Тема урока: «Человечество- мозаика рас и народов»
Учебник: 10 класс. География мира.10-11классы.Базовый уровень/учебник/А.П. Кузнецов, Э.В. Ким.- 3-е изд., пересмотр.-М.:Дрофа,2014г.
Программа: Кузнецов А.П. География мира.
Эпиграф к уроку: «Человечество — это народы»
Ю.В.Бромлей, Р.Г. Подольский
Цель:
ñ углубить знания о расовых и этнических особенностях населения планеты.
Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний по теме «Человечество — мозаика рас и народов» в
форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме, акцент на развитие метапредметных, личностных, предметных компетенций.
Задачи:
образовательные - обеспечить понимание учебного материала всеми обучающимися класса,расширить и обобщить знания обучающихся о расовом и этническом составе населения мира, продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь особенностей населения и размещения на планете.
развивающие - способствовать развитию умения анализировать результаты, устанавливать причинно- следственные связи между особенностями населения и их размещением, и проблемами, умения применять знания к анализу явлений и процессов, изучаемых другими науками, совершенствовать навыки работы с учебником и картами.
воспитательные - содействовать воспитанию уважения человеческого достоинства, адекватно и полно познавать себя и других людей, воспитывать у обучающихся толерантность .
Планируемые результаты:
ñ Предметные результаты: формировать умение выявлять географические закономерности расового, этнолингвистического состава населения мира, совершенствовать навыки работы со специальными картами; формировать умение понимать смысл терминов: нация, раса, консолидация, ассимиляция, межэтническая интеграция, сепаратизм, дискриминация, сегрегация, национализм.
ñ Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: формировать умение работать в соответствии с предложенным планом; определять цель учебной деятельности;
познавательные УУД: формировать умения анализировать особенности расового, этнолингвистического состава населения, обобщать факты, используя поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях;
выявлять причины и следствия( работа с учебником — анализ схем и таблиц, работа с картами атласа и дополнительным материалом), сопоставлять;
развивать навыки исследовательской работы.
Формировать умение строить логическое рассуждение, включающие установление причинно- следственных связей, опираться в поиске решений на собственный опыт( наблюдение за собственной работоспособностью)
коммуникативные УУД: сформировать умение кратко формулировать свои мысли в письменном и устном виде, вести диалог, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
ñ Личностные результаты: формировать навыки самостоятельной и групповой работы с учебными пособиями и техническими средствами информационных технологий, умение оценивания усвояемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор, способствовать воспитанию толерантности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок открытых мыслей
Методы: словесный, частично - поисковый,
Формы деятельности: диалог, работа с учебником и картой, атласом, дополнительной литературой, отбор информации, групповая работа.
Оборудование: политическая карта, карта «Языковые семьи и народы мира», атлас, учебник, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблички с названиями групп, задания для групп.
Опорные понятия: численность населения, воспроизводство, половой и возрастной состав, расселение, миграция, раса, этнос, языковая семья, нация, народность, межнациональные отношения, государственный язык.
