Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе
Оценка 4.7

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл +1
01.08.2024
Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе
Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Лермонтов.docx

 

 

    

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе

 

 

 

 

 

               « Гений …..…».

       М.Ю. Лермонтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:Хамчиева Зарема Магомедовна

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

                                     Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.
  2. Развитие навыков выразительного чтения, развитие навыков исследовательской работы.
  3. Воспитание интереса к литературе, эстетического вкуса.

 

ХОД    УРОКА

     I.    Слово учителя.

    II.    Организационный момент.

Учитель читает под музыку  стихотворение В.Брюсова    «К портрету М.Ю. Лермонтова». ( Демонстрируется слайд с изображением М.Ю.Лермонтова)

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

                       В твоих как будто кованых стихах!

15 июля 1841 г. у подножия горы Машук в ок­рестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лер­монтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельный. За раскатом грома выстрела не было слышно. Поэту было 27 лет...

 Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -

 Но преждевременно, противника рукой —

 Поэты русские свершают жребий свой,

 Не кончив песни лебединой!..

   III.    Постановка целей и задач урока.

Учитель. Вы уже поняли, что сегодня мы познакомимся с ещё одной трагической судьбой поэта – с судьбой М.Ю.Лермонтова. В чем, по-вашему, нам предстоит сегодня на уроке разобраться? Почему?

  IV.    Работа по теме урока.

1.Отзывы о Лермонтове. (Доклад ученика)

И. Бунин: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати шести лет».

Лев Николаевич Толстой: «Если бы этот мальчик прожил подольше, ни мне, ни Чехо­ву нечего было бы делать в русской литературе».

Самарин: «Это в высшей степени артистическая натура, неуловимая и не поддающаяся никакому влиянию, благодаря своей неутоми­мой наблюдательности. Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял: ничто не ускользает от него; взор его тяжел, и его трудно переносить».

Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, проницательным и беспощадным умом».

Учитель. Это лишь подтверждение того, что для каждого Лермонтов свой, каждый по-своему воспринимает поэта. Слова И. Андроникова взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку. Они помогут нам разобраться в личности поэта. Кто же он? Изгой общества, гордо отстранившийся от всех, если довериться сбивчивым воспоминаниям современников? Или, напротив, средоточие грозового облака всей эпохи, сгусток ее мыслей и энергии?.. На этот во­прос помогут ответить штрихи к портрету поэта, рисовать которые будете вы сами.

   2. Доклады учащихся о жизни и творчестве Лермонтова

ШТРИХ 1 . ДЕТСТВО

Ученик 1. М.Ю. Лермонтов родился со 2 на 3 октября (старо­го стиля) 1814 года в городе Москве. (Демонстрируется слайд- трёхлетний Лермонтов) Вскоре его семья переехала в имение его бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой — село Тарханы Пензенской губернии (ныне се­ло Лермонтово).( Демонстрируется слайд – Тарханы).  Тарханы всегда оставались для Лермонтова родным домом. Здесь впервые его взору открылся прекрасный мир природы. Здесь он услышал народные песни и сказки. Сюда стремился он, эти места вспоминал в шуме праздной великосветской толпы и в трудные минуты.

Чтец 1 читает стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»

Здесь  прожил Лермонтов много лет, пестуемый горячо любящей его бабушкой.

 (Демонстрируется слайд — портрет Арсеньевой.)

Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Сто­лыпина, была женщиной сильной и своеобразной: она была высока, стройна, со строгими, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная, неторопливая речь подчиняли всех окружающих ее. Она держалась прямо, всем говорила «ты» и не стеснялась высказывать в глаза правду, хотя бы самую горькую. Елизавета Алексеевна была тяжела на руку, прижимиста. Она ве­ла все хозяйство жестоко и старомодно: била крепостных. Прямой, решительный характер, привычка повелевать, доходившая порою до сурового деспотизма, были причиною, что товарищи Лермонтова по юнкерской школе прозвали ее Марфой Посадницей; в обширном же круге родства  Елизавету Алексеевну называли просто “бабушка”.

Но Мишина бабушка была и хлебосольной. В ее доме посто­янно жили квартиранты.

Чтобы Мише не было скучно в учении, Елизавета Алексеев­на собрала целый пансион окрестных дворянских сынков. За со­держание пансиона она ежегодно платила огромные суммы.

