Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема "Деловые бумаги. Заявление"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема "Деловые бумаги. Заявление"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
20.09.2020
Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема "Деловые бумаги. Заявление"
РЯ 7- Оформление деловых бумаг.docx

Предмет: русский язык 

Класс: 7

Учитель: Королёва Наталья Викторовна

Урок развития речи.

Тема: Оформление деловых бумаг (заявление).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.

 

 

 

Ход урока.

I.  Организационный момент.

 

II. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Прочитайте синонимичные ряды слов, определите, в  чем отличие в каждом ряду?

·         костоправ – хирург (разговорный, научный)

·         врун – лжец – брехун (публицистический, художественный, разговорный)

·         нехватка – дефицит (деловой, публицистический)

·         жара – зной  (разговорный, художественный)

Вопрос: От чего зависит выбор слов определённого стиля?

Вывод: что использование тех или иных слов зависит от речевой ситуации и стиля речи, который используется при данной ситуации.

 

Вопрос:  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

ТЕМА УРОКА

 

Вопрос:     1. Какие стили речи вызнаете?

 

Задание. Прочитайте тексты, определите стили речи.

1. Слушай, приятель, да-да, Михалыч, ты. Отойди-ка от колодца, думаешь одному тебе жарко? Всего десять минут назад осушил полторашку минералки, а уже, видите ли, опять воды захотел - в очередь!

 

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

     К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

 

3. Вода при комнатной температуре - прозрачная жидкость, не обладающая ни вкусом, ни цветом, ни запахом, при отрицательной температуре – лед или снег, в газообразном состоянии – водяной пар. И в условиях Земли она может одновременно находиться во всех трех состояниях: снег на горных вершинах, реки у их подножья и облака в небесах. Вода без жизни возможна, а вот жизни без воды нет. 

 

4. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. (Ф. Достоевский)

Вопрос. Пример какого  стиля речи отсутствует?

 

 

 

 

III.  Постановка проблемы.

 

Учитель.

Зарождение русской официально-деловой речи начинается с 10 века, в эпоху Киевской Руси. Связано это с оформлением договоров между Киевом и Византией. Важнейший памятник древнерусского права – «Русская правда» - сборник законов.

В 16 веке в Московской Руси было два книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов, учреждений. К 18 веку приказный язык становится общим языком письменности, из которого потом сформировался современный русский литературный язык.

характеристику стиля).

Вопрос. 1. С какой целью употребляется официально-деловой стиль речи?

(Официально-деловой стиль употребляется с целью сообщения деловой информации, применяется в документах, имеет свои стилевые черты: точность, специальные слова, строгую форму, речевые штампы, слова в прямом значении.).

2. В каких случаях вам может понадобиться знание официально-делового стиля в школе или вне школы?

 

3. А с какими из деловых бумаг вы сталкивались в жизни?

(По ходу ответов заполняется стенд «Деловые бумаги») (объявление, справка, устав школы, приказ, инструкция, деловое письмо, характеристика, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография).

 

 

IV. Открытие нового знания.

Вопрос. Для того чтобы научиться оформлять заявление, нужно чётко знать, что обозначает это понятие. Какая книга может нам помочь в этом? Прочитайте, как объясняется в толковом словаре значение слова заявление.

«Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.

2.  Письменная просьба о чём-нибудь. ( Написать заявление об отпуске.)»

 

Учитель: В каких ситуациях и с какими просьбами вы можете обращаться к администрации нашей школы?

Обучающиеся делают вывод: обратиться к администрации нашей школы можно с просьбой освободить от занятий, разрешить перейти в другой класс, выдать справку и т.д.

-  Подберите однокоренной глагол в н. ф. к слову заявление. (заявлять, заявить).

-  Подберите теперь однокоренное сущ., обозначающее лицо, автора заявления. ( заявитель)

-  Докажите, что эти слова однокоренные, выделите корни.

-  Как мы назовём человека, которому пишем? (адресат).

/ Все слова постепенно записываются учениками в листах, а учителем на доске/.

-  Вот, ребята, мы записали опорные слова, без которых нельзя приступать к составлению заявления. Теперь, когда мы выяснили значение этих слов, можно приступить к следующему этапу. Какие же бывают заявления и где вам может пригодиться знание о них, расскажет соц. педагог.