Новые понятия: консолидация, ассимиляция, межэтническая интеграция, сепаратизм, дискриминация, сегрегация, национализм.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
|
Содержание |
Используемые методы, приемы, формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Орг. Момент. 1 мин |
Приветствие уч-ся. Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть у всех в течение урока будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь соседу. |
Диалог, учитель — класс. |
Приветствие уч-ся, проверка подготовки к уроку. Определение рабочих групп: «Этнографы», «Антропологи», «Лингвисты», «Политологи». |
Проверка готовности к уроку, прием «Твое настроение» |
Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителем. |
Актуализация знаний, Целеполагание. 2 мин |
Человек- главная производительная сила общества. Как вы понимаете выражение: «Человечество- это народы»? О чем говорит выражение: «Человек входит в мир через свою национальность»? Вот что сказал по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был как вы знаете, русским писателем, этнографом, создателем «Толкового словаря живого великорусского языка»: « Ни прозвание, ни вероисповидание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух. Душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по — русски». Хочу заметить, что мать Даля была немка, отец- датчанин, принявший российское подданство. Следует заметить, эта формула не является абсолютной, и здесь могут быть исключения. Учет национальных особенностей населения важен и для экономической жизни страны. Они важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и отдельных производств, рационального использования трудовых ресурсов. О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Тема урока «Человечество- мозаика рас и народов» Как определим цель урока? |
Фронтальный опрос, устное сообщение учителя, диалог |
Выслушиваются различные варианты ответов.Напоминает : перед вами лежат таблички, выразите свое отношение к расовому и этническому составу населения в колонке «В начале урока». Затем определяют тему и цель урока: углубить знания о расовых и этнических особенностях населения мира. Выбирают средства реализации цели -групповая работа, отчет групп. |
Ответы уч-ся, определяют тему и цель урока. Записывают тему в тетрадь. |
Регулятивные: сформировать умение самостоятельно определять тему и цель урока, личностные:умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам; коммуникативные: умение воспринимать информацию в слух, отвечать на вопросы учителя, познавательные: умение выделять главное. |
Мотивация . Создание проблемной ситуации. 2 мин. |
В современную эпоху во многих регионах и странах мира все более актуальным становятся проблемы межнациональных отношений. В некоторых странах случаются межэтнические конфликты. Не смотря на то, что народы. Проживающие на территории одного государства интегрированы в современную , очень унифицированную жизнь, они сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Вам придется выяснить особенности населения, группы специалстов определят картину места человека в мире, используя информацию из учебника атласа, дополнительного материала. Результатом является ваш групповой отчет. |
Рассказ — вступление, инструктаж |
Настраивает на самостоятельное получение знаний согласно алгоритму работы в группе. |
Рассматривают рабочие листы, заполняют первую колонку «В начале урока», знакомятся с заданиями, целью работы группы, распределяют обязанности между членами группы, выбирают координатора группы. |
Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение в группе. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять главное. |
Работа над новым материалом8-. 10 мин. |
Самостоят. работа в группах.( см. рабочие листы для групп) приложение. |
Самостоятельный поиск информации учащимися, частично — поисковый. |
Направляет работу уч-ся, помогает преодолевать трудности |
Работа в группах: самостоятельно читают материал§7, ведут поиск информации в атласе, используют дополнительный материал, выполняют творческий отчет. |
Регулятивные: работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы; познавательные: учиться грамотно использовать в речи новые термины; формирование интереса к предложенной ситуации коммуникативные: работать в группе. |
Закрепление изученного материала. 20 -25 мин. Общий вывод. |
Отчет 1 группы «Антропологи» презентация «Расы мира»
отчет 2 группы «Этнографы» схема «Ступени этноса»
отчет 3 группы «Лингвисты» синквейн «Язык»
отчет 4 группы «Политологи» глосарий:сепаратизм, дискриминация, национализм, апартеид, сегрегация.
Способствовать усвоению знаний по теме. Вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям различных рас и народов. |
Анализ, синтез, обобщение, индивидуальная работа- презентация, схема, синквейн, глосарий |
Анализирует работу, обобщает |
Выступают участники группы с творческим отчетом, остальные уч- ся делают записи в тетради. |
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию в слух, показывать презентацию. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять главное. |
Рефлексия . 1 мин. |
Выразите свое отношение к положению народов и рас в разных регионах мира в колонке таблицы «В конце урока», представте, что вам нужно отправить телеграмму. О каких проблемах , связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным сообщить? Кому вы адресуете свои телеграммы? Кто хотел бы зачитать свои телеграммы? |
беседа |
Предлагает закончить таблицу, выразить свое отношение к положению рас и народов, зачитать свои телеграммы |
Отмечают в колонке таблицы «В конце урока» свое мнение и по желанию зачитывают телеграмму. |
Регулятивные: умение кратко высказывать свое мнение. Личностные: умение оценивания усваиваемого содержания( исходя из социальных и личностных ценностей),обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Выставление оценок. 2 мин. |
Давайте подведем итог нашего урока. Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Что было интересным? Хочу поблагодарить за активное участие в учебном диалоге( ф.. и..), давайте послушаем комментарии координаторов групп:
я хочу отметить работу: ф.. и.. |
Самооценка деятельности. |
Проводит анализ урока. Анализ оттметок, выставление в дневник. |
Высказывают свои мнения. Определяют уровень достижений своих результатов, координаторы групп комментируют оценки участников. |
Личностные: формирование самооценки, уровня собственных знаний, оценка работы всей группы |
Д/з 1 мин. |
§ 7, составить 10 вопросов по теме, начинающихся со слов «Почему...?», «С чем связано...?», отражающие причинно- следственные связи; индивидуальные задания: подготовить сообщения по теме «Религии мира» по выбору с целью выявления особенностей религиозного состава населения и влияния его на экономические и межнациональные отношения . |
|
Объясняет д/з, записывает на доске,сообщает цели, содержание и способы выполнения д/з |
Записывают д/з в дневник. |
Регулятивные: планировать свою образовательную траекторию.
