Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"
Оценка 5

Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"

Оценка 5
doc
22.04.2020
Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"
Технология проблемного обучения.doc

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

 МБОУ лицея №3

Ковалева Валентина Сергеевна

 

 

 

 

 

Классный час в 3-м классе по теме:

"Кто такие птицы?"

(проблемное обучение)

                              

Программа: Развивающего обучения Л. В. Занкова

Педагогические технологии: проблемное обучение

Цели урока:

·                     Закрепить знания учащихся о птицах, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;

·                     развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображения и творческие способности;

·                     развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого;

·                     продолжать работать в группах.

Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, клочок шерсти, коллекция насекомых, изображения птиц Ро, иллюстрации изображений летучий мыши, белки-летяги, карточки с названиями особенностей строения птицы, “Голоса птиц”

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

1. На доске иллюстрации объектов Ро – вид сверху:

   

 

- Посмотрите, ребята, что это за сказочный мир такой? (Это наш край)

-Конечно, вы правы. А как вы думаете, кто из братьев наших меньших большую часть своей жизни видит наш родной край именно так, т.е. сверху? (Это птицы)

  

– Верно, какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть! Попробуем (Да!)

-  Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок. (Нет)

- Нет, сделаем еще попытку!

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

– Опять не вышло? Почему?

– Люди давно хотели летать как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.

3. Постановка проблемы.

– Ребята, так о ком мы будем говорить? (О птицах)

- Правильно. Но прежде нам предстоит решить одну непростую задачку. Мы с вами постоянно говорим о птицах и на уроках, и в повседневной жизни, а кто хоть раз задавал себе вопрос: кто же такие эти птицы? Почему они летают? Давайте сейчас и попробуем решить эту проблему: кто такие птицы и почему они летают.

– А каких летающих животных, кроме птиц, вы знаете? (насекомые, летучие мыши).

   

 

– Так, посмотрите на таблицу и скажите, чья скорость полета все-таки выше: насекомых или птиц? летучих мышей или птиц? А почему?

Кто быстро может летать:

Альбатрос – 70 км/ч

Пчела – 29 км/ч

Летучая мышь – 50 км/ч

Златоглазка – 2,2 км\ч

Стрекоза – 30 км/ч

Майский жук – 11 км/ч

Черный стриж – 180 км/ч

Ласточка – 65 км/ч

Скворец – 81 км/ч

Сокол – 350 км/ч

– Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы. Давайте попробуем ответить на вопрос: а почему птицы летают быстрее насекомых и летучих мышей?

4. Пути решения проблем

Для этого поработаем в группах и попробуем найти объяснения:

1 группа: Почему птицы летают быстрее, дальше и выше насекомых?

2 группа: Почему птицы быстрее, чем летучие мыши?

3 группа: Почему не летают пингвины и страусы?

4 группа: Что помогает птицам летать?

5. Работа в группах

1группа: Сравнивают насекомых и птиц,

Делают вывод: у насекомых наружный скелет – он защищает от хищников, мешает росту, значит, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.

Например, у стрекозы крылья прозрачные, а у птиц они покрыты перьями.

2 группа: Сравнивает летучую мышь с птицей и делают выводы: что все тело у птицы покрыто перьями. А у мыши шерстью. Чтобы летать, наверное, нужен легкий скелет. Нам кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей крылья как бы натягивающее (кожистое) вещество между пальцами рук, плеча и тела.

У птиц нет зубов, это делает их легче.

По ходу выводов, которые делают сами дети, вывешиваю карточки:

Скелет состоит из легких трубчатых костей.

Вместо зубов – легкий клюв.

Полетные мышцы развиты больше.

Но главное изобретение – это, конечно, перья.

3 группа: Проводит опыты: опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке – стало тепло – значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит, перо легкое.

После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.

   

При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.

– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Ребята. Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете? Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.

Ребята, благодаря тому, что легкие и сердце хорошо развиты. Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные. Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

4 группа:

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?

   

+ Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.

– Но почему же они тогда птицы?

+ Потому, что они покрыты оперением, клюв.

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.

– Молодцы. Замечательно!

Вывод: Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).

