
5.1. Беседа.
Физкультминутка …………………………………………………………...1 мин.
6. Осмысление знаний………………………………………………………..
7.Обобщение и систематизация знаний ……………………………….… 17 мин
7.1. Проектная работа - «Дерево Добра».
7.2. Разбор ситуаций. Работа в группах.
7.3. Работа над текстом «Мальчик и ландыши»
8. Итоги урока …………………………...……………....………….….…...5 мин.
8.1. «Давайте говорить друг другу комплименты».
9.Сообщение домашнего задания……………………………………….…1 мин.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята!
– Давайте проверим, чтобы на партах не было ничего лишнего. У вас должен лежать учебник, дневник, пенал. Посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи!
– Садитесь. Прежде чем начать работу, давайте вспомним, как правильно сидеть при письме за партой: ноги стоят на полу, спина прямая, касается спинки стула, между животом и партой свободно проходит кулак, тетрадь под наклоном, голова слегка опущена. Помните, что от правильной посадки зависит красота письма и ваше здоровье. Начнем наш урок!
2. Проверка выполнения учениками домашнего задания практического характера.
3. Проверка ранее усвоенных знаний.
— Ребята, давайте вспомним, какое правило помогает нам выбрать правильное поведение в разных ситуациях. Как оно называется? (Золотое правило этики)
— А как оно звучит? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)
— Почему его называют золотым? (Потому что оно важное, проверено опытом, подходит для разных ситуаций)
— Если ты хочешь, чтобы тебя уважали и внимательно слушали, как ты должен поступать сам? (Уважать других, быть вежливым)
— Какие принципы общения мы выводили из этого правила? Назовите хоть один. (Быть доброжелательным и вежливым; не смеяться над недостатками других; не считать себя лучше других; уступать в споре)
— Почему нельзя смеяться над ошибками или неловкостью другого человека? (Потому что человеку будет обидно; потому что мы сами не хотели бы, чтобы над нами смеялись)
— Если кто-то уступает в споре — это слабость или сила? (Это сила; это уважение к другому; это умение договориться)
— Молодцы, значит, вы хорошо помните пройденный материал. Теперь продолжим.
4. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока.
- Ребята, откройте учебник на странице 20, внизу страницы вы можете видеть высказывания великих людей.
- Сейчас я прочитаю вам эти высказывания, а вы подумайте, о чем все эти высказывания, какая тема их связывает?
*Чтение изречений учителем*
- О чем все эти высказывания?
- Какое вам понравилось больше всего?
- Верно, я думаю вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке. (о добре и зле, о доброте, о добрых поступках)
- Верно, тема сегодняшнего урока: От добрых правил – добрые поступки
- Какие мы с вами можем поставить цели на урок? (изучить понятие добра и зла и закрепить его)
- Верно! А для чего нам с вами знать эти понятия? (что бы уметь различать добро и зло)
- Отлично, ребята!
5. Восприятие и осознание учениками фактического материала
5.1. Беседа.
Вы поняли, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение добрых отношений между людьми. Добро, как говорят, есть истинное золото. В чём же выражается добро в нашей повседневной жизни? В добрых правилах, от которых рождаются добрые слова и поступки. В народе говорят: «От доброты добро родится». Давайте запишем эту народную мудрость.
- Ребята, откройте свои тетради, от последней работы отступите 4 клетки вниз и 10 клеток вправо. На 11 клетке пишем число, на следующей строке, пишем классная работа.
- Скажите, какое сегодня число? (2 октября)
- Запишите в тетради:
2 октября
Классная работа
- Ребята, не забываем об осанке, сидим ровно.
- Внизу запишем тему урока.
От добрых правил – добрые поступки
- И запишем народную мудрость: «От доброты добро родится».
Однако есть и другое суждение: «От зла зло родится». Зло — это противоположность добру, всё то, что мешает добру, разрушает его и доброе начало в отношениях. Зло может выражаться в словах, поступках, мыслях.
Добро и зло — главные этические категории.
Стоит ли это записать в тетради?
А что для вас значит добро?
Добро — это всё то, что приносит радость, помощь и пользу другим. Это хорошие мысли, тёплые слова и добрые поступки. Например:
• поддержать друга,
• помочь младшему,
• пожалеть и утешить,
• поделиться,
• пожелать кому-то удачи,
• быть честным и справедливым.
Добро — это когда человек думает не только о себе, но и о других.
А что такое зло?
Зло — это противоположность добру. Это то, что причиняет боль, обиду или неприятности другим. Зло может проявляться по-разному:
• грубые слова,
• обман,
• драка,
• насмешки,
• равнодушие,
• зависть или злые мысли.
Даже маленькая обида или грубость может ранить человека сильнее, чем кажется.
Давайте в тетради в два столбика запишем понятия, относящиеся к добру и злу.
Добро
Помощь
Зло
Красноречие
Поддержка
Честность
Справедливость
Искренность
Равнодушие
Грубость
Обман
Зависть
Скажите, а можно ли случайно сделать зло, не желая того?
Как вы думаете, почему люди иногда выбирают не добро, а зло?
