Тема: Разнообразие форм жизни
Цель: развить знания о царствах живой природы, а так же строении клеток представителей этих царств
Задачи:
Образовательная
Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки представителей разных царств.
Воспитательная
Воспитывать чувство само– и взаимоуважения во время работы на уроке; формировать экологическую культуру.
Развивающая
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы; выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка по журналу присутствующих. Ознакомление с темой и задачами урока.
2. Повторение пройденного материала.
Словарный диктант по вариантам
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Ядро 2. Хлоропласты 3. Лизосомы 4. Мембрана 5. Эндоплазматическая сеть |
1. Цитоплазма 2. Митохондрии 3. Рибосомы 4. Аппарат Гольджи 5. Клеточный центр |
3. Изучение нового материала.
Существует множество классификаций живых организмов. Познакомимся с некоторыми из них.
Деление организмов на эукариоты и прокариоты (по наличию ядра в клетках).
А вот царств выделяют 5.
Записать схему в тетрадь:
Вирусы
Особенности строения клеток животных, растений, грибов, бактерий и вирусов.
Рисунок №1 «Примеры эукариотических клеток»
Рисунок №2 «Клетка прокариота (бактерия)»
Рисунок№3 «Клетка вируса»
Таблица №1
Учащиеся делают доклад о вирусах
Пример
Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму.
Строение вирусов
Наиболее просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеид, состоящий из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида). Сложные вирусы могут иметь дополнительную оболочку из липопротеина. Некоторые вирусы (бактериофаги) имеют аппарат транспортировки своего генома в бактерии, после проникновения в клетку капсид остается за пределами клетки. Тело бактериофага имеет сложное строение, оно содержит головку, хвостик (трубку, через которую геном проталкивается в клетку) и хвостовые отростки.
4. Закрепление изученного материала
Объясните различия в строении растительной и животной клеток.
Почему скорость деления бактериальной клетки выше скорости деления клетки эукариот? Какова роль вирусов в биосфере?
Почему в процессе эволюции клетки эукариот, а не прокариот заняли господствующее положение и дали начало огромному разнообразию форм жизни?
5. Домашняя работа
Параграф 33, вопросы после параграфа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.