 (Демонстрируется слайд с изображением матери поэта.)

Мать, Мария Михайловна, умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. Память о матери глубоко запала в чуткую душу мальчика; как сквозь сон грезилась она ему потом. В детстве звуки песни, петой ему матерью, всегда доводили его до слез; позже он не мог уже вспомнить слов ее, но утверждал, что, если бы услыхал эту песню, она произвела бы на него прежнее действие.

 (Демонстрируется слайд с изображением отца.)

Отец  — Юрий Петрович Лермонтов —  бедный тульский помещик, у которого на попечении было десять сес­тер-бесприданниц,- был армейским капитаном в отставке. Елизавета Алексеевна не хотела, чтобы ее единственная дочь была женой бедного помещика. Она так ненавидела зятя, что даже мимолетная мысль о нем вызывала в ней желчь. Руки ее начинали дрожать, от ненависти колотилось сердце. Юрий Петрович вынужден был оставить свого сына, чтобы не лишить наследства бабки. Но он  очень любил Мишу и находил в нем поэтиче­ский талант.

    Со смертью дочери вся любовь Елизаветы Алексеевны сосредоточилась на внуке. Суровая и строгая ко всем окружающим, бабушка к одному внуку выказывала бесконечную нежность и доброту, беспрекословно исполняя все его прихоти, ни в чем ему не отказывая и ничего для него не жалея.

Она не расставалась с ним ни днем, ни ночью, наблюдая за каждым его шагом. Малейшее его нездоровье приводило ее в крайнюю тревогу. А здоровье мальчика действительно могло внушать опасения: очевидно, он от матери наследовал крайнее худосочие, был ребенок и золотушный, и рахитичный, вечно покрытый то сыпью, то мокрыми струпьями, так что рубашка прилипала к его телу.

Когда мальчику было 11 лет, (демонстрируется слайд с изображением маленького Лермонтова) в 1825 году, бабушка, беспокоясь о его слабом здоровье, повезла его на Кавказ в Горячеводск (ныне Пятигорск). (Демонстрируется слайд- изображение Пятигорска)

Впечатлительный, мечтательный ребенок с чрезмерно развитым воображением был так сильно потрясен кавказскою природою, что потом на всю жизнь глубоко остались в нем эти первые детские впечатления Кавказа, любимого поэтом до гроба.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

Еще ребенком, чуждый и любви,

И дум честолюбивых, я беспечно

Бродил в твоих ущельях; грозный, вечный,

Угрюмый великан, меня носил

Ты бережно, как пестун, юных сил

Хранитель верный - и мечтою

Я страстно обнимал тебя порою

Беседа с учащимися по прослушанному.

Учитель. Что формировало характер Лермонтова в детские годы?(Ответы учащихся)

Учитель. Внук Арсеньевой подрастал. Надо было серьезно думать о школьном образовании Миши. И в 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву. Его стали готовить к по­ступлению в университетский благородный пансион.

ШТРИХ 2 .  ПАНСИОН И МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Ученик 2. 1 сентября 1828 года тринадцатилетний Лермонтов был за­числен в четвертый класс Московского университетского благо­родного пансиона.

Он был принят полупансионером, т. е. должен был прово­дить весь день в пансионе, а ночь, так же, как и воскресные дни, — дома.

В благородном пансионе  учился он блистательно, получал награ­ды, в рукописном журнале помещались его стихи. Лермонтов от­личался не только в гуманитарных науках и искусстве (он прекрасно рисо­вал, играл на скрипке), но и в математике. К эпохе поступления в Благородный пансион относятся и первые проявления творчества Лермонтова.

В марте 1830 года пансион внезапно посетил император. «Государь попал в пансион во время перемены между двумя уро­ками, когда обыкновенно учителя уходят отдохнуть в особую комнату, а ученики всех возрастов пользуются несколькими ми­нутами свободы, чтобы размяться после полуторачасо­вого сидения в классе... В какой-то момент император, встреченный в сенях только старым сторожем, пройдя через большую актовую залу, вдруг предстал в коридоре среди бушевавшей толпы ребятишек. Можно представить себе, какое впечатление произвела эта вольница на самодержца, привыкшего к чинному, натянутому строю пе­тербургских военно-учебных заведений», — вспоминал одно­классник Лермонтова.