Люди сами выбирают, что делать — добро или зло. Но важно помнить: если мы совершаем добрые поступки, то и мир вокруг становится добрее. А зло, наоборот, может разрушать дружбу, доверие и хорошее настроение.
Как вы думаете, что легче сделать — доброе дело или что-то злое? И почему?
Вы правильно сказали — злое сделать иногда бывает быстрее и проще, особенно когда человек сердится или не думает о других. Но добрый поступок требует внимания, сочувствия и желания помочь.
6. Осмысление знаний
- Ребята, а сейчас обратите внимание на доску, на ней вы можете видеть прикреплённые народные крылатые выражения или пословицы, но, чтобы они были законченными нам нужно их объединить.
«Делай добро и жди добра».
«Добро наживай, а худо изживай».
«Не ищи красоты, ищи доброты».
«Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром».
«Худо тому, кто добра не делает никому».
*Обсуждение смысла пословиц*
- Отлично ребята, вы справились с этим заданием.

7.Обобщение и систематизация знаний
7.1. Проектная работа - «Дерево Добра»
- А как вы считаете какими качествами должен обладать добрый человек?
- Отлично, сейчас мы с вами создадим наше общее «Дерево Добра». Оно будет особенным, потому что каждый листик на нём появится благодаря вам!
Что нужно сделать:
1. Возьмите чистый лист бумаги.
2. Положите на него свою ладошку.
3. Аккуратно обведите её карандашом.
4. Вырежьте ладошку по контуру — это будет ваш «листочек добра».
5. Теперь
подумайте:
Какое хорошее качество есть у человека? Что делает его добрым и хорошим?
Например: доброта, честность, щедрость, забота, дружба, терпение, уважение,
вежливость, смелость, отзывчивость, внимание и другие.
6. На вашей вырезанной ладошке напишите одно доброе качество.
7. Когда будете готовы, подойдите к доске и прикрепите свою ладошку к дереву — так появятся его листья.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним о правилах обращения с ножницами.
· Передавай ножницы только кольцами вперёд, держа лезвия закрытыми в руке.
· Режь только на столе сидя спокойно, не размахивая ножницами.
- Посмотрите. Такой лист у вас должен получится по итогу.
*Показ вырезанной ладони с надписью*
У
нас получилось большое красивое «Дерево Добра», сделанное нашими руками и
нашими добрыми мыслями! Посмотрите, сколько хороших качеств живёт среди нас!
— Какие качества повторялись?
— Какие встретились впервые?
— Как вы думаете, помогает ли каждое из этих качеств бороться со злом?
Посмотрите, сколько добра может быть, если каждый человек привнесёт хотя бы одно хорошее качество! Добро живёт в каждом из вас — и чем больше мы его проявляем, тем меньше места остаётся для зла.
Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.
Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.
Доброта – все хорошее, полезное, нужное.
Доброта – стремление делать добро другим.
Мы пришли к выводу, что добро начинается с каждого человека — с его мыслей, слов и поступков. Даже одно доброе действие способно изменить настроение и жизнь других людей. Когда мы проявляем доброту, в мире остаётся меньше места для зла, а отношения становятся теплее и дружелюбнее. Чем больше мы проявляем добрых качеств, тем счастливее и светлее становится жизнь вокруг нас.
7.2. Разбор ситуаций. Работа в группах.
Ребята, в жизни бывает много ситуаций, где нужно подумать, как поступить правильно и по-доброму, чтобы побеждало добро, а не зло. Добрый поступок — это не всегда просто. Иногда нужно преодолеть страх, стеснение или своё настроение. Сейчас мы попробуем вместе разобраться, как можно вести себя так, чтобы не причинять зла и оставаться добрым человеком.
Мы будем работать в четырёх группах, каждая группа получит свою ситуацию. Ваша задача — обсудить, как лучше поступить доброму, воспитанному человеку, и быть готовыми рассказать классу своё решение.
Прежде чем начнём, давайте договоримся, как мы будем работать в группах:
· Каждый говорит по очереди, никого не перебиваем.
· Уважительно относимся к чужому мнению.
· Обсуждаем только по теме ситуации.
· Решение выбираем общее, а не "чьё-то одно".
· Говорим спокойно, без споров и обид.
На обсуждение даю вам 5 минут. После представитель вашей команды расскажет всему классу ваше решение, как бы вы поступили.
Ситуация 1:
«На перемене ты случайно пролил сок на тетрадь одноклассницы. Друзья шепчут: “Не признавайся, никто не заметит”. Одноклассница расстроена и ищет виновника.»
Предполагаемый ответ группы:
— Признаться однокласснице, извиниться.
— Предложить вытереть тетрадь или купить новую.
— Сказать примерно так: «Прости, я нечаянно пролил. Я помогу тебе исправить.»
Ситуация 2:
«Во дворе ребята дразнят мальчика, который носит очки и не любит бегать. Они зовут тебя к себе — посмеяться вместе.»
Предполагаемый ответ группы:
— Не присоединяться к дразнящим.
— Поддержать мальчика, сказать ребятам, что обижать нельзя.
— Можно сказать: «Ему неприятно, давайте лучше играть вместе» или «Это не смешно, так нельзя.»