V. Развитие учебно-­языковых, правописных и речевых умений.

Оформление заявления.

-  Для того чтобы правильно оформить документ, необходимо знать его структуру и форму: что писать, как, где?

СХЕМА:

Итак, в заявлении указываются: ( Ученики читают структуру заявления по пунктам, находят соответствие в образце документа на доске)

1)  адресат ( пишется с прописной буквы, располагается в верхнем правом углу);

2)  заявитель (должность, инициалы, фамилия; пишется в Р. п. без предлога от; тоже в правом углу, под адресатом);

3)  наименование документа (пишется посередине строки с маленькой буквы; после ставится точка);

4)  содержание заявления (с красной строки);

5)  подпись заявителя (пишется внизу справа);

6)  дата ( пишется слева внизу).

 

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ.

Директору спортивного клуба «Салют»

ученика 7 «А» класса школы - интерната

Петрова Максима

заявление.

Прошу зачислить меня в секцию плавания.

15 сентября 2005г. М. Петров.

 

VI. Закрепление.

1.  Составление заявления.

-  Представьте себе такую ситуацию: вы получили паспорт, а потом по какой-то причине потеряли его. Что будете делать? / нужно обратиться в милицию или в паспортно-визовую службу с заявлением./

-  С какой просьбой вы обратитесь к начальнику ПВС?

Напишите заявления.

2.  Редактирование заявления из сценки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

 Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

Будьте здоровы! Саша.

-  Какие ошибки Саша допустил в оформлении своего заявления? ( неверно расположены части заявления, наименования документа, даты и подписи нет)

-  Какие ошибки допущены в содержании? (лишними являются слова благодарности, пожелания здоровья, излишне употребление эмоциональной лексики)

-  Подумайте и составьте правильную форму заявления Саши.

Выполнение упражнений для первичного развития умений.

 

Задание 1.

- А теперь попробуйте исправить данное заявление в соответствии с нормами официально-делового стиля.

( у обучающихся раздатка, где они исправляют текс заявления). Проверка выполнения.

 

 

 

 

 

Задание 2.

У вас на партах лежат готовые типовые словосочетания для заявлений. Определите, в какой части заявления они используются. Найдите конструкции, которые используются для выражения просьбы; для аргументации; для подтверждения фактов.

VII.  Рефлексия.

-  С оформлением какой деловой бумаги вы познакомились сегодня?

-  Я надеюсь, что всё что вы сегодня узнали, всё, чему вы научились, вам обязательно пригодиться в жизни.

VIII. Домашнее задание.

-  К следующему занятию по развитию речи вы подготовите рассказ о структуре и форме заполнения заявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема заявления.

 

1. Наименование адресата (должностного лица или учреждения) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа.

2.Наименование заявителя пишется в форме родительного падежа под адресатом справа.

3.Слово заявление пишется в середине листа с маленькой буквы.

4.Текст заявления пишется с красной строки и, как правило, начинается словами Прошу + инфинитив (отпустить, предоставить).

Затем следует объяснение причин просьбы, которое вводится с помощью типовых конструкций: в виду того что..., в связи с ..., потому что... и тому подобных.

5. Дата составления документа пишется под текстом  слева.

6. В той же строке, где поставлена дата, но справа ставится личная подпись заявителя.

___________________________________________________________

 

Схема заявления.

 

1. Наименование адресата (должностного лица или учреждения) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа.

2.Наименование заявителя пишется в форме родительного падежа под адресатом справа.

3.Слово заявление пишется в середине листа с маленькой буквы.

4.Текст заявления пишется с красной строки и, как правило, начинается словами Прошу + инфинитив (отпустить, предоставить).

Затем следует объяснение причин просьбы, которое вводится с помощью типовых конструкций: в виду того что..., в связи с ..., потому что... и тому подобных.

5. Дата составления документа пишется под текстом  слева.

6. В той же строке, где поставлена дата, но справа ставится личная подпись заявителя.

Схема заявления.

 

1. Наименование адресата (должностного лица или учреждения) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа.

2.Наименование заявителя пишется в форме родительного падежа под адресатом справа.

3.Слово заявление пишется в середине листа с маленькой буквы.