 В том же месяце по правительственному указу пансион был преобразован в гимназию с введением теле­сных наказаний. Лермонтов подал заявление об уходе и получил его 16 апреля 1830 года. Речь зашла о том, где ему продолжить воспитание. Бабушка мечтала о Франции, а отец о Германии. Давнишнее взаимное нерасположение Елизаветы Алексеевны и Юрия Петровича обострилось и переросло в борьбу. Сын хотел уехать с отцом, но бабушка упрекала внука в неблагодарности. Её слёзы и скорбь вызвали глубокую жалость внука. Закончилось тем, что Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном.

 21 августа 1830 года Лермонтов подал прошение о принятии его в число студентов Московского университета (демонстрируется слайд с изображением Московского университета), а 1сентября, выдержав вступительные экзамены, был принят на словесный факультет. Однако занятий в нем по случаю холеры не было до нача­ла следующего года. Лермонтов начал посещать лекции 12 янва­ря 1831 года, но учеба как-то не задалась: с одной стороны, ему не понравились некоторые профессора, с другой — он усиленно работал над большой поэмой «Измаил-Бей». Увлеченный твор­чеством, он пропускал много лекций и не был аттестован ни по одному предмету. В мае 1832 года Лермонтов не явился на годич­ный экзамен и через месяц был уволен из университета.

Обобщение учителя. Несмотря на семнадцать лет поэта, в это время характер его представляется уже вполне сформированным и обнаруживает двойственность его натуры. Это был юноша, обладавший добрым, нежным, любящим сердцем, крайне впечатлительный и отзывчивый на всякую привязанность и ласку, жаждавший любви и дружбы, вместе с порывистою пылкостью соединявший в себе сентиментальную мечтательность. Мягкость натуры Лермонтова достаточно проявилась в его метаниях между отцом и бабушкой, когда ему и отца было до слез жалко, и бабушку покинуть совестно и больно. В конце концов Лермонтов остаётся с бабушкой. Вся эта пережитая драма оставила глубокий след в его характере: в нем явилось обыкновение скрывать от людей все, что было ему особенно близко и свято, выставляя себя беспечным весельчаком, даже в такие минуты, когда на душе у него были самые мрачные мысли.

ШТРИХ 3  ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ, СЛУЖБА В ПОЛКУ.

Ученик 3 . В августе он приехал с бабушкой в Петербург. Попытка по­ступить осенью этого года в Петербургский университет не уда­лась: Лермонтову не зачли курса, прослушанного в Московском университете. Он решил поступить в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров. ( Слайд с рисунком Школы гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров) Это было привилегированное военно-учебное заведение.

«Будучи студентом, он был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле вос­хитительную Варвару Александровну Лопухину... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей», — пишет Аким Шан-Гирей, дво­юродный брат поэта.

(Демонстрируется портрет В. Лопухиной.)

Лермонтов в драме «Два брата» воссоздает историю своей любви к Вареньке Лопухиной: «Я был очень коротко знаком с одним семейством, жившим в Москве, лучше сказать, я был принят в нем как родной. Девушка, о которой хочу говорить, принадлежит к этому семейству; она была умна, мила до чрезвы­чайности. Ее характер мне нравился: в нем видел я какую-то пылкость, твердость и благородство... Я был увлечен этой девуш­кой, я был околдован ею, вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его границу, я уже не принадлежал себе... я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв, но сама клялась любить меня вечно — мы расстались». Они рас­стались. 25 мая 1835 года в Москве в доме Лопухиных на Молчановке, состоялась свадьба Варвары Александровны Лопухиной и Николая Федоровича Бахметьева. Брак Варвары Александровны Лопухиной с Николаем Бахметьевым оказался более чем неудач­ным.

Учитель.  Прошло три года разлуки, мучительные, пустые три года. Лер­монтов далеко подвинулся дорогой жизни, но драгоценное чувст­во следовало за ним. Случалось ему быть влюбленным других женщин, за­быться на мгновение. Но ни одна из них его не привязывала.

 Лопухиной посвящены многие стихотворения поэта: «Оставь прекрасные заботы...», «Мы случайно сведены судьбою...», «Она не гордой красотою...», «К. Л.» и другие. Историю своих слож­ных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в не­оконченном романе «Княгиня Литовская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мери»). Лопухина выведена в них под име­нем Веры. Возможно, что и образ Нины в драме «Маскарад» так­же навеян воспоминаниями о Вареньке Лопухиной.