Ситуация 3:
«Ты заметил, что кто-то забыл свои учебники в раздевалке. Одноклассник просит тебя забрать их домой, чтобы никто не увидел.»
Предполагаемый ответ группы:
— Вернуть учебники владельцу.
— Сказать честно, что нужно вернуть потерянное, а не оставлять себе.
— Можно сказать: «Я отнесу учебники тебе, чтобы никто не потерял свои вещи.»
Ситуация 4:
«На перемене видишь, что младший ребёнок плачет, потому что потерял игрушку. Ребята рядом смеются, а кто-то советует не вмешиваться.»
Предполагаемый ответ группы:
— Подойти и поддержать ребёнка.
— Сказать ребятам, что смеяться над чужой бедой плохо.
— Можно предложить помочь найти игрушку или утешить младшего: «Не переживай, давай вместе попробуем найти твою игрушку.»
Итак, первая группа, представьте свой ответ.
Ребята, вы разобрались верно. Когда человек признаётся и извиняется, он поступает по-доброму и по-честному. Ошибка может случиться с любым, но важно не прятаться и не обманывать. Если мы признаём свою вину и стараемся помочь другому, то зло не усиливается, а превращается в добро.
Теперь очередь второй группы.
Ваше решение очень важно. Когда кто-то смеётся над другим, это уже проявление зла. И если мы просто молчим или смеёмся вместе, мы поддерживаем обиду. Добро — это не всегда просто улыбка, иногда это смелость сказать: «Так нельзя». Когда вы защищаете человека, которому плохо, вы становитесь на сторону справедливости и уважения.
Третья группа, ваш ответ.
Вы правильно отметили, что честность и забота о чужой собственности — проявление добра. Помогать вернуть потерянное — значит уважать других и поддерживать справедливость.
Четвёртая группа, ваш ответ.
Замечательно. Проявляя внимание и помощь к младшему ребёнку, вы показываете, что добро — это забота и поддержка. Даже если окружающие смеются, смелость поступать правильно делает вас настоящим добрым человеком.
Ребята, вы показали, что умеете не только рассуждать, но и принимать добрые решения в непростых ситуациях. Мы убедились, что добро — это не просто красивые слова, а поступки, которые требуют честности, смелости и внимания к другим людям.
7.3. Работа над текстом «Мальчик и ландыши»
– Ребята, а сейчас я вам предлагаю прослушать историю о мальчике, который встретил на своём пути что-то удивительное. В этой истории мы узнаем, как он поступил и какие мысли у него возникли.
– Пока вы будете слушать текст, подумайте над таким вопросом: Правильно ли поступил мальчик? После прослушивания вы ответите мне на этот вопрос
*Чтение текста учителем*
1. Что мальчик увидел на лугу? (Он увидел красивые цветы — ландыши.)
2. Какие чувства он испытывал, глядя на них? (Он был восхищён, удивлён, ему было радостно.)
3. Почему мальчик не сразу взял то, что ему понравилось, а сначала подумал? (Он хотел понять, правильно ли это, он заботился о природе.)
4. Что вы думаете о его поступке — он правильно поступил? Почему? ( Да, он поступил правильно, потому что не навредил природе; или: Нет, можно было взять немного цветов для себя.)
5. Как бы вы себя повели на месте мальчика? (Я бы тоже оставил цветы, чтобы они росли дальше.)
– Ребята, мы увидели, что мальчик поступил внимательно и заботливо, выбрав не навредить тому, что ему понравилось.
– Он показал, что можно наслаждаться красотой, не присваивая её себе.
Вывод: Умение думать перед тем, как что-то сделать, помогает нам проявлять заботу и уважение к окружающему миру.
8. Итог урока
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- О чем мы с вами сегодня говорили? (О добре и зле)
- Верно! Достигли ли мы с вами поставленной цели? (Да)
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
8.1. «Давайте говорить друг другу комплименты».
- А теперь давайте закончим урок на приятной ноте и закрепим добрые слова в действии. Мы сыграем в игру «Давайте говорить друг другу комплименты».
-
Сейчас первый ученик получит шарик, ваша задача цепочкой передать этот шарик по
ряду и называть что-то
хорошее о
соседнем друге.
Например: «Ты умеешь дружить», «Ты очень внимательный», «Ты красиво рисуешь». Тот,
кто получил шарик, говорит комплимент другому и передаёт шарик дальше.
Ребята, посмотрите, сколько хороших слов мы друг другу сказали! Даже маленький комплимент может сделать человека счастливее, поднять настроение и укрепить дружбу.
Сегодня на уроке мы узнали: добро проявляется в словах, поступках и внимании к другим. Мы учились различать добро и зло, делать правильный выбор и поддерживать друг друга.
Если каждый из нас будет чаще говорить друг другу приятные слова и совершать добрые дела, ваш класс и мир в целом станут намного теплее и дружелюбнее.
9. Сообщение домашнего задания.
- Ребята, вашим домашним заданием будет, сделать как можно больше добрых дел, а на следующем уроке рассказать классу о своих добрых поступках.




Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.