|
Итог урока. 1 мин. |
Я хочу узнать ваше мнение об уроке: урок сегодня — легкий - трудный, интересный — скучный, полезный — ненужный. Я ученик: старательный — ленивый, внимательный — невнимательный, усвоил урок — не усвоил.
|
беседа |
Подводит итоги урока |
Оцениваоют урок и свою деятельность на уроке. |
Личностные: оценка своей работы и учителя . |
1.Орг. Момент: приветствие: здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши умные, добрые лица. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. , Проверка подготовки к уроку: все подготовились к уроку, разделились по группам «Антропологи» - координатор ------
«Этнографы» - координатор..............
«Лингвисты» - координатор …......
«Политологи» - координатор...............
перед вами лежат рабочие листы для каждой группы, в которых вы будете работать вместе.
ñ Человек- главная производительная сила общества. И не только это.
ñ Как вы понимаете выражение: «Человечество- это народы»?
ñ О чем говорит выражение: «Человек входит в мир через свою национальность»? (ответы детей)
Вот что сказал по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был, как вы знаете, русским писателем, этнографом, создателем «Толкового словаря живого великорусского языка»: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека- вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по- русски». Мать Даля была немка, отец- датчанин, принявший российское подданство. Следует заметить, эта формула не является абсолютной, и здесь могут быть исключения. Учет национальных особенностей населения очень важен и для экономической жизни страны. Они важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и отдельных производств, рационального использования трудовых ресурсов.
ñ Выразите свое отношение к расовому, этническому составу населения мира. На столе у вас лежат таблички, в колонке «В начале урока» отмечаете свое отношение.
В начале урока |
|
В конце урока |
|
Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям. |
Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира. |
Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям. |
Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира. |
|
|
|
|
ñ Как вы думаю догадались, речь на сегодняшнем уроке пойдет о...( ответы детей по определению темы урока).
Тема сегодняшнего урока «Человечество- мозаика рас и народов».(слайд 1)
ñ Как вы определите цель урока?( слайд 2) ( ответы детей) – определить особенности расового и этнического состава населения мира.
В современную эпоху во многих регионах и странах мира все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений. В некоторых многонациональных странах случаются межэтнические конфликты. Несмотря на то что народы, проживающие на территории одного государства, интегрированы в современную, очень унифицированную жизнь, они сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе и др.
Как различаются люди , по каким признакам, какие между ними взаимоотношения вам придется выяснить.
Мы с вами образовали группы специалистов, которые займутся поиском информации по теме по заданиям с целью определения картины места человека в мире.
Перед вами рабочие листы урока и алгоритм работы для каждой группы. Вы должны работать согласно заданиям, итогом вашей работы является — отчет : ответы, и форма отчета — презентация, синквейн, схема, глосарий. Координаторы группы следят за работой участников и затем выставляют оценки за участие в диалоге и выступают с отчетом. Время работы указано в листе рабочем.
3.Работа над новым материалом. Групповая работа.
4 группы, в группе координаторы группы распределяют ответственных за выполнение заданий. Время самостоятельной работы в группах - 8-10мин.
Алгоритм работы группы:
ñ знакомство с целью, поставленной перед группой,
ñ повторение необходимых понятий или терминов,
ñ выполнение заданий по изучению нового материала,
ñ первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),
ñ отчет группы.