Чтец 2 читает стихотворение  «Она не гордой красотою»

Ученик 3. (Слайд с портретом Лермонтова)14 ноября 1832 года по приказу, последовавшему по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк на пра­вах вольноопределяющегося унтер-офицера. В декабре он был произведен в юнкера. 22 ноября 1834 года после успешно сдан­ного экзамена Лермонтов был произведен в корнеты. Бабушка заказала художнику Ф.О. Будкину портрет внука в мундире гу­сарского офицера.

 (Демонстрируется слайд с портретом Лермонтова художника Ф.О.Будкина)

   Осенью 1836 года Лермонтов поселился в Петербурге вместе с бабушкой.

 

 


27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт был доставлен на квартиру. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух, что Пушкин убит. На следую­щий день 28 января 1837 г. (слайд с рукописью стихотворения «Смерть поэта») Лермонтов написал первую часть стихотворения «Смерть Поэта». 29 января Пушкин скончался. Стихотворение Лермонтова в копиях разошлось по столице. «Смерть поэта Пуш­кина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонто­ва», — вспоминал писатель В.А. Сологуб. 7 февраля Лермонтов на­писал продолжение стихотворения — 16 заключительных строк.

Учитель. Это стихотворение - поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.

Чтец 3 декламирует первую часть стихотворения «Смерть поэта».

    Первую часть стихотворения Бенкендорф про­глядел. А может быть, решил не заметить, полагая, что лучше не привлекать внимания к «особе покойного». Самое лучшее, считал он, на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава поэта быстрее померкнет.

Чтец 3 декламирует вторую часть стихотворения «Смерть Поэта».

    Учитель.  Когда стихотворение дошло до царя Николай I, он наложил на нем та­кую резолюцию: «Приятные стихи, нечего ска­зать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а за­тем мы поступим с ним согласно закону».

 Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение... известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». За резолюцией последовал обыск, арест, затем перевод в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе, где в то время шла война с горцами.

Беседа с учащимися по вопросам.

   Учитель. Какие черты характера ярко проявились в эти периоды жизни? Что стало тому причиной?

 

ШТРИХ 4. ПЕРВАЯ ССЫЛКА

   Ученик 4. (Демонстрируется слайд с изображением Кавказа) Кавказ, далекая страна, жилище вольности святой. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» еще тогда, когда, приехав сюда маленьким мальчиком, с бабушкой, увидел их впервые. И вот судьба вновь привела его на Кавказ. Из письма Лермонтова Марии Александровне Лопухиной: «Милый и добрый друг. У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю им цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов так они величественны...»

 Эти сияющие горы, бурные реки, зеленеющие долины Лермонтов щедро прославляет не только пером поэта, ни и кистью вдохновенного художника. Из письма Лермонтова С. Раевскому: «С тех пор, как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в непрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю от Кизляра до Тамани... Я снял им скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал и везу с собой порядочную коллекцию...»

   Чтец 4 читает стихотворение « Счастливый, пышный край земли!»

   Ученик 4. В октябре 1837 го­да поэта перевели в Гродненский гусарский полк корнетом, но благодаря хлопотам бабушки Лермонтов приказом от 9 апреля 1838 года был возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк, в Цар­ское Село.

   Учитель.1838 год был для Лермонтова особенным: он вошел в литературу как большой мастер. Он стал подумывать об отставке – ему хотелось полностью отдаться литературному творчеству, издавать свой журнал. Лермонтову в ту пору было 25 лет.

  В это время он работает над «Геро­ем нашего времени», публикует «Песню про купца Калашникова», написал «Мцыри», переработал «Демона». И, конечно, стихи:

      Печально я гляжу на наше поколенье!

      Его грядущее - иль пусто, иль темно...

      Толпой угрюмою и скоро позабытой

      Над миром мы пройдем без шума и следа...

Это строки из стихотворения «Дума». И также горько звучат размышления поэта о собственной судьбе.