4.Текст заявления пишется с красной строки и, как правило, начинается словами Прошу + инфинитив (отпустить, предоставить).

Затем следует объяснение причин просьбы, которое вводится с помощью типовых конструкций: в виду того что..., в связи с ..., потому что... и тому подобных.

5. Дата составления документа пишется под текстом  слева.

6. В той же строке, где поставлена дата, но справа ставится личная подпись заявителя.


__________________________________________________________________

 

Типовые словосочетания для заявлений

 

Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….

В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.

По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….

------------------------------------------------------------------------------



Типовые словосочетания для заявлений

 

Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….

В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.

По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….

 

Типовые словосочетания для заявлений

 

Прошу предоставить мне…/ разрешить мне…/ оказать мне…/ освободить меня….

В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/.

По причине…; по семейным обстоятельствам; по болезни; на основании справки №…, выданной….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директору ДЮСШ «Олимп»

Залазаеву С. С.

ученика 7 а класса

ЧСОШ им. А.С. Пушкина

Петрова Ивана

 

 

                                               заявление.

 

Прошу зачислить меня в секцию «Футбол».    

 

02 сентября 2019.

 

                                                                 

__________________________________________________________________       

Директору ДЮСШ «Олимп»

Залазаеву С. С.

ученика 7 а класса

ЧСОШ им. А.С. Пушкина

Петрова Ивана

 

 

                                               заявление.

 

Прошу зачислить меня в секцию «Футбол».    

 

02 сентября 2019.

 

 

Директору ДЮСШ «Олимп»

Залазаеву С. С.

ученика 7 а класса

ЧСОШ им. А.С. Пушкина

Петрова Ивана

 

 

                                               заявление.

 

Прошу зачислить меня в секцию «Футбол».    

 

02 сентября 2019.

 

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слушай, приятель, да-да, Михалыч, ты. Отойди-ка от колодца, думаешь одному тебе жарко? Всего десять минут назад осушил полторашку минералки, а уже, видите ли, опять воды захотел - в очередь!

 

 

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

     К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

 

 

3. Вода при комнатной температуре - прозрачная жидкость, не обладающая ни вкусом, ни цветом, ни запахом, при отрицательной температуре – лед или снег, в газообразном состоянии – водяной пар. И в условиях Земли она может одновременно находиться во всех трех состояниях: снег на горных вершинах, реки у их подножья и облака в небесах. Вода без жизни возможна, а вот жизни без воды нет. 

 

 

4. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. (Ф. Достоевский)



 

 

 

Директору библиотеки

 

Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

 

Будьте здоровы! Саша.

 

__________________________________________________________________

 

 

Директору библиотеки

 

Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

 

Будьте здоровы! Саша.

 

__________________________________________________________________

 

Директору библиотеки

 

Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

 

Будьте здоровы! Саша.


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: русский язык Класс: 7

Предмет: русский язык Класс: 7

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

III . Постановка проблемы

III . Постановка проблемы

Обучающиеся делают вывод: обратиться к администрации нашей школы можно с просьбой освободить от занятий, разрешить перейти в другой класс, выдать справку и т

Обучающиеся делают вывод: обратиться к администрации нашей школы можно с просьбой освободить от занятий, разрешить перейти в другой класс, выдать справку и т

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ. Директору спортивного клуба «Салют» ученика 7 «А» класса школы - интерната

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ. Директору спортивного клуба «Салют» ученика 7 «А» класса школы - интерната

Проверка выполнения.

Проверка выполнения.

Схема заявления. 1. Наименование адресата (должностного лица или учреждения) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа

Схема заявления. 1. Наименование адресата (должностного лица или учреждения) пишется в форме дательного падежа в правом верхнем углу листа

Дата составления документа пишется под текстом слева

Дата составления документа пишется под текстом слева

В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/

В связи с участием…/ с поездкой… / с необходимостью…/

Директору ДЮСШ «Олимп» Залазаеву

Директору ДЮСШ «Олимп» Залазаеву

Директору ДЮСШ «Олимп» Залазаеву

Директору ДЮСШ «Олимп» Залазаеву

Слушай, приятель, да-да, Михалыч, ты

Слушай, приятель, да-да, Михалыч, ты

Директору библиотеки Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки пишет

Директору библиотеки Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки пишет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020