Задания для групп(слайд )
Цель: выявить особенности и значение расового состава населения мира, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ состав и значение расовых признаков( учебник 7, доп мат-л),
ñ большие и малые расы(доп мат-л),
ñ расовый состав по регионам мира,
ñ презентация «Расовый состав населения»
ñ вывод
2.Задание для группы «Этнографы»:
Цель: выявить этнические черты образа жизни населения мира, учитывая прогнозы специалистов, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ этнос и совокупность его признаков,
ñ этнические черты образа жизни,
ñ прогнозы специалистов,
ñ схема развития этноса( племя — народность - нация)
ñ вывод
3. Задание для группы «Лингвисты»:
Цель: выявить особенности и причины возникновения территориальных различий в языках, привести примеры языков-изоляторов, отразите результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ особенность народа- язык,
ñ причины возникновения территориальных различий в языках,
ñ что такое государственный язык?
ñ Привести примеры языков -изоляторов,
ñ Языки мира , используемые в ООН.
ñ Синквейн «язык».
Язык
важнейший, отличительный
возникает, классифицируется, объединяется
язык группируется в языкоаые семьи.
Признак.
ñ вывод
4. Задание для группы « Политологи»:
Цель: выявить причины, мешающие решению национальных проблем, отразите результаты в виде схемы или сообщения.
ñ причины, мешающие решению национальных проблем,
ñ национальные конфликты,
ñ глосарий: сепаратизм, дискриминация, национализм, апартеид, геноцид, сегрегация.
ñ вывод
координатор группы.. «Этнографы»........
координатор группы «Лингвисты».............
координатор группы «Политологи»...........
Вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям различных рас и народов.
Прием «Телеграмма»: представьте, что вам нужно отправить телеграмму!
ñ О каких проблемах, связанных с темой урока, вы считаете нужным сообщить немедленно?
ñ Кому вы адресуете свои телеграммы?
ñ Кто бы хотел зачитать свои телеграммы? (ф... и...)
ñ Достигли ли вы цели урока?
ñ Что было главным на уроке?
ñ Что было интересно?
Мне хотелось узнать ваше мнение об уроке. Оцените его в рабочем листе подчеркните, что считаете нужным для вас. В конце урока сдайте рабочие листы для анализа деятельности.
ñ Сегодня урок: легкий- трудный, интересный- скучный, полезный — ненужный.
Я ученик: стараьтельный — ленивый, внимательный — невнимательный, урок усвоил — не усвоил.
ñ Я хочу поблагодарить за участие в работе. И хочется услышать мнение координаторов групп по оценке деятельности участников группы.
ñ Я хочу отметить работу …........... (ф..и..). Комментарии оценок........
7.Д/з § 7, составить 10 вопросов по теме, начинающихся со слов «Почему..?», «С чем связано...?», отражающие причинно- следственные связи.
Индивидуальные задания сообщение по теме «Религии мира»( по выбору религий учащимися) с целью выявления особенностей религиозного состава населения и влияния его на экономические и межнациональные отношения.
Рабочий лист урока группы «Антропологи»
координатор группы..................................................
состав группы..................
время работы.....8-10 мин
Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов».
Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.
Алгоритм работы группы:
ñ знакомство с целью, поставленной перед группой,
ñ повторение необходимых понятий или терминов,
ñ выполнение заданий по изучению нового материала,
ñ первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),
ñ отчет группы.
Задание для группы « Антропологи»:
Цель: выявить особенности и значение расового состава населения мира, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ состав и значение расовых признаков( учебник 7, доп мат-л , карты атласа стр. 6-7),
ñ большие и малые расы(доп мат-л),
ñ расовый состав по регионам мира,
ñ презентация «Расовый состав мира»
Вывод:По мере развития культуры, цивилизации. А также биологического взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов стираются, возникают новые сочетания расовых признаков единого человечества.
Различия в природных условиях , а также интенсивные миграции населения привели к формированию 4 основных рас и нескольких переходных рас.
Оценки: Ф.И............................... ….Ф.И............................ ….
Ф.И............................... ….Ф.И............................ ….
Рабочий лист урока группы «Этнографы»
координатор..............................................
состав группы...............
время работы...8-10 мин
Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов»
Цель урока: определить особенности расового и этнического состава мира.
Алгоритм работы группы:
ñ знакомство с целью, поставленной перед группой,
ñ повторение необходимых понятий или терминов,
ñ выполнение заданий по изучению нового материала,
ñ первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),
ñ отчет группы.
