Конспект урока по сказке О Уайльда "Мальчик-звезда"
Оценка 4.7

Конспект урока по сказке О Уайльда "Мальчик-звезда"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
03.08.2022
Конспект урока по сказке О Уайльда "Мальчик-звезда"
цели даного урока - побудить обучащихся задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки
Конспект урока.docx

Конспект урока

по  сказке  Оскара  Уайльда «Мальчик - звезда»

5 КЛАСС

 

Цели 

Образовательные:

 - обучение навыкам анализа художественного произведения;

- раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека;

- выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие:

- развитие речевой деятельности, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные:

- привитие интереса к книге, чтению;

- осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки;

- создание условий для познания себя и своего характера.

 

Планируемые результаты

-подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в красоте его внутреннего мира и благородстве души.

-побудить задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки.

 

Ресурсы: основные и дополнительные

  Мультимедийная презентация, отрывок из альбома Вивальди «Времена года», видео  запись отрывка из спектакля «Звёздный мальчик» (1957 г.), карточки с заданиями для групповой работы, памятки по написанию синквейнов, музыкальный клип на песню «Дорога добра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

I.                   Актуализация субъективного опыта учащихся

Задание : 1. Обсудить в группах фразу   «Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».  (Джеймс Фенимор Купер)

                2. Объяснить, в чем смысл фразы  ? Что хотел сказать Дж.Ф.Купер?

                3. Сформулировать цели нашего сегодняшнего разговора; предложить вопросы   для обсуждения?

                4. Социализировать  в группе

(В чём истинная красота человека? Что должна нести миру красота? Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки? Может ли человек с каменным сердцем измениться к?).

 

Учитель :Ответы на эти сложные вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О.Уайльда «Мальчик-звезда».

II. Учитель: Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Перед вами план сказки.   Работа в группах:

Задание1. : Расставьте предложения в правильной последовательности.

Ответ

1. Появление Дитя-звезды в семье лесоруба.

2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

3. Встреча с нищенкой.

4. Наказание за жестокость и эгоизм.

5. В поисках матери.

6. В плену у волшебника.

7. Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

Задание 2  Выбрать одно высказывание, которое на ваш взгляд наиболее точно выражает основную мысль (идею) сказки

III.  Вызов

Каждое произведение литературы – всегда «загадка», и в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, не боясь, что она будет неправильной. Отгадывает «загадки» всегда лучше тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название.

                      Сказка английского писателя Оскара Уайльда озаглавлено необычно: «Мальчик – звезда».

Как вы думаете, какое слово в этом название самое загадочное? Почему? А что такое для вас звезда? Задание : 1. Назовите (запишите, какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда). . Какие возникают ассоциации? Красота, неземная красота, а если это красота, то, что она должна нести людям. Свет, добро, вести за собой, быть «путеводной звездой», образцом красоты, совершенство, идеалом. А у О.Уайльда не просто звезда, а мальчик – звезда. Что обозначает это словосочетание слов. (звезда на небе, звезда – человек с выдающимися способностями, знаменитость, и в одном и в другом случае звезда – что-то удивительное, необычайное, недосягаемое)

 - Что могло означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? (Необычайно прекрасный)

                 2. Обсудите в группе, выберите наиболее интересный ответ и представьте его всем участникам

 

II.                 Работа с текстом

            1)   Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения О.Уайльда? (красивый лес, лютый холод и разная оценка этой погоды зверями и  птицами. Уже здесь начинаем понимать, что на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения.)

 

   2)  Художественное чтение отрывка  «Находка в лесу »По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба. Что узнали мы о них из их разговоров?

  Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.

   Что предложил сделать с ребёнком один из лесорубов? Как отнесся к его предложению другой и как оценил это предложение? (оставить – значит совершить злое дело) –  

    Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца? Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? (каменное сердце)

    Какое изобразительное средство использует автор в его оценке? метафора)

3) Чтение по ролям эпизода «Разговор с женой»

  У неё действительно «каменное сердце» (холодное, равнодушное, безразличное к чужим страданиям)? Что её сдерживало? (свои дети голодные) В её колебаниях – большая ответственность за свою семью, за этого ребёнка.

 

IV. Обсуждение видео  Задание : Обсудите в группе вопросы и сделайте вывод о том, что  такое красота, как нужно с ней обращаться

Вопросы для обсуждения 

1.      Каким вырос дитя – звезда? Каковы его: внешность, поступки

2.     Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды?

3.     Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения)

4.     Соответствует ли его поведение внешности?

5.     Кажется ли он вам красивым?

6.     Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды, принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.)

7.     А почему автор пишет, что красота принесла ему только злоКакое зло принесла ему красота?

       Жестокость, гордость и себялюбие направлены не только против окружающих людей и животных, но и против самого – он одинок, поскольку считает себя выше других, он сам не испытывает тёплых чувств – в результате «каменеет» его сердце, и он теряет способность не только к сочувствию, но и к радости. Он разрушает свою красоту – жестокость, злоба искажают красивые черты лица, и оно перестаёт быть прекрасным.)

 

Вывод Красота – это сокровище. И надо уметь ею распоряжаться. Важно, чтобы красота несла миру свет и тепло, а не зло и жестокость, и неблагодарность. Иначе она разрушает не только окружающий мир, но и сама себя, т.е. такая красота перестает восприниматься как красота.

