Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
МБОУ лицея №3
Ковалева Валентина Сергеевна
Классный час в 3-м классе по теме:
"Кто такие птицы?"
(проблемное обучение)
Программа: Развивающего обучения Л. В. Занкова
Педагогические технологии: проблемное обучение
Цели урока:
· Закрепить знания учащихся о птицах, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;
· развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображения и творческие способности;
· развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого;
· продолжать работать в группах.
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, клочок шерсти, коллекция насекомых, изображения птиц Ро, иллюстрации изображений летучий мыши, белки-летяги, карточки с названиями особенностей строения птицы, “Голоса птиц”
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
1. На доске иллюстрации объектов Ро – вид сверху:
- Посмотрите, ребята, что это за сказочный мир такой? (Это наш край)
-Конечно, вы правы. А как вы думаете, кто из братьев наших меньших большую часть своей жизни видит наш родной край именно так, т.е. сверху? (Это птицы)
– Верно, какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть! Попробуем (Да!)
- Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок. (Нет)
- Нет, сделаем еще попытку!
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
– Опять не вышло? Почему?
– Люди давно хотели летать как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.
3. Постановка проблемы.
– Ребята, так о ком мы будем говорить? (О птицах)
- Правильно. Но прежде нам предстоит решить одну непростую задачку. Мы с вами постоянно говорим о птицах и на уроках, и в повседневной жизни, а кто хоть раз задавал себе вопрос: кто же такие эти птицы? Почему они летают? Давайте сейчас и попробуем решить эту проблему: кто такие птицы и почему они летают.
– А каких летающих животных, кроме птиц, вы знаете? (насекомые, летучие мыши).
– Так, посмотрите на таблицу и скажите, чья скорость полета все-таки выше: насекомых или птиц? летучих мышей или птиц? А почему?
Кто быстро может летать:
Альбатрос – 70 км/ч
Пчела – 29 км/ч
Летучая мышь – 50 км/ч
Златоглазка – 2,2 км\ч
Стрекоза – 30 км/ч
Майский жук – 11 км/ч
Черный стриж – 180 км/ч
Ласточка – 65 км/ч
Скворец – 81 км/ч
Сокол – 350 км/ч
– Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы. Давайте попробуем ответить на вопрос: а почему птицы летают быстрее насекомых и летучих мышей?
4. Пути решения проблем
Для этого поработаем в группах и попробуем найти объяснения:
1 группа: Почему птицы летают быстрее, дальше и выше насекомых?
2 группа: Почему птицы быстрее, чем летучие мыши?
3 группа: Почему не летают пингвины и страусы?
4 группа: Что помогает птицам летать?
5. Работа в группах
1группа: Сравнивают насекомых и птиц,
Делают вывод: у насекомых наружный скелет – он защищает от хищников, мешает росту, значит, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.
Например, у стрекозы крылья прозрачные, а у птиц они покрыты перьями.
2 группа: Сравнивает летучую мышь с птицей и делают выводы: что все тело у птицы покрыто перьями. А у мыши шерстью. Чтобы летать, наверное, нужен легкий скелет. Нам кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей крылья как бы натягивающее (кожистое) вещество между пальцами рук, плеча и тела.
У птиц нет зубов, это делает их легче.
По ходу выводов, которые делают сами дети, вывешиваю карточки:
Скелет состоит из легких трубчатых костей.
Вместо зубов – легкий клюв.
Полетные мышцы развиты больше.
Но главное изобретение – это, конечно, перья.
3 группа: Проводит опыты: опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке – стало тепло – значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит, перо легкое.
После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.
При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
Ребята. Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете? Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.
Ребята, благодаря тому, что легкие и сердце хорошо развиты. Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные. Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.
4 группа:
– В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?
+ Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.
– Но почему же они тогда птицы?
+ Потому, что они покрыты оперением, клюв.
А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.
– Молодцы. Замечательно!
Вывод: Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).
6. Работа с карточками
– Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) А какие птицы в нашей местности являются вестниками весны? (Грач)
- А вот здесь бы я с вами поспорила. На Дону есть такой праздник Сороки, который посвящен встрече первых весенних птиц. Теперь догадались, что это за птицы? (Сороки)
- И снова – неудача! Давайте не будем гадать, а найдем ответ на этот вопрос благодаря следующему заданию: перед вами на столах лежат карточки с кроссвордами, ключевым словом которых и является название главного вестника весны Донского края (дети отгадывают кроссворд, узнают ключевое слово – жаворонок)
- Итак, птицу мы отгадали (появляется иллюстрация жаворонка) Так, но почему же праздник посвященный встрече этих пернатых называется сороки? Подскажу, в нем спряталось количество птиц, которые прилетают весной. (Сорок птиц)
- Конечно. Согласно старым повериям 22 марта прилетают первые сорок птиц из теплых стран и первым летит именно жаворонок. А как же отмечался этот праздник на Дону?
3. Индивидуальные сообщения заранее подготовленных уч-ся
1) На данный праздник хозяюшки пекли пшеничных или картофельных жаворонков, насаживали их на длинные палки и отправляли ребятишек зазывать весну.
2)
Жаворонки,
жавороночки!
Прилегпите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.
3)
Жавороночки, Перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Теплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.
4)
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
4. Продолжение работы по теме.
- Ну вот и мы с вами позвали к нам весну, а с ней и жаворонков. Скажите, а может ли случиться такое, что не прилетят к нам птицы из теплых стран? (Может, если все птицы исчезнут)
- Верно, а скажите почему происходит так, что птицы исчезают? (Их истребляют люди, они замерзают в суровых условиях зимы)
- Именно так, человек в настоящее время особое внимание уделяет защите птиц. Кто знает, какой праздник посвящен этому? («Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.)
- Какова же история этого птичьего праздника? (отвечает заранее подготовленный ученик)
Впервые в СССР «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы писал: "Только потому, что не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… ". Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране советов, собрав более 60 тысяч участников, которыми было развешено около 15.000 скворечников.
- А можем ли мы с вами как-то решить проблемы исчезновения пернатых друзей? (Перестать уничтожать птиц, делать скворечники и кормушки для птиц, прикармливать птиц зимой)
- Все верно, вот мы сейчас и оценим скворечники, которые сделали наши мальчики. (дети рассматривают и оценивают работу друг друга)
5. Подведение итогов.
-Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали? Что нового для себя открыли? (дети обсуждают информацию, полученную на уроке)
6. Рефлексия
– Как красиво звучат голоса птиц! Послушайте голоса птиц. Может быть, кого и узнаете.
На доску прикрепляются рисунки птиц, чьи голоса звучат.
соловей королек
овсянка жаворонок
– На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные сегодня. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”
Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я думал, я старался, я делал открытия!”
И теперь я предлагаю вам полакомиться жаворонками, которые испекли наши девочки!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.