Задание для группы «Этнографы»:
Цель: выявить этнические черты образа жизни населения мира, учитывая прогнозы специалистов, отразить результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ этнос и совокупность его признаков,
ñ этнические черты образа жизни,
ñ прогнозы специалистов,
ñ схема развития этноса..
Вывод:Этносы возникают не по воле людей, а в результате объективных исторических процессов. В этносе аккумулируются и ощущение человеком своего происхождения, и близость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией. Страны мира отличаются по национальному составу населению, преобладают многонациональные государства.
оценки Ф. И....................... …..Ф.И............................... ….
Ф.И............................... ….
Рабочий лист урока группы «Лингвисты»
координатор.............................
состав......................
время работы....8-10 мин
Тема урока: «Человечество- мозаика рас и народов»
Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.
Алгоритм работы группы:
ñ знакомство с целью, поставленной перед группой,
ñ повторение необходимых понятий или терминов,
ñ выполнение заданий по изучению нового материала,
ñ первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),
ñ отчет группы.
Задание для группы «Лингвисты»:
Цель: выявить особенности и причины возникновения территориальных различий в языках, привести примеры языков-изоляторов, отразите результаты в виде таблицы или схемы, или сообщения.
ñ особенность народа- язык,
ñ причины возникновения территориальных различий в языках,
ñ что такое государственный язык?
ñ Привести примеры языков -изоляторов,
ñ Языки мира , используемые в ООН.
ñ Синквейн «язык».
Вывод: язык — главная особенность народа, распространенные языки -английский, китайский, испанский. Классификация народов основана на языковом принципе, языки объединяются в языковые группы, которые входят в соств языковых семей. Наблюдается многообразие языков. Сколько языков — столько и народов.
оценки Ф.И........................... ….
Ф.И............................... ….Ф.И............................... ….Ф.И............................ ….
Рабочий лист урока группы «Политологи»
координатор.................................
состав.................
время работы..8-10 мин.
Тема урока: «Человечество — мозаика рас и народов»
Цель урока: определить особенности расового и этнического состава населения мира.
Алгоритм работы группы:
ñ знакомство с целью, поставленной перед группой,
ñ повторение необходимых понятий или терминов,
ñ выполнение заданий по изучению нового материала,
ñ первичное закрепление(работа с дополнительным текстом, формулировка выводов),
ñ отчет группы.
Задание для группы « Политологи»:
Цель: выявить причины, мешающие решению национальных проблем, отразите результаты в виде схемы или сообщения.
ñ причины, мешающие решению национальных проблем,
ñ национальные конфликты,
ñ глосарий: сепаратизм, дискриминация, национализм, апартеид, сегрегация.
Вывод: проблемы межэтнических отношений приобретают все большую остроту, особенно в условиях политической и экономической нестабильности, характерной для многих регионов и стран мира. Поэтому понимание культуры других народов становится необходимым для каждого человека.
оценки Ф.И.............. ….. Ф.И............................... ….
Ф.И............................... …. Ф.И............................... ….
Таблица «Мое отношение»
В начале урока |
|
В конце урока |
|
Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям. |
Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира. |
Я спокойно отношусь к многообразию рас и народов, к их межнациональным отношениям. |
Я тревожусь за межнациональные отношения, положение рас и народов в разных регионах мира. |
|
|
|
|
Моя оценка уроку и своей деятельности:
Сегодня урок
легкий — трудный, интересный — скучный, полезный — ненужный.
Я ученик
старательный — ленивый, внимательный — невнимательный, урок усвоил — не усвоил.
Дополнительный материал для «Антропологов»
Раса(фр. «род», «порода», «племя»)- исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, в основном, внешних(телесных) признаках.
Широко распространено представление о делении современного человечества на «белую», «желтую», «черную» расы. Различия в цвете кожи зависит от количества красящего вещества- пигмента меланина, который по своим физическим и химическим свойствам одинаков у представителей рас. Антропологи к основным расовым признакам относят: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части головы, различия в пропорции тела, особые линии на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев. К «скрытым» признакам относят: содержание в тканях микроэлементов, виды цветовой слепоты, строение зубов. В главном — в чувствах и мыслях, в способностях и возможностях — люди разных рас равны и едины.
