Конспект урока России "«Горжусь, что живу в России»"
Оценка 4.8

Конспект урока России "«Горжусь, что живу в России»"

Оценка 4.8
doc
16.09.2020
Конспект урока России "«Горжусь, что живу в России»"
УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2.doc

УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  2 – 4 КЛАССОВ
«Горжусь, что живу в России»

 

Основную идею урока для учащихся начальных классов можно выразить словами: «Россия – это моя страна, ее прошлое – это прошлое моей семьи, моего города, поселка».

Основная проблема урока, которую планируется решить в его ходе, заключена в вопросах «Что я знаю об истории моей Родины?» «Почему я горд тем, что живу в стране с такой замечательной историей?» В процессе обсуждения жизненных историй, ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе со своими учениками должен найти ответ на эти вопросы.

Цели урока:

·        сформировать у детей интерес к истории России и родного края.

·        формировать гражданскую идентичность и воспитывать патриотические чувства.

Структура урока

 

Этапы

Формы и методы

Время, мин

Актуализация и вхождение в тему

Работа с классом, беседа

5

Осмысление детьми исторических событий

Рассказ учителя

10

Этап творческих заданий

Выполнение заданий по составлению рассказа и созданию рисунков

15

Итоговый

Монолог учителя, ответы на вопросы

5

 

Ожидаемые результаты:

·        формирование понимания того, что история необходима человеку для осознания себя

·        восприятие себя как гражданина России

·        воспитание патриотических качеств на основе истории своих близких.

 

Ход урока

Этап актуализации

Учитель: Ребята, сегодня первый день нового учебного года.

На этом уроке мы поговорим об истории нашей страны – России.

Кто были наши предки? Как возникла наша страна? Какие люди оставили свой след в истории? Об этом и многом другом вы узнаете на нашем уроке.

Как вы думаете, откуда люди узнают о исторических событиях?

 

Дети отвечают на вопрос.

 

 Есть люди – историки, которые изучают историю по

3с, 4с,5с

А какие фильмы, стихи, рассказы о прошлом нашей страны, вы знаете?

 

 Дети называют фильмы, рассказы, стихи.

 

               Этап осмысления детьми исторических событий

Наверно, вы знаете, что такое время. С тех пор, как мы вошли в этот класс, прошло несколько минут. И эти минуты уже минули.

Время очень важно для каждого человека. А как мы узнаем время?

Правильно, мы смотрим на часы.

Есть такое стихотворение о часах.

 

Когда ложиться и вставать,

Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

Когда с малиной есть пирог

Нам всё часы покажут точно,

Чтоб на вопрос: "Который час?"

Ответить мог ты всякий раз.

 

Прошло пять минут, как мы начали этот разговор. А можно вернуть эти пять минут?

Конечно, нельзя, они уже прошли.

А как хочется вернуться в прошлое и посмотреть, что же было много лет назад. У меня в руках волшебные часы. Я могу перевести стрелки этих часов, и мы с вами перенесемся в другое время.

Люди на нашей планете живут очень давно. А как вы представляете древних людей? Я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое.

 

Перенесемся на много веков назад: на одну тысячу пятьсот лет.

 

(презентация о славянах)

 

Благодаря волшебным часам вы побывали в гостях у наших предков.

Каким себе представили славянина? Почему? Какие краски взяли бы для его изображения? Чтобы вы изобразили рядом с ним? Почему? Какой эпизод рассказа наиболее запомнился? Почему?

А давайте попробуем нарисовать древнего славянина.

Дети рисуют и обсуждают рисунки. Заканчивая работу, прикрепляют свой рисунок к доске, оформляя галерею.

Что вы можете сказать о наших предках славянах, рассматривая рисунки?

Еще раз повернем стрелки волшебных часов и перенесемся на тысячу сто пятьдесят лет назад – в 862 год, год основания города, который находится совсем недалеко от нас, на берегу озера Неро, Ростова.

 

Первые люди на берегах озера Неро поселились более пяти тысяч лет назад. Постепенно его берега обросли многочисленными их стоянками. А вот первым людьми, о которых известно достоверно, были представители финно-угорского племени меря, пришедшие сюда в VII веке. Они-то и назвали озеро Неро, что в переводе означает «илистое, болотистое место». Но меряне оставались здесь не долго – в IX веке их сменили славяне.

 

 Привлекали славян в этот край неисчислимые богатства, его красота, относительная недоступность для внешних врагов. Они поселились вблизи озера Неро и принесли с собой в эти края более высокую культуру. Озеро Неро славилось не только красотой и изобилием рыбы, но и особым плодородным илом, залегавшим на дне его толстым слоем.

