Русский язык. 8 класс.
Тема урока: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».
Цели: закрепить знания учащихся об обособленных приложениях и выделительных знаках препинания при них; развивать умение находить по вопросу приложение в тексте и указывать причину его обособления; воспитывать аккуратность и прилежание в процессе работы
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: научиться опознавать предложения с обособленными приложениями.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||||
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Повторяем орфографию (запись под диктовку) Пожаловать в гости, маме нездоровилось, померялись силой, похлопывать по плечу, внимательно рассматривать, заведовать хозяйством, рассчитывали на помощь, допытываться о происшедшем, расклеили афиши, запомнили навсегда, понравились детям, поглядывать искоса.
Записать предложения, объяснить знаки препинания. Укажите обособленное определение. ( распространенное определение, выраженное причастным оборотом; распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами);
1)Ночь, тихая и теплая, плыла над землей. (два однородные соглас.опр., стоят после сущ-го)) 2) Лес, освещенный солнцем, казался сказочным.(прич.обор.) 3) На окне, серебряном от инея, за ночь расцвели хризантемы. ( распрост.прилагат) 4) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. |
Объясняют предложения.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
||||||
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова? Выслушиваются ответы учеников (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)
В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача. Беседа: Повторение сведений об определениях и приложениях. - Какие бывают определения? (согласованные, несогласованные, распространенные, нераспространенные) - Чем они чаще всего выражены? (прилагательным, причастным оборотом) - Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.) - Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.
Тест. Ученики отвечают одним словом: «да» или «нет. 1 мин. 1.Все второстепенные члены предложения обособляются.(да) 2.Определения обособляются, если выражены прилагательными с зависимыми словами и стоят после определяемого слова.(да) 3.Обособляются обстоятельства, выраженные фразеологизмами. (нет) 4.Не обособляется определение, которое относится к личному местоимению. (нет) 5.Не обособляется определение, выраженное причастным оборотом, если стоит после определяемого слова. (нет).
|
Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Выполняют тест. Проверяют по ключу. |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
||||||
4.
Изучение нового материала.
|
Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений - Какие особенности обособления приложений вам известны? - Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого? Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.
Рассмотреть таблицу.
Не обособляются: Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
Работа в паре. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?
Работа по учебнику. Прочитать параграф 50 на странице 171. Упражнение 307 – комментированное письмо. |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
Смотрят таблицу. Анализируют.
Выполняют работу в паре.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
||||||
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
||||||
6. Закрепление полученных знаний.
|
Итоговый тест. 1. Укажите предложение с обособленным определением: 1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой. 2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое. 1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда. 3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник. 1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом. 4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. 1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Укажите предложение с обособленным приложением: 1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом. 6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник. 2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей. 7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.
Критерии оценивания 0 ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3». Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1). |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу с текстом.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
||||||
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- С чем сегодня познакомились на уроке? - Какой частью речи выражено приложение? - Когда обособляются приложения?
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
||||||
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
||||||
9. Домашнее задание. |
На выбор: Правило на странице 172 - выучить, 1.Упражнение 310 по заданию. 2.Составить тест для своих одноклассников по теме сегодняшнего урока (5-10 заданий) |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.