РУССКИЙ ЯЗЫК 20.11
Тема: Корень слова, чередование согласных в корне слов
Цель: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными;
Задачи:
· актуализировать знания о корне слова; изучить чередование согласных в корне слова;
· научить учащихся выделять корень в словах с чередующимися согласными; научить подбирать однокоренные слова с чередованием согласных;
· развивать умение находить в тексте однокоренные слова; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку, его грамматическим явлениям.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап
- Начался новый трудовой день. Вы пришли в школу… а какой главный труд для каждого из вас в школе? (Учеба)
- Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
- Какими мы должны быть для успешной работы? (ответы детей….)
2. Чистописание
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов,
Я у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
- Что это ? (Корень)
- Какой первый звук в слове? ( к )
- Дайте характеристику. (Глухой, согласный, парный, твёрдый.)
- Запишите соединения кк ко кр ке кн кь 2 строки (Слайд 1)
- Запишите слово Корень
- О чем пойдет речь на уроке? (О корне)
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
- Что мы знаем о корне?
(Корень – это общая часть родственных (однокоренных) слов)
-А может ли слово существовать без корня? Почему?
(Нет. В корне лексическое значение слова)
- Как будем действовать, чтобы выделить корень?
(Подберём однокоренные слова и выделим общую часть)
- У могучего дуба, конечно, корень большой. Но когда еще только семечко проросло, это был еще не корень, а маленький…. корешок. Запишите слово корешок через запятую после слова корень.
- Являются ли эти слова однокоренными. Докажите.
- Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Оставим этот вопрос открытым.
ПРОБЛЕМА.
5 . Этап целеполагания, мотивации
- А что необычного заметили?
(Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные?)
- Итак, именно эту проблему мы будем сегодня изучать.
Тема: Корень слова, чередование согласных звуков в корне слова.
- Чему на уроке будем учиться?
Ответы детей: Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.
6. Этап изучения нового материала
Загадка:
- Я вырос на лесной опушке.
Моё ядро мало для пушки.
Я прячусь в торт и внутрь конфет.
Разбей скорлупки, там ответ.
- Отгадайте. (Орех)
- Запиши слово ОРЕХ.
- Какие слова называются однокоренными.
- Подбери и запиши к нему однокоренные слова. (Орех, ореховый, орешек). Слайд 2
- Назовите корни в словах.
- На что обратим внимание в корне слова?
- Попробуйте произнести слово орешек не изменяя согласный.
(ОРЕХЕК).
- Удобно ли вам было произнести это слово?
- Так почему заменяется звук в корне слова?
- Только что мы наблюдали закон русского языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков.
- Давайте заглянем в учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. Откройте учебники на с.76.
-В какой части корня происходит чередование согласных звуков? (На конце корня)
- Какие согласные звуки могут чередоваться?
(Зачитывают примеры чередования.)
г//з//ж: подруги, друзья, дружба,
к//ч: рука - ручка, сок - сочный,
г//ж: нога-ножка, юг-южный,
х//ш: ухо-ушко, смех-смешной, смешить
з//ж: мороз-мороженое, низ-нижний.
Работают над словами устно. (наблюдение за изменениями)
(Слайд 3,4)
- Прочитайте слова. Запишите их. Выделите корень. Подчеркните последнюю букву в корне.
Снег, снежный, снежинка, Снегурочка.
Друг, дружище, подруга, друзья.
После
завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:
– Какое слово
было родоначальником всех остальных слов в каждом
упражнении? (Снег, друг.)
– Почему изменяются последний
звук и последняя буква корня в
некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)
7. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности
Упр.140, с.77.
- По заданию. (По одному ребёнку у доски)
8. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
- Наша задача: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными.
- Попробуйте выполнить следующее задание самостоятельно.
Запишите слова. Выделите корень. Подчеркните чередующиеся согласные.
Слайд 4
9. Итог урока.
– Что узнали нового?
Д/З стр.77 упр.139
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.