Конспект урока по русской литературе в 11 классе. А. И. Солженицын. История жизни писателя.
Оценка 4.7

Конспект урока по русской литературе в 11 классе. А. И. Солженицын. История жизни писателя.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
02.04.2021
Конспект урока по русской литературе в 11 классе. А. И. Солженицын. История жизни писателя.
творчество Солженицына.docx

Конспект урока по русской литературе в 11 классе.

А.И.Солженицын. История жизни писателя как дорога чести  и гражданского мужества

Цели урока:

Образовательная: вызвать интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, показать значение личности А.И. Солженицына в литературе;

Развивающая: развивать критическое мышление;

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету.

 « Не участвовать во лжи,

не поддерживать ложных действий.

Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,

но не через меня»

 

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Объявление темы и целей урока.

Слово учителя: Тема нашего сегодняшнего урока: « А.И. Солженицын –совесть эпохи». Мы познакомимся с эпохой, в которую жил этот великий писатель, с его биографией, творчеством. Попытаемся ответить на вопрос: кто же А.И. Солженицын –писатель, заступник, праведник, мученик? Спаситель отечества или « враг народа», патриот или диссидент? Многие писатели в 70 –е годы начали травлю писателя. В. Катаев писал:

« С чувством облегчения прочитал о том, что Верховный Совет СССР лишил гражданства А.И. Солженицына, что наше общество избавилось от него. Гражданская смерть Солженицына закономерна и справедлива»

И в начале я хочу показать вам один предмет. Думаю, что вы хорошо поймете, почему я выбрала именно этот предмет символом нашего урока.

* Демонстрация колючей проволоки

У вас на столах лежат листочки с таблицей. В течение урока вы  внимательно следите за всем, что здесь будет происходить и постепенно заполняете эту таблицу. Подпишите листочки. В конце урока вы сдаете эти работы на оценку.

 

 В 70-е годы 20 века его имя надолго было вычеркнуто из советской литературы, так как в 1974 году он был выдворен из страны на долгие годы.

Что же нам известно об этом великом человеке? Первая страница нашего журнала посвящена биографии А.И. Солженицына.

3.Ученик  показывает презентацию  на тему « Биография А.И. Солженицына»

Когда писателю было далеко за сорок, он пишет повесть « Один день Ивана Денисовича»,  которой рассказал о жизни заключённых в ГУЛАГе. И как вы узнали и з биографии писателя : эта тема была выстрадана им лично, герой во многом напоминает нам писателя. Вторая страница нашего журнала посвящена повести « Один день Ивана Денисовича»

4.Физкультминутка.

5.Ученик знакомит учащихся с историей создания этого произведения.

 У Ивана Денисовича Шухова был прототип, но он не сидел в сталинских лагерях, но этот образ обобщённый –любой человек мог попасть в лагерь по ошибке, по доносу, так как в стране был тоталитарный режим. Солженицын писал: «50 –ти миллионам, погибшим в ссылках и  лагерях, довольно и бугорка моего рассказа»

 И надо было иметь мужество , чтобы напечатать эту повесть, но А.Т. Твардовский не побоялся опубликовать это пронзительное произведение о лагерной жизни.

« Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу. Это от глубокой  человечности, оттого что люди остались людьми и в обстановке глумления.»

( Ж. Медведев)

6.Закрепление материала.

Вопросы по творчеству А. Солженицына

1.                 В чём видит писатель своё назначение в литературе?

2.                 Откуда исходят истоки его творчества?

3.                 Почему Солженицын  изменил название рассказа? («Щ -854» на

« Один день Ивана Денисовича»

4.                 Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

5.                 Как в условиях фактической несвободы человек может быть свободным?

6.                 Может ли подневольный труд приносить радость?

7.                 Можно ли Ивана Денисовича назвать приспособленцем, который думает о хлебе насущном?

8.                 Почему этот день один из счастливых для Ивана Денисовича?

9.                 В чём типичность этого образа? Можно ли Ивана Денисовича назвать героем?

10.             В чём духовная стойкость Ивана Денисовича? Как он «выдюжил»?

11.             С каким героем русской литературы  можно сравнить Ивана Денисовича? ( Платон Каратаев)

7.Итог урока.

В начале урока был задан вопрос: Кем  был А.И. Солженицын? Мы познакомились с его биографией, с его повестью « Один день Ивана Денисовича», которая также раскрывает его характер и теперь вы , используя синквейн, попытаетесь понять сущность этого Человека. Напоминаю, что синквейн =это пятистишье.1 строка –существительное,2 строка -2 прилагательных к нему,3 строка -3 глагола,4 –фраза, выражающая суть существительного,5 строка –существительное, подводящее итог. Например: А. Солженицын –честный ,справедливый, говорит правду,. не побоялся выступить против власти, помогает людям –« жить не по лжи» -праведник.

8.Рефлексия.

   Мы познакомились с личностью великого писателя А.И. Солженицына, которому в этом году исполняется 100 лет. Кто –то считает из вас его праведником, кто –то мучеником, кто писателем, но ,наверное, все вы согласитесь, что он был совестью эпохи, потому что жил не по лжи, его волновала судьба страны и его народа

Звучит пятиминутная речь А.И. Солженицына при вручении Нобелевской премии в 1970 году. Отрывок из документального фильма « Молния бьёт в высокое дерево».

9.Домашнее задание.

 

 


 

Конспект урока по русской литературе в 11 классе

Конспект урока по русской литературе в 11 классе

В 70-е годы 20 века его имя надолго было вычеркнуто из советской литературы, так как в 1974 году он был выдворен из страны на долгие…

В 70-е годы 20 века его имя надолго было вычеркнуто из советской литературы, так как в 1974 году он был выдворен из страны на долгие…

Как в условиях фактической несвободы человек может быть свободным? 2

Как в условиях фактической несвободы человек может быть свободным? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021