Наиболее наглядным является — потомство от смешанных браков: француз Александр Дюма( автор романа «Три мушкетера», «Граф Монте- Кристо») был внуком негритянки; великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин- потомок не только знатных и незнатных русских родов, но и «арапа Петра Великого», чернокожего Ганнибала(Абрам Петрович, 1697 -1781г., сын эфиопского князя).
Большая европеоидная раса: светлая или смуглая кожа, волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, большое разнообразие окраски радужной оболочки глаз, узкий нос, тонкие или средней толщины губы. Малые: нордийская и балтийская, альпийская, среднеевропейская, восточноевропейская, средиземноморская, арменоидная.
Большая Монголоидная раса: желтоватый оттенок кожи. Прямые тугие волосы, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выступающими скулами, неширокий нос. Малые : азиатская и американская, арктическая, центральноазиатская, дальневосточная.
Большая Негроидная раса:темно-коричневая кожа, курчавые жесткие волосы, карие глаза,широкий нос, толстые губы. Три группы: негры, негрили, бушмены, готтентоты, высокорослые- суданцы, нилоты, малый рост- пигмеи.
Большая Австралоидная раса:темная окраска кожи, широкий нос, толстые губы: австралийцы- аборигены, папуасы, меланезийцы, айны, негртосы. Смешанные расы — мулаты, метисы, самбо.
Зарубежная Европа : население полностью принадлежит к европеоидной расе, 50% населения включает состав трудно различающиеся расы.
Зарубежная Азия: распространены разные группы всех 4 больших рас.
Африка : большинство представляет негроидную расу, на юге живут около 5 млн. европеоидов и их потомков.
Америка: необычайная пестрота расового состава. Местное монголоидное население сохранилось лишь в отдельных районах.
Австралия и Океания: расовый состав пестр, резко преобладают представители европеоидной расы. Метисов мало.
Изучением рас занимался Н. Н. Миклухо — Маклай, долгое время проживший на о.Новая Гвинея, о. Папуа- Новая Гвинея , его называли «человек с Луны», он был уважаемым и почитаемым человеком здесь. Он боролся за права рас ,за равенство рас, описал обычаи папуасов. Также проблемы равноправия рас интересовали и Давида Ливингстона. В.В.Юнкер — исследовал цвет кожи, быт, обычаи жителей Центральной Африки. Елисеев А.В. - изучал народы и их обычаи Северной Африки, Эфиопии. Сегодня их коллекции украшают экспозиции Музея антропологии и этнографии Академии Наук в Санкт- Петербурге. В начале 20-го века Николай Гумилев , побывавший в Африке, привез коллекции и прекрасные стихи, посвященные народам и странам континента. Одно из самых известных:
«На таинственном озере Чад По лесистым его берегам
Посреди вековых баобабов И в горах, у зеленых подножий,
Вырезные фелуки стремят Поклоняются страшным богам
На заре величавых арабов Девы- жрицы с эбеновой кожей.
Дополнительный материал для группы «Этнографы»:
Этнос- исторически возникший вид социальной группы людей, обладающий совокупностю признаков: единством территории, культуры, языка, хозяйственно- бытовых особенностей.
Выделяют три стадии формирования этносов: племя, народность, нация.
В ходе развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этнического объединения. Наиболее интенсивно процессы объединения развивались с появлением государств. Специалистами выделяются 2 вида объединения: консолидация — процесс объединения родственных этносов и образование более крупных( из родственных славянских племен сформировались русская, украинская, белорусская нации),
ассимиляция — поглощение более крупными и развитыми этносами менее крупного. Бывает насильственная и ненасильственная( до революции в России царизм насильственно русифицировал другие народности, проявлялось в насаждении русского языка, православия, русской письменности). Происходит исчезновение малых народов в результате ассимиляции. Историк и этнограф Л.П. Шапошникова в 70-х годах 20-го века изучала в джунглях Индии австралоидные племена, живущие до сих пор в каменном веке. Именно труднодоступность их территории уберегла малый народ от исчезновения и ассимиляции, это было доказано Шапошниковой Л.П. Сейчас происходит:
Межэтническая интеграция -постепенное объединение далеких в этническом отношении народов. Существуют однонациональные ,если национальные границы совпадают с политическими( Польша, Япония, Египет), двунациональные (Бельгия, Канада, Турция), многонациональные государства(Великобритания, Испания, Бразилия, США, Эфиопия, Нигерия). Показать на карте.
