Конспект урока по геометрии 7 класс.
Тема урока: «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»
Тип урока: Урок открытия и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Создать условия для освоения основных понятий: равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник; формулирования и доказательства свойств прямоугольных реугольников; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): помочь учащимся «открыть» некоторые свойства прямоугольных треугольников, формировать умение применять их при решении задач базового уровня
Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации, тренировать память и математическую речь, побуждать к любознательности;
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Методы и приёмы обучения:
По способу приобретенных знаний – словесные (диалог), наглядные, практическая работа;
По уровню познавательной активности - проблемный, самостоятельная работа, коллективное обучение, решение познавательных задач.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная , работа в парах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.
Метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;
-познавательныеУУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией.
Личностные УУД: формирование мотивации.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, чертёжные инструменты.
План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
3. Самостоятельное открытие новых знаний экспериментальным путём в привычной и новой ситуациях.
4. Физкультминутка. (подвижная)
5. Первичное закрепление и применение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания. Тест с последующей самопроверкой.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Слайд 1
|
Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ольга Сергеевна – я учитель математики Брейтовской школы, находящейся на другой стороне Рыбинского водохранилища на расстоянии 290 км. от Ярославля и очень рада встрече с вами надеюсь на нашу с вами совместную плодотворную работу и вашу поддержку.
- Ребята, внимательно посмотрите на экран. (слайд 1) -- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок? - Какая геометрическая фигура называется треугольником? Перечислите элементы треугольника. Сегодня каждый из вас на уроке может сделать маленькое открытие. Для этого от вас требуется внимание, активность и желание работать. Успехов вам и удач!
( слайд 2)
|
К): слушают учителя (Л): эмоциональный настрой
Отвечают на поставленные вопросы: Треугольникам
Прямоугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный.
Дают определение равнобедренного треугольника, называют его элементы Дают определение прямоугольного треугольника Формулируют свойство углов равнобедренного треугольника Формулируют теорему о сумме углов треугольника. |
2. Этап. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
|
- Какие треугольники вы видите на экране? - Какой треугольник называется равносторонним? тупоугольным? - Как вы думаете, можно ли построить тупоугольный равносторонний треугольник? - Чему равна сумма углов треугольника? - Какой треугольник называется равнобедренным? - Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник? - Какой треугольник называется прямоугольным? - Как называются стороны прямоугольного треугольника? - Какая сторона называется гипотенузой треугольника? Задачи по готовым чертежам:
- Найдите угол треугольника? Что это за треугольник? Чем воспользовались для нахождения неизвестного угла?
- Чему равны углы в треугольнике? Что это за треугольник? Какое свойство вы применили для решения задачи?
- Можно ли свойство прямоугольного треугольника применить и к любому прямоугольному треугольнику?
- Что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Запишите число и тему урока в тетради.
- Сформулируйте цель урока?
|
Прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний
Дают определения каждого вида треугольников.
= 750. Теоремой о сумме углов треугольника.
= 500 и 500. Свойством равнобедренного треугольника.
Нет.
Формулируют тему урока, записывают себе в тетрадь. Свойства прямоугольных треугольников.
Записывают в тетрадь, число и тему урока.
Выяснить свойства прямоугольных треугольников, научиться применять их на практике. |
3. Этап. Самостоятельное открытие новых знаний экспериментальным путём в привычной и новой ситуациях.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
|
Ребята! Очень часто ученые устанавливают важные факты экспериментальным путем. Это происходит в разных областях науки: в физике, химии, математике. Я вам тоже сегодня предлагаю побыть в роли исследователей, провести эксперимент и открыть свойства прямоугольного треугольника.
- У каждой пары на столах лежат треугольники разного цвета. - Возьмите транспортир и измерьте острые углы этих треугольников, и вычислите сумму их градусных мер. Результаты запишите себе в лист с опорным конспектом. - Сделайте вывод.
А кто может объяснить почему?
- В этом и состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.
- Проведём второй эксперимент: возьмите треугольники розового цвета, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 300. - Запишите результаты себе на лист с опорным конспектом.
Сделайте вывод.
- А сейчас давайте посмотрим на наши треугольники. Легко заметить, что у каждого из вас в руках прямоугольный треугольник, но отличающийся от других.
Как вы думаете, случайно ли у все получился одинаковый результат? - Любую гипотезу нужно либо доказать, либо опровергнуть. Попробуем доказать?
(Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы.) - Докажем данное свойство.
-Приложите модели друг к другу, совместив катеты АВ (клетчатые) - Какая фигура получилась?
- Мы сегодня работаем с треугольников, поэтому перестройте свои модели, так, чтобы получился треугольник. - Какой треугольник получили? ( ДВС ) - Что мы знаем о нём? ( равносторонний) - Чем является АВ в этом треугольнике? (Высотой, медианой и биссектрисой) - Значит отрезок АС равен половине ВС.
