Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обособление приложений..doc

 

Русский язык. 8 класс.

Тема урока:  «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

Цели: закрепить знания учащихся  об обособленных приложениях  и выделительных знаках препинания при них; развивать умение  находить по вопросу приложение в тексте и указывать причину его обособления; воспитывать аккуратность и прилежание в процессе работы

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: научиться опознавать предложения с обособленными приложениями.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Повторяем орфографию (запись под диктовку)

Пожаловать в гости, маме нездоровилось, померялись силой, похлопывать по плечу, внимательно рассматривать, заведовать хозяйством, рассчитывали на помощь, допытываться о происшедшем, расклеили афиши, запомнили навсегда, понравились детям, поглядывать искоса.

 

 

Записать предложения, объяснить знаки препинания. Укажите обособленное определение.

( распространенное определение, выраженное причастным оборотом;  распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами);

 

1)Ночь, тихая и теплая, плыла над землей. (два однородные соглас.опр., стоят после сущ-го))

2) Лес, освещенный солнцем, казался сказочным.(прич.обор.)

3) На окне, серебряном от инея, за ночь расцвели хризантемы.

( распрост.прилагат)

4) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют предложения.

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?

Выслушиваются ответы учеников  (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)

 

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача.

Беседа: Повторение сведений об определениях и приложениях.

- Какие бывают определения? (согласованные, несогласованные, распространенные, нераспространенные)

- Чем они чаще всего выражены? (прилагательным, причастным оборотом)

-  Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

-   Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

 

 

Тест. 

Ученики отвечают одним словом: «да» или «нет. 1 мин.

1.Все второстепенные члены предложения обособляются.(да)

2.Определения обособляются, если выражены прилагательными с зависимыми словами и стоят после определяемого слова.(да)

3.Обособляются обстоятельства, выраженные фразеологизмами. (нет)

4.Не обособляется определение, которое  относится к личному местоимению. (нет)

5.Не обособляется определение, выраженное причастным оборотом, если стоит после определяемого слова. (нет).

 

 

 

 

 

 

Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест. Проверяют по ключу.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

 Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

 

Рассмотреть таблицу.

Приложения, которые относятся к личному местоимению.

Человек дела, он всегда дорожил временем.

2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

3.Приложения, имеющие причинное значение.

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

 

 Не обособляются: Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

 

Работа в паре.

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

  1. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  2. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  3. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  4. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  5. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  6. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

 

Работа по учебнику.

Прочитать параграф 50 на странице 171.

Упражнение 307 – комментированное письмо.

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят таблицу. Анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в паре.

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

 

Критерии оценивания

0 ошибок – «5»,

2 ошибки – «4»,

4 ошибки – «3».

Ключ:     1.2);   2.1);   3.1);   4.2);   5.1);   6.2);   7.1).

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

 - С чем сегодня познакомились на уроке?

- Какой частью речи выражено приложение?

- Когда обособляются приложения?

 

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

Правило на странице 172 - выучить,

1.Упражнение 310  по заданию.

2.Составить тест для своих одноклассников по теме сегодняшнего урока (5-10 заданий)

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Посмотрите также