пища : рыба — китайцы —не едят сырой, а японцы- едят сырую, монголы, зулусы- не едят рыбу.
мясо — индийцы — не едят говядину, мусульмане — свинину,
быт: болгары кивают при произношении «Нет», «Да» крутят головой отрицая. Американцы по- иному кладут ногу на ногу(щиколоткой), англичане- не умываются под текущей струей воды, как русские. В Исландии — есть лишь имя и отчество, а фамилия встречается редко.
Европа: официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс. Может появится Конфедерация арктического Полярного круга.
Азия: Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира,
Африка: разделение Судана на две части, ЮАР на три.
Америка: В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек, Мексика на 4 части.
Австралия: может распасться на 4 государства, одно из них создадут аборигены.
Россия: часть Казахстана может присоединиться к России, могут возникнуть новые государства на Дальнем Востоке.
Схема: В процессе своего развития этносы проходят три стадии: ПЛЕМЯ--- НАРОДНОСТЬ — НАЦИЯ- на доске прикрепить. По словам русского историка, географа Л.Н. Гумилева - «ЭТНОС рождается, мужает, стареет и умирает»
Дополнительный материал для группы «Лингвисты»
Языки, используемые в ООН - английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский — официальные и рабочие языки.
ñ Язык
ñ Важнейший, отличительный
ñ Возникает, классифицируется, объединяется
ñ Язык группируется в семьи языков.
ñ Признак.
Вывод: язык — главная особенность народа, распространенные языки -английский, китайский, испанский. Классификация народов основана на языковом принципе, языки объединяются в языковые группы, которые входят в состав языковых семей. Наблюдается многообразие языков. Сколько языков — столько и народов.
Дополнительный материал для группы «Политологи»
Развивающиеся страны: низкий уровень экономического развития, религия, натравливание одних племен на других, религиозный экстремизм. В Африке, в Южной Америке — концентрация границ проводилась без учета границ проживания народа.
Развитые страны: не желание правительства дать неимущим политическую и экономическую свободу, юридическое неравенство. Существует закономерность проявления национальных проблем: конфликты возникают в многонациональных и двунациональных странах. Неравенство в уровне развития и жизни народов, живущих в одной стране, также является причиной межэтнических конфликтов.
Правительство должно относится толерантно к народам, населяющим государство. 16 ноября 1996 - Международный день толерантности, принятый ООН.
3. Учитывая проявления бесчеловечности в расовой политике, мы составили глоссарий:
Дискриминация — ущемление прав какой -либо группы граждан.
Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации — лишение или ограничение политических, экономических и гражданских прав какой — либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах( резервациях -индейцы, аборигены в Австралии , в ЮАР- в бантустанах).
Сепаратизм — стремление к отделению какой — либо территории от государства.
Национализм — национальное превосходство,
Сегрегация — политика принудительного отделения какой- либо группы населения.
Хочется сказать об этом стихами Леонарда Коса:
Стихи Леонарда Коса «Цветной»:
В автобусе и в лавке, Спеша вдохнуть блаженство,
В кафе , на пляже, в сквере, Забытое давно, я это изреченье
На почте и в конторе, у входа прочитаю: «Цветному рядом с белым дышать запрещено!»
В аптеке и в кино,
Везде косые взгляды,
Захлопнутые двери,
Цветному рядом с белым
Дышать запрещено.
Наверно и за гробом,
Придя к воротам рая,
Вывод: проблемы межэтнических отношений приобретают все большую остроту, особенно в условиях политической и экономической нестабильности, характерной для многих регионов и стран мира. Поэтому понимание культуры других народов становится необходимым для каждого человека.
Общий вывод: население мира отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр, большинство народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе. Благодаря исследовательским работам ученых географов, этнографов, антропологов были выявлены особенности и проблемы расового, этнического состава населения мира. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям различных рас и народов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.