Тема урока: Интонация предложения.
Цель урока: Актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации, учить передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Ход урока
1. Актуализация представлений о видах предложения по цели высказывания и о знаках препинания.
- На доске:
урок, русского, идет, языка;
как, сделать, не, ошибку;
внимателен, будь, на, уроке
- Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите.
[Дети говорят, что это просто слова, а потом формулируют правило.]
- Что можно сделать с этими словами?
- Составьте и запишите предложения.
[Дети в группах составляют предложения, записывают в тетрадь, расставляют знаки препинания. Доказывают.]
Идет урок русского языка.
Как не сделать ошибку?
Будь внимателен на уроке!
- Почему знаки препинания разные?
- Какие бывают предложения?
- Предложения бывают:
По интонации |
По цели |
Восклицательными |
Повествовательными |
Невосклицательными |
Вопросительными |
|
Побудительными |
- Чем отличаются эти предложения друг от друга? Дайте им характеристику.
2. Формирование умения различать разные виды предложений по их эмоциональной окраске.
- Послушайте стихотворение.
Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? —
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты ещё малышка. (Г. Сатир)
- Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)
- Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)
- Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты! — восклицательное, остальные невосклицательные.)
- Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, восклицательных предложений.
- Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)
2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)
3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)
- Оцените свою работу на уроке.
3. Обобщение.
[Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной
стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец!) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку, устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.
Примеры вопросов на лепестках:
· Оно состоит из слов и выражает законченную мысль?
· Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?
· Как называется вид предложения, если в нём сообщается о чём-либо?
· Какие предложения мы называем побудительными?
- Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.