Конспект урока по развитию речи
Оценка 4.7

Конспект урока по развитию речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
6 кл
14.11.2023
Конспект урока по развитию речи
Развитие речи.doc

Открытый урок  развития речи в 6 классе

 

Тема урока: «Подготовительная работа к сочинению по итогам наблюдения по коллективно составленному плану «Осень» с использованием стихотворений

С. А. Есенина».

Цель урока:

Создать условия для коллективной подготовки к сочинению.

Задачи:

·                          уточнять представления учащихся о характерных признаках  осени;

·                          отрабатывать навыки построения простых и сложных предложений в устной и письменной речи;

·                          развивать внимание, логическое и образное мышление, память, зрительное восприятие учащихся;

·                          развивать творческое восприятие природы через поэзию, музыку, изобразительное искусство;

·                          воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, репродукции картин  об осени,  композиция Чайковского «Времена года»).

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок развития речи

Межпредметные связи: чтение, ИЗО, русский язык, музыка.

План урока:

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

Изучение темы урока

Фронтальная беседа об изменениях в природе с приходом осени, о том, чем привлекательно это время года

Фронтальная беседа с использованием иллюстративного ряда. Обсуждение рисунков учащихся, подготовленных к уроку.

Фронтальная беседа по репродукциям картин.

Прослушивание музыкального фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Физминутка

Лексико-орфографическая подготовка

Фронтальная работа

Подобрать образные глаголы

Подобрать образные сравнения

Подобрать синонимы

Подобрать проверочные слова

Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения

Составление учащимися устного рассказа с использованием слов для справок

Прослушивание  сочинений учащихся

Итог урока

 

Ход урока

1.Организационный момент

 

2.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня у нас с вами урок развития речи, и  будет  он немного необычный. Мы попытаемся  окунуться в мир прекрасного,  попробовать себя в роли начинающих писателей.

Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. О чём они вам говорят?

(Звучат шум осеннего дождя, шелест листьев, крик журавлей)

- Какие звуки вы услышали?

- В какое время года можно услышать шелест листьев под ногами, шум дождя, крик улетающих журавлей?

- Назовите осенние месяцы.

- Какой из осенних месяцев самый яркий, самый красивый?

Вспомните  и скажите:

-Какими были сентябрьские дни?

Каким было небо?

Какими вы видели деревья, траву, цветы?

- Да, сентябрь подарил нам много тёплых и солнечных дней, а природа предстала во всей своей красе, играя разноцветными красками. Мы имели возможность лично понаблюдать за изменениями в природе с приходом осени. Давайте сегодня на уроке  попробуем окунуться в атмосферу сказочной красоты осенней природы и передать свои ощущения, переживания, удивления этой красотой в сочинении, которое мы будем с вами писать на следующем уроке, на тему  «Моя осень». Эти букеты, стоящие на  столе, я думаю,  помогут вам вспомнить минуты удивления природой, которые вы пережили, настроят вас на творческий лад и помогут написать красивые сочинения.

- Каким должно получиться наше сочинение? (ярким, красочным, похожим на осень)

 

3.Работа по  теме урока

- На какие три периода  можно разделить всю осень? (ранняя, золотая, поздняя)

- Охарактеризуйте раннюю осень.

- До какого времени длится ранняя осень? (до середины сентября)

- Как называется следующий период?

 

4.Словарная работа.

 В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)

- Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?

Золотая голова, золотые руки.

- Как по-другому  называют пору золотой осени? (бабье лето)

- Есть такой замечательный поэт – Сергей Есенин. Как красиво и поэтично описывает осень он в своём стихотворении. (слайд 2 )

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

Невольно представляешь пруд, с кружащейся на воде листвой, ощущаешь дуновение лёгкого молодого ветерка. И, кажется, что ты очутился в сказке, (слайды 2-3  ) где правят бал деревья, одетые в разноцветные платья, листья, лежащие пёстрым ковром на земле, облака, бегущие вдаль по нежно-голубому небу.

Передать красоту природы можно не только словами, но и рисунком. Вот какой вернисаж, под названием «Мы рисуем осень», получился из ваших работ, где вы изобразили осень при помощи карандаша и красок.

 

Осень. Очаровательная пора, воспетая многими поэтами, писателями, художниками, музыкантами. Вот здесь, в уголке чтения, я собрала наиболее яркие произведения различных авторов, описывающих красоту осени.

 

- Многие художники в своих картинах отражают красоту осени. Перед вами картины с изображением осени.(слайды 4-9)

-Что вы видите на картинах?

- На что похожи листья?

- Какие чувства выражают картины?

- Очарование родной природой, радостное настроение, испытываемое художником, передаётся и зрителям. Когда смотришь на картины, хочется пройтись по этим местам, по  лесу и подышать свежим осенним воздухом.

Прекрасна родная природа. Ещё прекрасней, если одухотворит её человек, поэт – рифмой, всем понятных, пронизанных светом слов, художник — кистью и красками, композитор – звуками чарующей музыки.  Но осень не всегда такая яркая и весёлая. Сергей Есенин видел её и другую. Об этом он написал в своём стихотворении «Отговорила роща золотая», которую потом переложили на песню. (звучит песня «Отговорила роща золотая» с презентацией (видеоклип)).

- Какой период осени описывается в этом произведении?

- Как вы догадались?- Какие краски использованы для поздней осени?

 П.И. Чайковский – великий русский композитор, написал цикл произведений, посвященный временам года. Сегодня мы услышим, как при помощи музыки можно передать красоту осенней природы.

Вы прослушали музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» «Октябрь».

— Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы?

 

5.Физминутка

Включает музыку «Осень, листьями шурши».

 

6.Лексико-орфографическая подготовка

Для каждого из вас осень своя, особенная. Поэтому и тема сочинения «Моя осень», т.е. такая, какой её видит каждый из вас.

Для того, чтобы сочинение было ярким, интересным, нужно использовать образные выражения (слайды 10-).

1) Какие эпитеты можно употребить со следующими словами: небо, облака, солнце, воздух, листья.

2) Подобрать образные глаголы: ветерок, деревья, облака, листья.

3) Подобрать образные сравнения: облака, как…, осинка, как будто…, листья, как….

4) Заменить данные слова близкими по значению: наступила, нарядились, лёгкие, золотистые, наряд, кружились.

5) Работа со словами на безударную гласную: з.л. той, .блака, св.тило, кр.с.вались, н.рядились, ш.лестят, уд.вительный, ж.лтоватые.

 

7.Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения

Используя свои впечатления, слова – помощники составьте устно рассказ на тему: «Моя  осень». Из скольких частей будет состоять сочинение? О чём первая часть? О чём вторая?

Слова для справки: ярко-жёлтый наряд, тёмно-зелёное, лимонная желтизна, багряные, разноцветные, сарафаны, мотыльки, парашютики, бирюзовое, нежно-голубое, прозрачный, трепетный, лучезарный.

Составляют устный рассказ с использованием слов для справок (слайды 10-21)

 

8.Итог урока

Трудно ли вам было сочинять  сочинение?

В чём  испытывали затруднения?

Что понравилось?


Открытый урок развития речи в 6 классе

Открытый урок развития речи в 6 классе

Звучат шум осеннего дождя, шелест листьев, крик журавлей) -

Звучат шум осеннего дождя, шелест листьев, крик журавлей) -

Многие художники в своих картинах отражают красоту осени

Многие художники в своих картинах отражают красоту осени

Что понравилось?

Что понравилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023