Конспект урока русский язык 3 класс "Корень слова. Чередование согласных в корне слова"

  • docx
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский 20.11.docx

РУССКИЙ ЯЗЫК 20.11

Тема: Корень слова, чередование согласных в корне слов

Цель: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными;

Задачи:

·      актуализировать знания о корне слова; изучить чередование согласных в корне слова;

·      научить учащихся выделять корень в словах с чередующимися согласными; научить подбирать однокоренные слова с чередованием согласных;

·      развивать умение находить в тексте однокоренные слова; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку, его грамматическим явлениям.  

ХОД УРОКА:

1.                 Организационный этап

- Начался новый трудовой день. Вы пришли в школу… а какой главный труд для каждого из вас в школе? (Учеба)

- Мы сегодня снова будем писать,

 Делать выводы и рассуждать.

 А чтобы урок пошел каждому впрок,

 Активно включайся в работу, дружок!

- Какими мы должны быть для успешной работы? (ответы детей….)

 

2.                 Чистописание

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов,

Я у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

- Что это ? (Корень)

- Какой первый звук в слове? ( к )

- Дайте характеристику. (Глухой, согласный, парный, твёрдый.)

- Запишите соединения кк ко кр ке кн кь  2 строки (Слайд 1)

- Запишите слово Корень

- О чем пойдет речь на уроке?  (О корне)

 

3.                 Этап актуализации субъективного опыта учащихся

- Что мы знаем о корне?

(Корень – это общая часть родственных (однокоренных) слов)

-А может ли слово существовать без корня? Почему?

(Нет. В корне лексическое значение слова)

- Как будем действовать, чтобы выделить корень?

(Подберём однокоренные слова и выделим общую часть)

 

- У могучего дуба, конечно, корень большой. Но когда еще только семечко проросло, это был еще не корень, а маленький…. корешок. Запишите слово корешок через запятую после слова корень.

- Являются ли эти слова однокоренными. Докажите.

- Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Оставим этот вопрос открытым.

  ПРОБЛЕМА.

 

5 . Этап целеполагания, мотивации

- А что необычного заметили?

(Почему в корне однокоренных слов встречаются  разные согласные?)

- Итак, именно эту проблему мы будем сегодня изучать.

Тема: Корень слова, чередование согласных звуков в корне слова.

- Чему на уроке будем учиться?

Ответы детей: Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.

 

6.                 Этап изучения нового материала

Загадка:

- Я вырос на лесной опушке.

  Моё ядро мало для пушки.

  Я прячусь в торт и внутрь конфет.

  Разбей скорлупки, там ответ.

-  Отгадайте. (Орех)

 

- Запиши слово ОРЕХ.

- Какие слова называются однокоренными.

- Подбери и запиши к нему однокоренные слова. (Орех, ореховый, орешек). Слайд 2

- Назовите корни в словах.

- На что обратим внимание в корне слова?

 

- Попробуйте произнести слово орешек не изменяя согласный.

(ОРЕХЕК).

- Удобно ли вам было произнести это слово?

- Так почему заменяется звук в корне слова?

- Только что мы наблюдали закон русского языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков.

 

- Давайте заглянем в учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. Откройте учебники на с.76.

-В какой части корня происходит чередование согласных звуков?  (На конце корня)

- Какие согласные звуки могут чередоваться?

(Зачитывают примеры чередования.)

г//з//ж: подруги, друзья, дружба,

к//ч: рука - ручка, сок - сочный,

г//ж: нога-ножка, югжный,

х//ш: ухо-ушко, смех-смешной, смешить

з//ж: мороз-мороженое, низ-нижний.

Работают над словами устно. (наблюдение за изменениями)

 

 

(Слайд 3,4)

- Прочитайте слова. Запишите их. Выделите корень. Подчеркните последнюю букву в корне.

Снег, снежный, снежинка, Снегурочка.

Друг, дружище, подруга, друзья.

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:
– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом
упражнении? (
Снег, друг.)

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в
некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

 

7.                 Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Упр.140, с.77.

- По заданию. (По одному ребёнку у доски)

 

8.                 Этап   закрепления новых знаний и способов деятельности

- Наша задача: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными.

- Попробуйте выполнить следующее задание самостоятельно.

Запишите слова. Выделите корень. Подчеркните чередующиеся согласные.

Слайд 4

 

9.     Итог урока.

– Что узнали нового?

Д/З стр.77 упр.139