Мы с вами доказали гипотезу, которая выражает второе свойство прямоугольного треугольника.
Свойства прямоугольного треугольника мы доказали экспериментально, но есть и научное подтверждение, где мы их можем посмотреть? - Работа с учебником стр. |
Измеряют градусные меры углов, находят сумму, записывают вывод в тетрадь. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 900.
По теореме о сумме углов треугольника: ………….
Измеряют длины катета, лежащего против угла в 300 и длину гипотенузы
Делают вывод, о том, что катет лежащий против угла в 300 равен половине гипотенузы.
(опорный конспект, заполняют пропуски)
Нет.
Да.
Работают с моделями, исследуют ситуацию, высказывают предложения, делают выводы.
(параллелограмм или треугольник)
Мы с вами выдвинули гипотезы и экспериментальным путём их доказали, а как называется такое утверждение в учебнике? (теоремой)
- в учебнике |
4. Этап. Физкультминутка (подвижная)
|
Организует физкультминутку. Просит учащихся изобразить углы: смежные, вертикальные, прямой, развёрнутый; параллельные прямые, пересекающиеся прямые, треугольник. |
Выполняют задания учителя. |
5. Этап. Первичное закрепление и применение новых знаний
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
|
Повторим, какие свойства прямоугольного треугольника мы открыли. - А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Решение задач № 254 (учебник) 1 ученик у доски.
Задача №254. Дано: ΔАВС – прямоугольный, равнобедренный, ÐВ= 90º
Найти: ÐA, ÐC
Решение: т.к. ΔАВС –равнобедренный, то АВ=ВС, ÐA =ÐC (по свойству равнобедренного треугольника) ÐA +ÐC= 90º (по 1 свойству прямоугольных треугольников) Пусть ÐA =ÐC= х, тогда х+х=90 х=450 ÐA =ÐC=450 Ответ:450,450.
- Ребята, а где в жизни вам встречались прямоугольные треугольники? - Я вам подготовила несколько задач, в которых данные треугольники встречаются в нашей жизни.
По данным рисунка решите задачу.
Катет = 150
Гипотенуза равна 12
Свойство о сумме острых углов прямоугольного треугольника нашло широкое применение в транспортной, космической технике. - Это свойство лежит в основе конструкций простейшего уголкового отражателя. Так, уголковый отражатель, или КАТАФОТ, устанавливается на заднем крыле велосипеда для того чтобы «возвращать» свет автомобильных фар. Это даёт возможность водителю автомобиля видеть в тёмное время суток едущий впереди велосипед. Прежде чем садиться за руль велосипеда, необходимо установить уголковый отражатель в целях безопасности движения.
Прямоугольные треугольники, также широко применяются в оригами. Оригами – складывание фигурок из бумаги. (приводит пример)
|
Формулируют свойства
Для облегчения вычислительной работы.
Решение данной задачи проводит один учащийся у доски, остальные записывают решение в тетради.
Решают задачи по готовым чертежам.
(Л): удовлетворять потребность в самовыражении (К): воспринимать ответы обучающихся, участвовать в диалоге (Р): осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, участвуя в оценке действий других. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Слушают учителя, если есть необходимость задают вопросы. |
6. Этап. Первичная проверка понимания. Тест с после-дующей взаимопроверкой. Слайд 20
|
Тестовая работа
|
Выполняют тест самостоятельно, осуществляют взаимопроверку (Р): Осуществлять самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения знаний |
7.Этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Слайд 21
|
- Какие свойства прямоугольных треугольников мы узнали? - Что мы использовали для достижения цели урока? - Достигли ли мы поставленной цели? - Ребята, а как вы думаете у прямоугольного треугольника только два свойства? - Свойства прямоугольного треугольника необходимы для решения задач выпускного экзамена в 9 классе. Я вам хочу предложить как домашнее задание решить несколько экзаменационных заданий по выбору. ( п. 35) |
сегодня на уроке я повторил…… я узнал…….., я научился……., было интересно…., было трудно…., я понял что…
(К): осознание себя в коллективе, значимости совместной работы, рефлексия своих действий, оценивание работы на уроке (П): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Л): самооценивание |
8. Этап. Рефлексия.
Слайд 22
Слайд 23
|
Оцените свою работу на уроке: Перед каждым из вас лежат прямоугольные треугольники разного цвета. Соберите из них волшебный цветок -зеленого цвета, если вы активно работали и считаете, что усвоили новый материал -желтого цвета: если вы недостаточно хорошо поняли новый материал; -красного цвета: если вы ничего не поняли из новой темы.
- Вы замечательно сегодня поработали, мне очень приятно. Надеюсь, этот материал вы не забудете, и он поможет вам в изучении следующих тем геометрии. Спасибо за урок!
|
Оценивают свою работу на уроке, собирают волшебный цветов технике оригами. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.