 

V.  РАБОТА СО СХЕМОЙ.

Вопросы 1.           За что и какое наказание понёс Мальчик – звезда?

2.    Изменился ли Мальчик – звезда в конце сказки? Обрёл ли он свою прекрасную внешность? Преображения героя коснулись только его внешности?

Послушаем сжатый пересказ эпизода

-      Каким было отношение окружающих к нему?  

-      Какие слова появляются в словаре автора, когда он рисует, как тает «каменное сердце» мальчика? (заплакал, стал просить прощения, позабыл про свою беду, сжалился, снова пожалел)

-      Какой приём, характерный для русской народной сказки, использует автор, показывая преображения героя? (троекратные повторения).

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным.

   -    СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?  ( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)

 

 1 ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.    ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?

      2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.                        ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?

 ( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

 

ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

 

 3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.    ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?

 4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ. ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь?

 ( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИННОЙ КРАСОТЫ).

5-ая ступень – Раскаяние и прощение

 

Выразительное чтение эпизода преображения героя и встречи его с родителями?

1.       Что больше всего ценит Мальчик – звезда в конце сказки? (любовь и прощение родителей, возможность помогать людям)

2.       Что несёт его правление людям? (Добро и милосердие, которое меняют окружающий мир к лучшему)

Соответствует ли теперь его внешность его поступкам?

 Задание    сделать вывод о том,  что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?

    (Красота должна нести людям свет и добро, а не зло и жестокость. Истинная красота человека в гармонии его внешнего и внутреннего мира)

  

VI. Рефлексия

Задание :   1. Ответьте на вопрос «Над чем заставило задуматься произведение О.Уайльда  «Мальчик-звезда»

2.         Запишите для себя формулу КРАСОТЫ (из каких слагаемых,по-вашему, состоит Красота?

3.        Составьте синквейн на заданные слова «красота», «счастье», «сердце», «звезда», «доброта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Путеводная Звезда»

Задание 1 .

1. Обсудить в группах фразу   «Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».  (Джеймс Фенимор Купер)

2. Объяснить, в чем смысл фразы  ? Что хотел сказать Дж.Ф.Купер?

3. Сформулировать цели нашего сегодняшнего разговора; предложить вопросы   для обсуждения?

Социализация

Задание 2     Расставьте предложения в правильной последовательности.

Встреча с нищенкой.

Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба.

В плену у волшебника.

Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

Наказание за жестокость и эгоизм.

В поисках матери

Задание 3  Выбрать одно высказывание, которое на ваш взгляд наиболее точно выражает основную мысль (идею) сказки

1.         Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинания

2.         При красоте души не замечаешь физического несовершенства

3.         Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.                                                                        

4. НЕ  ищи красоты, ищи доброты;

5          Красота без доброты умирает

6          Некрасив собою, зато честен душою.

7          Красота до вечера, а доброта на век.

 

Задание 4 Назовите (запишите, какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда).  Какие возникают ассоциации?   

 

Задание 5                 Работа с текстом   Художественное чтение эпизода   «Находка в лесу »По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба  и     эпизода «Разговор с женой»

            1)   Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения О.Уайльда? 

            2)  Что узнали мы о них из их разговоров?

            3) Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца?

            4)  Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? 

            5)  У неё действительно «каменное сердце»   Что её сдерживало? 

Сделайте вывод : К каким людям попал мальчик-звезда?

 

Задание 6   После просмотра видео   обсудите в группе вопрос и сделайте вывод , подтверждая цитатами из текста своерешение 

            Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению, и самому мальчику?

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7.  РАБОТА СО СХЕМОЙ.    Работая в группе , вставьте в схему   необходимые слова

Вопрос  1.     -    СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?  Какие ступени   нужно было пройти мальчику, чтобы измениться?

 

1 ая ступень –  __________________________________________________________.      Когда он проявил эти качества?

 

2- ая ступень –  ___________________________________________________________                          Когда он страдает? Как?

 

 3 ступень – _______________________________________________________________ 

Где он проявляет терпение?

 4- ая ступень –  _________________________________________________________________   

 

5-ая ступень –  _______________________________________________________________________

  В какой момент сердце маьчика-звезды стало красивым и добрым

 

Задание 8    Сделать вывод о том,  что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?

 

 

Задание 9 :   1. Ответьте на вопрос «Над чем заставило задуматься произведение О.Уайльда  «Мальчик-звезда»

2.         Запишите для себя формулу КРАСОТЫ (из каких слагаемых,по-вашему, состоит Красота?

3.         Составьте синквейн на заданные слова «красота», «счастье», «сердце», «звезда», «доброта»

4. Подарите звезду с вашим синквейном тому, кому хотите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Как пишется синквейн?

Тема: Звезда

 

 

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Как пишется синквейн? Тема: Счастье

 

 

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема: Красота

 

 

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

 

 

Тема: Сердце

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 


 

Конспект урока по сказке

Конспект урока по сказке

Ход мероприятия I.

Ход мероприятия I.

Художественное чтение отрывка «Находка в лесу »По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба

Художественное чтение отрывка «Находка в лесу »По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т

Приложение 1 «Путеводная Звезда»

Приложение 1 «Путеводная Звезда»

Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения

Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения

Приложение 2 Как пишется синквейн?

Приложение 2 Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2022