   Ученик 4 читает стихотворение «И скучно и грустно, и некому руку подать…"

 В январе 1840 года Лермонтов был на балу во французском посольстве, где познакомился с сыном француз­ского посла Эрнестом де Барантом. (Слайд с изображением дома Лавалей)16 февраля на балу у графи­ни А.Г. Лаваль Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Лермонтов в разговоре с Терезой Бахерахт насмешливо сблизил имена Данте­са и Баранта, как «одинаково пришлых прощелыг»; опрометчи­вая дама не удержалась, чтобы в тот же вечер ревниво не коль­нуть нелестным сравнением молодого де Баранта.

Дуэль состоялась на Черной речке поутру. Бой шел сначала на шпагах. Затем противники взялись за пистолеты. Барант про­махнулся, а Лермонтов выстрелил вверх. За эту дуэль Лермонтов был предан военному суду — поэт был арестован и посажен в Ордонанс-гауз. (Слайд)

13 апреля 1840 года последовало решение Николая I: «Пору­чика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином».

    Учитель. «Когда Лермонтов, вторично приговоренный к ссылке, уезжал из Петербурга на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил своим друзьям, что постарается как можно быстрее найти смерть», — писал А.И. Герцен в статье «О разви­тии революционных идей в России».

Почти весь май 1840 года Лермонтов провел в Москве, по­стоянно встречаясь с московскими литераторами: Павловым, Погодиным, Самариным, Аксаковым и другими.

ШТРИХ 5    ВТОРАЯ ССЫЛКА ПОЭТА

    Ученик 5. 10 июня 1840 го­да Лермонтов прибыл в Ставрополь. Как раз в это время коман­дующему Кавказской линией Граббе было предложено в ответ беспрестанные набеги чеченцев предпринять на левом фланге ре­шительные меры.

11 июля у речки Валерик (слайд с изображением сражения у речки) произошло кровопролитное столк­новение с чеченцами. Это сражение Лермонтов описал в стихо­творном послании к Бахметевой, известном под названием «Валерик». Будучи храбрым, самоотверженным боевым офицером, Лермонтов задумывался о преступной жестокости войны, в кото­рой ему было суждено принимать участие.

За участие в битве отрядный начальник генерал-лейтенант Галафеев представил его к награде. Но Николай I вычеркнул имя опального поэта из списка представленных к награде.

Август и первую половину сентября Лермонтов провел на Кавказских минеральных водах, а осенью снова принял участие в двух экспедициях против горцев. Когда ранили юнкера Доро­хова, командовавшего отрядом «охотников», выбранных из всей кавалерии, генерал Галафеев поручил Лермонтову командовать этим отрядом. Лермонтов, «всегда первый на коне, последний на отдыхе», снова получил самую высокую оценку начальства, и вновь Николай I отказал ему в награде. Генерал-лейтенант Гала­феев направил командующему личную просьбу о переводе Лер­монтова в гвардию. Военный министр А.И. Чернышев сообщил, что «государь император по всеподданнейшей просьбе г-жи Арсеньевой, бабки поручика Тенгинского пехотного полка Лермон­това, высочайше повелеть соизволил: офицера сего, ежели он по службе усерден и в нравственности одобрителен, уволить к ней в отпуск в С.-Петербург сроком на два месяца».

Учитель. 14 января 1841 года Лермонтов получил отпускной билет и выехал в Петербург. Он прибыл в Петербург 4 февраля, а на следующий день появился на балу у А.К. Воронцовой-Даш­ковой. Здесь присутствовали члены императорской фамилии. Лермонтов сознательно нарушил светский этикет — считалось дерзким появление ссыльного офицера в том обществе, где на­ходились «высочайшие» гости. С трудом удалось Воронцовой-Дашковой отвести, от Лермонтова крупные неприятности — не­медленную высылку из Петербурга до окончания отпуска. Лер­монтов сделал попытку выйти в отставку — не удалось. А когда пришел к концу отпуск, он стал хлопотать о его продлении. Это отчасти удалось.

Ученик 5. Когда миновала отсрочка, Лермонтов получил предписание покинуть Петербург. Это было 11 апреля. «12 апреля поутру Ми­хаил Юрьевич в нервическом волнении вбежал в кабинет к Краевскому. То присаживался, то бросался в изнеможении на диван. "Да объясни, что с тобою?" — воскликнул Краевский, с неудо­вольствием отрываясь от письменного стола. "Разбудили чуть свет, передали от дежурного генерала главного штаба Клейнмихеля: за 48 часов покинуть столицу и ехать в полк. Я знаю, это конец! Ворожея из Пяти углов сказывала, что в Петербурге мне больше не бывать, а отставка будет такая, после которой уже ни­чего не попрошу..."»

