Класс: 5
Тема урока: Первые жители Карелии.
Цель урока: организовать деятельность учащихся для формирования представления о жизни древних жителей Карелии, об археологии, изучающей прошлое по предметам пошлого, через поиск информации.
Задачи урока:
1. Формирование представления об истории нашего региона, его прошлом, о том, как необходимо работать с информацией.
2. Создать условия, способствующие активизации поисковой активности у обучающихся в установлении особенностей жизни, быта , занятий.
3. Развитие у учащихся умения работать с рисунками, текстом учебника;
4. Воспитывать эмоционально-ценностное, позитивное отношение к родному краю, патриотизм, чувство ответственности за сохранение исторических памятников на территории Карелии.
5. Организовать самооценку учащимися знаний и умений.
6. Развивать коммуникативные способности учащихся, работая в группе.
Предметный результат: иметь представление о расселении, о быте, о занятиях, о науке археология, о петроглифах.
продолжить формирование навыка осмысленно воспринимать читаемый материал, анализировать рисунки,
обогащать словарный запас, работая с терминами.
расширять кругозор детей,
повторить понятия о археологии, географических объектах Карелии
Метапредметный результат:
определять цель урока,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций,
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
читать про себя и понимать прочитанное,
отстаивать свою точку зрения,
участвовать в работе группы,
оценивать свою работу.
Личностные:
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Оборудование:
Компьютер, медиатехника, презентация, учебник, тетради, схема( кластер)
Ход урока.
В начале урока мы работаем с картой Карелии. Учебник стр.
Какие крупные озера расположены на юге Карелии?
Какое море омывает территорию?
Беседа. Не далеко от этих водных объектов археологи нашли следующие находки( демонстрация слайда) О чем могут рассказать эти находки?
Выслушиваем предположения детей, подводим к теме урока.
О чем вам хотелось бы узнать у древних людей? Ставим задачи урока, кратко записывая на доску темы вопросов.
Работа в тетради. Запись темы - Первые жители Карелии.
В начале мы познакомимся с вопросом что могло привлечь людей на территории Карелии. Это пища, вода, лес как укрытие и топливо для костра. Знакомимся с названием мест обитания (стойбища, стоянки) Учебник стр. 14 Записываем слова в тетрадь. Рассуждаем как археолги могут различить стоянку от стойбища.
На этапе получения новых знаний, предлагается в группах по 4 человека ( две рядом стоящие парты) составить кластер об особенностях жизни древних людей на основе анализа иллюстрации в учебнике. Из уроков истории учащиеся знакомы с жизнью древних людей, им надо проанализировать рисунок, обратить внимание на мелкие детали, обсудить друг с другом информацию, сделать краткую запись и оформить кластер в тетради.
На карточках с кластером для них остается вариант со свободными стрелками, наиболее наблюдательные смогут предложить свои темы для описания.
Задание: Используя рисунок на стр. 11 составьте кластер об особенностях жизни древних людей .
Около слов кратко запишите особенности одежды, питания, занятий ( какая, что, из чего, где, как делали). Если вы сможете выделить ещё особенности, запишите их около свободных стрелочек. Подготовьте одного учащегося для представления получившегося результата.
После обдумывания одна из групп представляет полученный результат перед классом. Другие группы вносят предложения, исправляют ошибки, добавляют информацию.
Оценивание работы. Получилось ли составить? Кто вложил большую роль в выполнение задания. Поощрить выбранных детей отметкой.
Если на схеме появится тема искусство, то обратить на неё внимание, если дети не предложат, то указать что на рисунке у человека присутствует подвеска, которая указывает на проявление творчества. От этого переходим на изучение петроглифов. На предыдущем уроке предлагаю подготовит сообщение, которое мы выслушиваем, записываем в тетрадь определение, основные места находок .
Предлагаю выбрать из предложенных изображений те, которые
могут быть на территории Карелии. Задание №10 курсов
«Выбери петроглифы Карелии.»
Делаем вывод о не возможности изображения слона. Рассматриваем на слайдах презентации петроглифы,
составляем список основных тем, о чем они нам могут рассказать. ( занятия или
сцены из жизни , животные, растения).
Домашнее задание: прочитать параграф №
Творческое задание нарисовать карельские петроглифы. ( Можно оформить выставку в кабинете.)
Индивидуальное задание- подобрать карельские загадки о доме, его частях, не более 10.( к следующей теме).
Итог урока:
Рассматриваем список вопросов на доске о чем вы спросили бы древних людей? Благодаря каким наукам нам известно о жизни прошлого? Почему не можем ответить на все вопросы?
В оставшееся время предлагаю ответить на вопросы игры по книге Линевского «Листы каменной книги» ( Из задания Литературная карта Карелии).
Кластер кластер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.