Конспект урока по технологии проблемного обучения по предмету "Окружающий мир" на тему "Кто такие птицы"

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология проблемного обучения.doc

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

 МБОУ лицея №3

Ковалева Валентина Сергеевна

 

 

 

 

 

Классный час в 3-м классе по теме:

"Кто такие птицы?"

(проблемное обучение)

                              

Программа: Развивающего обучения Л. В. Занкова

Педагогические технологии: проблемное обучение

Цели урока:

·                     Закрепить знания учащихся о птицах, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;

·                     развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображения и творческие способности;

·                     развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого;

·                     продолжать работать в группах.

Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, клочок шерсти, коллекция насекомых, изображения птиц Ро, иллюстрации изображений летучий мыши, белки-летяги, карточки с названиями особенностей строения птицы, “Голоса птиц”

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

1. На доске иллюстрации объектов Ро – вид сверху:

   

 

- Посмотрите, ребята, что это за сказочный мир такой? (Это наш край)

-Конечно, вы правы. А как вы думаете, кто из братьев наших меньших большую часть своей жизни видит наш родной край именно так, т.е. сверху? (Это птицы)

  

– Верно, какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть! Попробуем (Да!)

-  Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок. (Нет)

- Нет, сделаем еще попытку!

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

– Опять не вышло? Почему?

– Люди давно хотели летать как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.

3. Постановка проблемы.

– Ребята, так о ком мы будем говорить? (О птицах)

- Правильно. Но прежде нам предстоит решить одну непростую задачку. Мы с вами постоянно говорим о птицах и на уроках, и в повседневной жизни, а кто хоть раз задавал себе вопрос: кто же такие эти птицы? Почему они летают? Давайте сейчас и попробуем решить эту проблему: кто такие птицы и почему они летают.

– А каких летающих животных, кроме птиц, вы знаете? (насекомые, летучие мыши).

   

 

– Так, посмотрите на таблицу и скажите, чья скорость полета все-таки выше: насекомых или птиц? летучих мышей или птиц? А почему?

Кто быстро может летать:

Альбатрос – 70 км/ч

Пчела – 29 км/ч

Летучая мышь – 50 км/ч

Златоглазка – 2,2 км\ч

Стрекоза – 30 км/ч

Майский жук – 11 км/ч

Черный стриж – 180 км/ч

Ласточка – 65 км/ч

Скворец – 81 км/ч

Сокол – 350 км/ч

– Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы. Давайте попробуем ответить на вопрос: а почему птицы летают быстрее насекомых и летучих мышей?

4. Пути решения проблем

Для этого поработаем в группах и попробуем найти объяснения:

1 группа: Почему птицы летают быстрее, дальше и выше насекомых?

2 группа: Почему птицы быстрее, чем летучие мыши?

3 группа: Почему не летают пингвины и страусы?

4 группа: Что помогает птицам летать?

5. Работа в группах

1группа: Сравнивают насекомых и птиц,

Делают вывод: у насекомых наружный скелет – он защищает от хищников, мешает росту, значит, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.

Например, у стрекозы крылья прозрачные, а у птиц они покрыты перьями.

2 группа: Сравнивает летучую мышь с птицей и делают выводы: что все тело у птицы покрыто перьями. А у мыши шерстью. Чтобы летать, наверное, нужен легкий скелет. Нам кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей крылья как бы натягивающее (кожистое) вещество между пальцами рук, плеча и тела.

У птиц нет зубов, это делает их легче.

По ходу выводов, которые делают сами дети, вывешиваю карточки:

Скелет состоит из легких трубчатых костей.

Вместо зубов – легкий клюв.

Полетные мышцы развиты больше.

Но главное изобретение – это, конечно, перья.

3 группа: Проводит опыты: опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке – стало тепло – значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит, перо легкое.

После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.

   

При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.

– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Ребята. Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете? Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.

Ребята, благодаря тому, что легкие и сердце хорошо развиты. Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные. Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

4 группа:

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?

   

+ Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.

– Но почему же они тогда птицы?

+ Потому, что они покрыты оперением, клюв.

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.

– Молодцы. Замечательно!

Вывод: Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).

6. Работа с карточками

– Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) А какие птицы в нашей местности являются вестниками весны? (Грач)

- А вот здесь бы я с вами поспорила. На Дону есть такой праздник Сороки, который посвящен встрече первых весенних птиц. Теперь догадались, что это за птицы? (Сороки)

   

- И снова – неудача! Давайте не будем гадать, а найдем ответ на этот вопрос благодаря следующему заданию: перед вами на столах лежат карточки с кроссвордами, ключевым словом которых и является название главного вестника весны Донского края (дети отгадывают кроссворд, узнают ключевое слово – жаворонок)

- Итак, птицу мы отгадали (появляется иллюстрация жаворонка) Так, но почему же праздник посвященный встрече этих пернатых называется сороки? Подскажу, в нем спряталось количество птиц, которые прилетают весной. (Сорок птиц)

- Конечно. Согласно старым повериям 22 марта прилетают первые сорок птиц из теплых стран и первым летит именно жаворонок. А как же отмечался этот праздник на Дону?

3. Индивидуальные сообщения заранее подготовленных уч-ся

1) На данный праздник хозяюшки пекли пшеничных или картофельных жаворонков, насаживали их на длинные палки и отправляли ребятишек зазывать весну.

2)

Жаворонки, жавороночки!
Прилегпите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.

3)

Жавороночки, Перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Теплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.

4)

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

   

4. Продолжение работы по теме.

- Ну вот и мы с вами позвали к нам весну, а с ней и жаворонков. Скажите, а может ли случиться такое, что не прилетят к нам птицы из теплых стран? (Может, если все птицы исчезнут)

- Верно, а скажите почему происходит так, что птицы исчезают? (Их истребляют люди, они замерзают в суровых условиях зимы)

- Именно так, человек в настоящее время особое внимание уделяет защите птиц. Кто знает, какой праздник посвящен этому? («Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.)

- Какова же история этого птичьего праздника? (отвечает заранее подготовленный ученик)

Впервые в СССР «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы писал: "Только потому, что не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… ". Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране советов, собрав более 60 тысяч участников, которыми было развешено около 15.000 скворечников.

   

- А можем ли мы с вами как-то решить проблемы исчезновения пернатых друзей? (Перестать уничтожать птиц, делать скворечники и кормушки для птиц, прикармливать птиц зимой)

- Все верно, вот мы сейчас и оценим скворечники, которые сделали наши мальчики. (дети рассматривают и оценивают работу друг друга)

5. Подведение итогов.

-Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали? Что нового для себя открыли? (дети обсуждают информацию, полученную на уроке)

6. Рефлексия

– Как красиво звучат голоса птиц! Послушайте голоса птиц. Может быть, кого и узнаете.

На доску прикрепляются рисунки птиц, чьи голоса звучат.

   

соловей                                            королек

 

   

овсянка                                       жаворонок

– На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные сегодня. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”

Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я думал, я старался, я делал открытия!”

И теперь я предлагаю вам полакомиться жаворонками, которые испекли наши девочки!

  

 

     


Скачано с www.znanio.ru