 9 мая 1841 года Лермонтов пишет Арсеньевой: «Я надеюсь, милая бабушка, что мне все-таки выйдет прощенье и я могу выйти в отставку». Бабушка продолжала отчаянные хло­поты о «прощении» внука.

12 мая Лермонтов принял решение ехать не в полк, а в Пя­тигорск и рапортоваться больным.

Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных (слайд с изображением дома Верзилиных), где часто собиралась молодежь.

«В комнату вошел Мартынов, молодой офицер в черкеске. Он был надменен и красив, осанка его была горделива, видно было, что он внутренне любуется собой. Это был давний, еще с юнкерской школы, товарищ Лермонтова. Лермонтов, не терпев­ший фальши ни в чем, при каждой встрече подтрунивал над Мартыновым. И вот, когда Мартынов вошел в гостиную, Лер­монтов, обратившись к своей соседке, сказал по:французски: "Мадемуазель Эмилия, берегитесь — приближается свирепый го­рец". В это время музыка утихла и слова "свирепый горец" про­звучали во всеуслышание».

Лермонтов был вызван на дуэль.

 Беседа с учащимися по вопросам.

Учитель. Как вы думаете, по какой причине состаялась эта дуэль? Почему это произошло? Мог ли Лермонтов избежать дуэли с Мартыновым?

  ШТРИХ 6.  ГИБЕЛЬ ПОЭТА

Учитель. Дуэль состоялась 15 июля, между шестью и семью часами вечера.(Слайд дуэли) У подножья Машука, возле Перкальской скалы, во время грозы и сильного дождя. Мартынову было известно благородство Лермонтова, он был уверен, что поэт не станет стрелять на дуэли в противника, как не стрелял он в Баранта. «Раздалась команда: "Сходитесь!" Лермонтов остался неподви­жен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта... Марты­нов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермон­тов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненные или ушибленные. Мы по­бежали. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие», — вспоминал впоследствии се­кундант Васильчиков.

Чтец 5 читает стихотворение Николая Огарева «На смерть Лермонтова».

Еще поэт! Еще поэт

С свинцом в груди сошел с ристанья.

Уста сомкнулись, песен нет,

Тут тщетен дружеский привет...

Все смолкло: грусть, вражда, страданье,

Любовь — все, чем душа жила...

Но я тревожить в этот миг

Вопроса вечного не стану;

Давно я головой поник,

Давно пробило в сердце рану

Сомненье тяжкое, — и крик

В груди таится... Но обману

Жить не дает холодный ум,

И веры нет, и взор угрюм.

И тайный страх берет меня,

Когда в стране я вижу дальней,

Как очи, полные огня,

Закрылись тихо в миг прощальный,

Как пал он, голову склоня,

И грустно замер стих печальный

С улыбкой скорбной на устах,

И он лежал, бездушный прах.

Бездушней праха перед ним

Глупец ничтожный с пистолетом

Стоял здоров и невредим,

Не содрогаясь пред поэтом,

Укором тайным не томим;

И, может, рад был, что пред светом

Хвалиться станет он подчас,

Что верны так рука и глаз... (1841)

Учитель. Наконец смоченный кровью и омытый дождем труп был привезен на квартиру и положен на диван в столовую. Было за полночь, когда прибыла наконец давно ненужная медицинская помощь. Бледный, с улыбкой презрения на устах, в рубашке, смоченной кровью, лежал поэт на диване в столовой. Вокруг ходила молодежь, растерявшаяся и пораженная. Весть быстро разнеслась по городу, и еще вечером приходили приятели и знакомые в квартиру Лермонтова.

На другое утро тело было обмыто. Окостенелые члены трудно было распрямить; сведенных же рук расправить так и не удалось, и их покрыли простыней. В чистой белой рубашке лежал поэт на постели в небольшой комнате. Художник Шведе (слайд изображения Лермонтова) снимал с него портрет масляными красками.              