 

Славяне основали первый большой город в округе – Ростов, первое письменное упоминание о котором относится к 862 году. С его основанием связано множество легенд. По одной из них местоположение Ростова связано с самим Россом – прародителем всех россичей. На том самом месте, где он останавливался и возник город.

 К концу X века растёт значение Ростова как крупного русского города – центра северо-восточной Руси. В начале XI века территория, прилегающая к нему, получает название земли Ростовской.

 

10с

Повернем еще стрелку волшебных часов лет на 1237 год.

 

11с

В декабре 1237 года ордынские полчища хана Батыя хлынули на Русь.

 

12с

Местом решительной схватки русских с ордынскими войсками на северо-востоке была река Сить (протекающая в пределах Некоузского и Брейтовского районов Ярославской области), где 4 марта 1238 года произошла кровавая битва.

 В ней участвовала, кроме других, и ростовская дружина во главе с князем Василько.

 

13с

Хотя русские бились храбро, превосходящие силы врага одержали победу. Хан Батый обратил внимание на могучего, красивого ростовского князя, заметил его храбрость и мужество, проявленные в бою.

 

14с

Василько был тяжело ранен, захвачен в плен. Некоторое время татары возили его с собой. Им очень хотелось, чтобы Василько принял их обычаи и воевал вместе с ними. Но Василько не ел, не пил, чтоб не оскверниться пищей поганых, укоризнами отвечал на их убеждения, и раздосадованные татары наконец убили его

Его жена Мария после смерти мужа постриглась в монахини и занялась летописанием. Это была образованная женщина, возможно, единственная в те годы на Руси женщина-летописец

  

15с

Желая сохранить в потомстве память о муже и печальных событиях той эпохи, на окраине Ростова она строит Преображенский храм и основывает здесь монастырь.

  

16с

В память о князе Василько Мария основала и наше село.

    «По рукописи Артынова, на месте села находился городок «Васили», построенный ростовским кн. Василием Константиновичем (XII в.). Во время Батыева нашествия этот городок был разорен совершенно, вследствие чего супруга князя Василька, княгиня Мария, и построила тут новый терем, назвав его именем мужа».

Подвиг князя Василько стал   примером веры, силы духа и мужества. Его подвиг вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками.

 

 

17с

Повернем еще стрелку волшебных часов лет на наше время и посмотрим на современный город Ростов.

 

18с

«Нет в России города без славы». К этим словам поэта можно добавить, что в России нет ни одного значительного города, у которого не было бы своего герба, отражающего его историю. В этом отношении история возникновения герба Ростова уникальна, поскольку уходит своими корнями в глубокое прошлое.

 

Ростовский герб, утвержденный 20 июля 1778 года, описывался так: «В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые».

В таком виде ростовский герб сохранился до наших дней.

 

 

Этап творческих заданий

Учитель: Ребята, теперь вы сами можете повернуть стрелки волшебных часов. Мы живем сейчас в двадцать первом веке. Но он только недавно начался. Волшебные часы в ваших руках. Вы можете их повернуть и перенестись в те годы двадцатого века, о которых вам рассказывали ваши родители, и в которых жили ваши дедушки и бабушки жили. Скорее всего от них вы слышали о нашей Великой Победе в 1945 году, о покорении космоса, о важнейших для нашей страны стройках и о многом другом. Вы можете объединиться в группы и создать коллективный рисунок. Давайте не просто расскажем об этом друг другу, но и попробуем изобразить на бумаге те события, о которых вы узнали от своих близких.

После того как дети нарисуют, предложить им прокомментировать рисунки.

 

Итоговый этап

Учитель: Ребята, посмотрите на часы. Прошло тридцать минут, как мы начали наш урок. А ведь он уже стал историей. Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени. И в основном мы постарались больше узнать о нашем Ярославском крае. Каждый год, месяц, день вы будете все больше узнавать об истории нашей Родины – России. И, думаю, что, узнавая это, вы будете гордиться тем, что живете в нашей стране.

Завершить урок можно песней о Родине.

 

 


УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ «Горжусь, что живу в

УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ «Горжусь, что живу в

А какие фильмы, стихи, рассказы о прошлом нашей страны, вы знаете?

А какие фильмы, стихи, рассказы о прошлом нашей страны, вы знаете?

Они-то и назвали озеро Неро, что в переводе означает «илистое, болотистое место»

Они-то и назвали озеро Неро, что в переводе означает «илистое, болотистое место»

По рукописи Артынова, на месте села находился городок «Васили», построенный ростовским кн

По рукописи Артынова, на месте села находился городок «Васили», построенный ростовским кн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020