6. Работа с карточками

– Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) А какие птицы в нашей местности являются вестниками весны? (Грач)

- А вот здесь бы я с вами поспорила. На Дону есть такой праздник Сороки, который посвящен встрече первых весенних птиц. Теперь догадались, что это за птицы? (Сороки)

   

- И снова – неудача! Давайте не будем гадать, а найдем ответ на этот вопрос благодаря следующему заданию: перед вами на столах лежат карточки с кроссвордами, ключевым словом которых и является название главного вестника весны Донского края (дети отгадывают кроссворд, узнают ключевое слово – жаворонок)

- Итак, птицу мы отгадали (появляется иллюстрация жаворонка) Так, но почему же праздник посвященный встрече этих пернатых называется сороки? Подскажу, в нем спряталось количество птиц, которые прилетают весной. (Сорок птиц)

- Конечно. Согласно старым повериям 22 марта прилетают первые сорок птиц из теплых стран и первым летит именно жаворонок. А как же отмечался этот праздник на Дону?

3. Индивидуальные сообщения заранее подготовленных уч-ся

1) На данный праздник хозяюшки пекли пшеничных или картофельных жаворонков, насаживали их на длинные палки и отправляли ребятишек зазывать весну.

2)

Жаворонки, жавороночки!
Прилегпите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.

3)

Жавороночки, Перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Теплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.

4)

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

   

4. Продолжение работы по теме.

- Ну вот и мы с вами позвали к нам весну, а с ней и жаворонков. Скажите, а может ли случиться такое, что не прилетят к нам птицы из теплых стран? (Может, если все птицы исчезнут)

- Верно, а скажите почему происходит так, что птицы исчезают? (Их истребляют люди, они замерзают в суровых условиях зимы)

- Именно так, человек в настоящее время особое внимание уделяет защите птиц. Кто знает, какой праздник посвящен этому? («Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.)

- Какова же история этого птичьего праздника? (отвечает заранее подготовленный ученик)

Впервые в СССР «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы писал: "Только потому, что не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… ". Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране советов, собрав более 60 тысяч участников, которыми было развешено около 15.000 скворечников.

   

- А можем ли мы с вами как-то решить проблемы исчезновения пернатых друзей? (Перестать уничтожать птиц, делать скворечники и кормушки для птиц, прикармливать птиц зимой)

- Все верно, вот мы сейчас и оценим скворечники, которые сделали наши мальчики. (дети рассматривают и оценивают работу друг друга)

5. Подведение итогов.

-Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали? Что нового для себя открыли? (дети обсуждают информацию, полученную на уроке)

6. Рефлексия

– Как красиво звучат голоса птиц! Послушайте голоса птиц. Может быть, кого и узнаете.

На доску прикрепляются рисунки птиц, чьи голоса звучат.

   

соловей                                            королек

 

   

овсянка                                       жаворонок

– На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные сегодня. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”

Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я думал, я старался, я делал открытия!”

И теперь я предлагаю вам полакомиться жаворонками, которые испекли наши девочки!

  

 

     


Скачано с www.znanio.ru

Подготовила и провела: Учитель начальных классов

Подготовила и провела: Учитель начальных классов

Посмотрите, ребята, что это за сказочный мир такой? (Это наш край) -Конечно, вы правы

Посмотрите, ребята, что это за сказочный мир такой? (Это наш край) -Конечно, вы правы

Постановка проблемы. – Ребята, так о ком мы будем говорить? (О птицах) -

Постановка проблемы. – Ребята, так о ком мы будем говорить? (О птицах) -

Златоглазка – 2,2 км\ч Стрекоза – 30 км/ч

Златоглазка – 2,2 км\ч Стрекоза – 30 км/ч

Сокол – 350 км/ч – Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы

Сокол – 350 км/ч – Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы

После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня

После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты

Конечно. Согласно старым повериям 22 марта прилетают первые сорок птиц из теплых стран и первым летит именно жаворонок

Конечно. Согласно старым повериям 22 марта прилетают первые сорок птиц из теплых стран и первым летит именно жаворонок

Продолжение работы по теме. -

Продолжение работы по теме. -

Подведение итогов. -Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали?

Подведение итогов. -Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали?

Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"

Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020