Ученик 6. Похороны состоялись 17 июля. Несмотря на старания друзей сделать их по обрядам церкви, над Лермонтовым не было совер­шено отпевание, не полагавшееся для убитых на дуэли. По сви­детельству декабриста Н.И. Лорера, «были похороны при стече­нии всего Пятигорска. Представители всех полков, в которых Лермонтов волею или неволею служил в продолжение своей ко­роткой жизни, нашлись, чтоб почтить последнею почестью поэта и товарища... На плечах наших вынесли мы гроб из дому и до­несли до уединенной могилы кладбища на покатости Машука».

Тело 27-летнего поэта принял скалистый Машук. Но эта могила оказалась временной: Е.А. Арсеньева выхлопотала разрешение перевезти прах внука из Пятигорска в Тарханы. 27 марта 1842 го­да бывший камердинер Лермонтова Андрей Иванович Соколов и еще два товарища выехали из Пятигорска в Тарханы — они вез­ли тело поэта, запаянное в свинцовый гроб. 21 апреля прибыли в Тарханы.А 23 апреля 1842 года он был установлен в фамиль­ном склепе Арсеньевых. (Слайд со склепом Лермонтовых)

Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова  «Выхожу один я на дорогу»

Бабушка Лермонтова уже с тех пор, как узнала о ги­бели внука, была больна. 

 Учитель. Е.А. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону: «Как же я живу еще?.. Разве я имею право жить? Ответь, Господи! Что ты все молчишь? Зачем ты отпил у земли Лермонтова, господи, лучшее твое создание, твой самый драгоценный дар людям? Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял ее звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?.. Я ли не молила тебя?.. Нету у меня больше Бога, умер мой Бог!..»

 


   Ученик 6. Е.А. Арсеньева скончалась спустя четыре года.

Варвара Лопухина, узнав о гибели Лермонтова, пролежала без памяти две недели, не желая ни лекарств, ни врачей. Она бы­ла безутешна. Пережила Михаила Юрьевича десятью годами.

Не сбылись мечты Лермонтова полностью отдаться литера­турному творчеству — в отставку его не пустили. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг — гнусных, страшных. Он видел это. По его последним стихам чувствуется, что он знал, к чему ведут эти интриги.

(Читается наизусть стихотворение.)

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Все смолкло... Страшное молчанье!

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины:

Уступы скал теснилися кругом,

 И солнце жгло их желтые вершины

 И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

 Вечерний пир в родимой стороне...

Учитель .Узнав о смерти Лермонтова, царь воскликнул: «Собаке собачья смерть!» Но поправился: «Господа, тот, кто должен был заменить Пушкина, погиб!»

С участниками дуэли обошлись милостиво. Царь наложи такую резолюцию: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца... а титулярного советника Васильчикова и корнета Глебова (секундантов) — простить».

Наследник Пушкина, Лермонтов, погиб так же, как его великий предшественник и учитель.

«Горька судьба поэтов всех времен.

 Тяжеле всех она каз­нит Россию».

Но возвратимся к началу урока и его вопросу. Кто же этот человек?

3. Развитие речи. Составить мини- зарисовку  «Мой Лермонтов» (на основе услышанного  и увиденного на уроке)

Чтение 2-3 работ.

    V.    Подведение итогов урока.

Учитель. Такие поэты, как Лермонтов,  рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества, он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

                      Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В уме моем. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка

                        И все боюсь, что не успею я

                  Свершить чего-то!..

 

  VI.    Домашнее задание. Учащимся предлагается к следующему уроку: 1)составить рассказ о жизни поэта ; 2) сопоставить судьбы двух поэтов- А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    


 

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе «

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе «

Цели урока: Знакомство учащихся с личностью и творчеством

Цели урока: Знакомство учащихся с личностью и творчеством

И. Бунин : « Я всегда думал, что наш величайший поэт был

И. Бунин : « Я всегда думал, что наш величайший поэт был

Петрович вынужден был оставить свого сына, чтобы не лишить наследства бабки

Петрович вынужден был оставить свого сына, чтобы не лишить наследства бабки

Закончилось тем, что Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном

Закончилось тем, что Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном

Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии

Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии

Печально я гляжу на наше поколенье!

Печально я гляжу на наше поколенье!

Кра евскому. То присаживался, то бросался в изнеможении на диван

Кра евскому. То присаживался, то бросался в изнеможении на диван

Глупец ничтожный с пистолетом

Глупец ничтожный с пистолетом

И жгло меня — но спал я мертвым сном

И жгло меня — но спал я мертвым сном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2024