Русский язык. 8 класс.
Тема: «Определение. Согласованное и несогласованное»
Цель: создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях
Задачи:
- формирование умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения, умения различать их и определять, чем они выражены.
- развитие и совершенствование умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения для характеристики предметов и явлений, определения-эпитета как средства выразительности речи.
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики.
Предметные: научиться проектировать реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Оборудование: учебник русского языка под ред. Т.А.Ладыженской, презентация, ноутбук, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
1.Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно) - Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика. - По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. - Подлежащее не может быть выражено глаголом. - Односоставные предложения – предложения с одним главным членом. (слайд 4) - Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными. - Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными. - Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Ключ: 1-0, 2-0, 3-0, 4-+, 5-0, 6-+, 7-
2.Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула. |
Отвечают на вопросы учителя, ставя в тетрадях (+ и 0). Обмениваются тетрадями и проверяют по ключу.
Записывают словосочетания, объясняют орфограммы, указывают вид подчинительной связи. |
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- А теперь, ребята, посмотрите на экран. (Слайд №1) - Послушайте стихотворения об осени. - Кто автор этих строк? … ( И.Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные) - Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты) - Что такое эпитет? (Художественное определение) -А каким членом предложения являются данные слова? (Определение) - Исходя из всего сказанного, определите тему сегодняшнего урока? - Какие цели и задачи мы с вами перед собой поставим? Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. А сейчас давайте вспомним, что мы с вами знаем об определении. -Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением? (Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет). |
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
Формулируют тему урока. |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Работа с эпиграфами. 1.С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.) 2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)
Беседа: - Выполните синтаксический разбор первого предложения. ( повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым). - Назовите определения во втором предложении. - К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным). - Какими частями речи выражены определения? - Как доказать, согласованные или несогласованные определения? (определить способ связи слов в словосочетании) - Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание). - Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково) - Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное? Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно.
Работа с теорией. Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями. Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием. Алгоритм работы с определением:
Работа по учебнику. - Откроем учебник на странице 80 и прочитаем правило. Выполним упражнение 134 (устно). Нужно рассмотреть таблицу и дополнить ее своими примерами, исходя из правила.
Выполним упражнение 135 – комментированное письмо. |
Читают эпиграфы, отвечают на вопросы учителя, выполняют синтаксический разбор предложений.
Учащиеся работают с предложением, отвечают на вопросы учителя, определяют согласованное и несогласованное определение, выводы записывают в тетрадь.
Выполняют работу по учебнику. Читают правило, выполняют упражнения, задают возникшие вопросы.
Цупова К.
. |
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их; умение производить языковой анализ стихотворения |
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. - Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги. Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(р), книги из библиотеки (н), дорогой (р)друг, юбка в клетку(н), полосатый шарф(р), желание хорошо учиться(н) , медлительная походка(р) |
Выполняют физкультминутку |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа в паре. Работа с деформированным текстом. - У вас на парте «рассыпанные предложения», из которых нужно составить связный текст. Предложения: (Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. Дон река ш.рокая и кр.сивая. Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.
Представление результата деятельности. Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море. (Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.
Вопросы по тексту. - Определите тему текста. (река Дон). - Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и станицы донского края) - Объясните орфограммы и пунктограммы. -Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое? -Подчеркните в тексте определения. Определите согласованные или несогласованные определения.
Работа по карточке (по рядам) Назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.
1 карточка. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости». «С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…». И.С.Тургенев «Муму»
2 карточка. «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…» « С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…» «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.». В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
3 карточка. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.» «На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» |
Выполняют работу в паре.
Работают с деформированным текстом.
Отвечают на вопросы
Работают по карточкам |
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текста
УУД: умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текста
умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Тест. 1. Замените согласованные определения несогласованными А) полосатые брюки Б) золотой браслет В) материнское сердце Г) светловолосая девушка 2. Замените несогласованные определения согласованными А) небо без облаков Б) девушка из города В) площадь у вокзала Г) дежурство по ночам
ОТВЕТЫ 1.А) брюки в полоску Б) браслет из золота В) сердце матери Г) девушка со светлыми волосами 2. А) безоблачное небо Б) городская девушка В) привокзальная площадь Г) ночное дежурство Вопросы: Что называется определением? - Какими бывают определения? - Какую роль играют определения в художественном тексте? - Над чем мы работали в течение урока? - Что удалось на уроке? - Над чем еще нужно поработать? - Зачем нам нужен был этот урок? |
Решают тест, проверяют по ключу
Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились.
|
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения. |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» Определение. Согласованное, несогласованное. Распространяет, уточняет, украшает. Зависит от вида связи. Эпитет. |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание.
|
Параграф 25 учить. Упражнение 133 1 абзац – 1 вариант, 2 абзац- 2 вариант Комментирует задание. |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.